Жить стало лучше

65 лет назад с конвейера ЗАЗ сошел первый
народный автомобиль «Запорожец».

Прошедшее столетие оказалось временем массовой автомобилизации. К концу века, на 1 000 жителей США приходилось 660 легковых автомобилей, на 1 000 нашихо соотечественников  – 130 автомобилей. Принадлежность к автовладельцам открывала широкие горизонты мобильности, по сути, создавая новое качество жизни.

1 октября 1908 года в США  начался выпуск первого в мире массового автомобиля Ford-T, стоимостью 825$, что было сравнимо со средней зарплатой рабочего за 16 месяцев.

В 1946 году с конвейера Горьковского автозавода сошел первый - свободно продаваемый населению отечественный легковой автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа», стоимость которого   (16 000 руб.) в 30 раз превышала среднюю зарплату по стране.

К 1958 году на одного жителя СССР  приходилось 0.002 легковых автомобиля.

28 ноября того же года вышло постановление Совета Министров СССР «Об организации производства микролитражных автомобилей». В нём содержалось  решение поддержать предложение Совета Министров Украинской ССР и Госплана СССР об организации на Запорожском заводе «Коммунар» производства микролитражных автомобилей и о специализации Мелитопольского дизельного завода на производство бензиновых двигателей для этого автомобиля.

Одним из прототипов  будущего советского микролитражного автомобиля послужил, выпускаемый с 1955 года, итальянский «Fiat- 600».

Будучи трехдверным, четырехместным  хэтчбэком, данный автомобиль обладал четырехцилиндровым двигателем, мощностью 21 л.с. Длина, ширина и высота машины составляли:  3215,  1380 и  1405 мм., соответственно.
Преимуществом автомобиля было удачное сочетание цены и потребительских качеств.

Fiat-600  обладал четырёхцилиндровым карбюраторным двигателем, мощностью 21 л.с. с водяным охлаждением. V-образный, четырехцилиндровый двигатель ЗАЗ-965, обладал мощностью в 27 л.с.

ЗАЗ-965 был оснащен бензиновым отопителем, в то время, как у Fiat-600  отопление осуществлялось от системы охлаждения.

Передняя подвеска Fiat-600 и ЗАЗ-965 -  абсолютно разная. У отечественного автомобиля она торсионная, а в детище итальянских конструкторов – основанная на поперечной рессоре.

Стоимость автомобиля ЗАЗ-965 составляла 1 800 руб., что в 24 раза превышало среднемесячную зарплату по стране.
 
В 1966 году ЗАЗ начал производить модель ЗАЗ-966, а в 1979 году был запущен в массовое производство ЗАЗ-968М. Данные автомобили обладали более современным дизайном, мощность их двигателей составляла 42 л.с.

В 1986 году по контракту с итальянской промышленной кампанией Comau на ЗАЗ был создан новый производственный комплекс, включивший в себя: цех сварки кузовов, цех окраски, цех сборки.

В 1987 году начался выпуск автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия» — первых автомобилей завода с жидкостным охлаждением двигателя. В 1989 году стало известно о разработке новых моделей «Таврии» - пятидверного ЗАЗ-1105 и автомобиля с кузовом «универсал».

В октябре 1989 года завод изготовил трёхмиллионный автомобиль.

1 июля 1994 года закончилось производство автомобиля ЗАЗ-968М, последнего заднемоторного автомобиля ЗАЗ. Всего (с 1960 по 1994 гг.)  было изготовлено 3 422 444 автомобиля  этой марки.

В середине 1990-х сложная финансовая ситуация на заводе усугубилась тем, что всю валютную выручку надо было сдавать государству, что повлекло основательное вымывание оборотных средств.

Для спасения завода, начался поиск инвестора в среде лидеров мирового автопрома. В итоге, остановились на  создании совместного предприятия с концерном Daewoo с уставным капиталом в 150 млн. долл.

В июне 1996 года Кабмин Украины утвердил решение о приватизации завода.

В августе 1997 года завод был включён в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины.

В 1998 году завод начал сотрудничество с корпорацией Daewoo, в связи с чем, было создано ЗАО «Совместное украино-корейское предприятие с иностранной инвестицией «АвтоЗАЗ-Daewoo».

Началась сборка новых автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия-Нова», Daewoo Lanos, Daewoo Nubira, Daewoo Leganza.

В 1999 году начинался выпуск ЗАЗ-1103 «Славута» (с кузовом «пятидверный лифтбэк»). В разработке принимала участие компания Daewoo. Разработаны новая  модель ЗАЗ-1105 «Дана» (с кузовом «пятидверный универсал»).

В 2003 году концерн «Daewoo» продал свою долю в совместном предприятии, завод превратился закрытое акционерное общество с иностранной инвестицией «Запорожский автомобилестроительный завод».

 В 2004 году на производственных мощностях предприятия началось производство автомобилей АвтоВАЗ (ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099), GM-DAT («Ланос (Т-150)»), Opel Astra G («OTGF69-40» и «OTGF69-60»).

23 декабря 2004 года завод был исключён из перечня предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины.

В 2005 году на предприятии были подготовлены производственные мощности для выпуска автобусов «I-VAN» на базе шасси автомобиля «TATA».

В 2007 году запущена программа локализации производства автомобиля Daewoo Lanos, проведён рестайлинг базовой модели, который получил название «ZAZ Lanos» (ЗАЗ Ланос T-150). Разработан и начат выпуск фургона на его базе.
В мае 2009 года Запорожский автозавод выиграл международный тендер на поставку автомобилей для ветеранов и инвалидов Азербайджана. 4 июня был подписан контракт на поставку 500 автомобилей.

В январе 2011 года были сняты с производства автомобили Славута (ЗАЗ-1103) и Таврия-пикап (ЗАЗ-110557).

13 марта 2012 года начались продажи новой модели ZAZ Vida на Украине. В сентябре 2012 года ЗАЗ планировал начать продажи модели в России.

В октябре 2013 года ЗАЗ стал одним из трёх предприятий Украины по приёму и разборке транспортных средств в соответствии с программой утилизации автомашин.

В июле 2014 года завод выпустил только восемь автомашин. 18 июля 2014 администрация завода приняла решение о сокращении 2  100  работников. В августе 2014 завод перешёл на трёхдневную рабочую неделю. В конце 2014 года завод перешел на выпуск запчастей.

 В декабре 2016 года на Запорожском автозаводе стартовал серийный выпуск легкового фургона ZAZ Vida Cargo.


Завод в 2017 году сократил чистый доход на 15 % к предыдущему году — до 434,62 млн грн, чистый убыток снизился в 2,1 раза — до 287,75 млн грн.

6 декабря 2018 года была начата процедура банкротства завода.
20 января этого года стало известно о том, что председатель Законодательного собрания Запорожской области Виктор Емельяненко предложил возобновить производство автомобилей на Запорожском автомобилестроительном заводе (ЗАЗ) после освобождения территории города Запорожье.
Концепция народного автомобиля в нашей стране оказалась во многом реализованной. 
В апреле этого года медианная (получаемая половиной работников) зарплата составила 73 871 руб., что в 10.15 раза меньше стоимости Лады Гранты, в 11.4 раза меньше стоимости Kia Rio, в 13 раз меньше стоимости Renoult Logan.

Подводя итоги, отметим, что начало выпуска народного автомобиля «Запорожец» в 1960 году было началом массовой автомобилизации нашей страны. Это открывало перед советскими гражданами новые горизонты мобильности. Попросту, свидетельствовало о том, что жить стало лучше.


Рецензии