Мифолого-религиозная культура и культура всечелове

Мифолого-религиозная культура и культура всечеловеческая
МИФОЛОГО-РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

«Некоторые думают, что если еще не гремят пушки, то это значит, что существует мир. Но вовсе не гром пушек, а рычание сердец является признаком войны». (Н.К. Рерих. «Мир всему живущему»)
                  

     Почему мы обращаемся к проблеме всечеловеческой культуры? Потому что она (всечеловеческая культура)  есть, но всечеловеческой пока ещё не стала.   И процесс деградации культуры или, что, одно и то же, рост «антикультуры»* является одним из симптомов войны. Перед Второй мировой войной фашистам-нацистам удалось обескультурить два цивилизованных народа Европы, превратив их в гладиаторов.  Великолепная метафора Николая Рериха «рычащие сердца» поразительно точно подходит к тому, что сегодня проиходит на «сцене» политического театра Запада, особенно европейского его филиала. История повторяется: Западные политики подготовили войну на Украине, разожгли её и готовы превратить в ядерный мировой пожар. То, что происходит на упомянутой нами «сцене» явилось результатом не просто снижения, а обвала культуры.
      

      В обиходе достаточно часто распространено противопоставление различных религиозных культур друг другу  и религиозной культуры в целом –  светской культуре. Нам представляется, что сравнение и познание  различного типа и вида культур полезно,  но противопоставление непродуктивно, даже негативно..
 
      Личностное и коллективное сознание, современных людей, живущих на планенте Земля уже фактически единой деревней находится одновременно под влиянием двух культур: мифолого-религиозной и той, которую часто называют светской (не равняется антирелигиозной). Наименование «светская культура» возникло исторически и не совсем правильно отражает суть того феномена, который мы имеем в виду и по традиции с ним связываем.
      Мифолого-религиозная культура, точнее, её многочисленные виды основаны преимущественно на обобщении доисторического опыта и опыта истории основных цивилизаций существующих и существовавших.  Одной из распространенных форм классификаций цивилизаций часто и осуществляется по религиозному признаку (конфуцианская, буддистская, иудейская, христианская, исламская). Мифолого-религиозные системы знания и культуры развивались в условиях географической (пространственной) разрозненности народов планеты.    

      «Светская культура» основана на интеграции опыта мифолого-религиозных культур и опыте использования достижений научного знания. Её развитие есть одновременно отражение очень сложного движения к сближению народов. Мы и будем назывть её «всечеловеческой культурой» или культурой всего человечества.
    
     Оба феномена представляют собой сложнейшие социально-антропологические системы.  Но консолидирующим ядром (структурой-аттрактором**) каждой является процесс совершенствования (возвышения)  человека, как индивидуально, так и коллективно (как рода).
    Идеально оно (это ядро - структур -аттрактор) отражается в провозглашаемых той или иной культурой ценностях. В качестве высших провозглашаются ценности (добра, истины, прекрасного) и рекомендуемые данным типом культуры способы «реализации» их. А объективно находит выражение в повседневной жизни людей, конкретной личной жизни, в реальной истории социума. Поэтому существует различие между провозглашаемыми ценностями и практикой их реализации.
       Те ценности, которые действительно  реализуются людьми и социумом в целом называются «этосом», по Веберу.

     Конечно, соотношение взаимовлияния культур многовариантно и зависит от данного исторического опыта социума (от государства до семьи) и конкретной личной  судьбы человека.
      В пространстве доминирования религиозной культуры
жизнь социума и жизнь отдельного человека определяется религиозными предписаниями. В ранних цивилизациях, просуществовавших не одну сотню лет, государства вообще были по сути религиозно-военными или военно-религиозными организациями ( в Египте, Ассирии, Индии и Иудее), «удовлетворение»  религиозных потребностей было делом каждого дня и едва ли не каждого часа жизни человека.  Религиозно-военный и военно-религиозный аспект пронизывал жизнь и средневековых государств.  И до настоящего времени на планете существуют пространства с доминированием религиозной культуры. До сих пор религиозную окраску часто придают региональным конфликтам: как тлеющим, так и в той или иной степени горящим.
    
        Отношения между мифолого-религиозной и «всечеловеческой» (светской)  культурами  сложные. Но не будем забывать, что многие первооткрыватели тех истин, которые вошли в светскую культуру, сочетали  религиозную деятельность с научной (научная деятельность как  способ познания Бога).
      
   Всечеловеческая    культура именно как культура –  не отрицание мифолого-религиозной  культуры, а отрицание её отрицания, то есть   её «снятие»! Этот процессс не завершён и не скоро, полагаем, завершится.

      Многие удивятся, а почему мы не ведём речи о национальной культуре? Национальная культура в рамках своего развития на своём (национальном) уровне переживает и отражает тот же процесс «снятия», включается в синергию всех видов человеческой культуры, становится частью всечеловеческой культуры.
-----------------------
* Всё, что препятствует совершенствованию и развитию человека и социума, а тем более,  способствует его деградации, следует относить к антикультуре.      
** «…Структуры-аттракторы выглядят как цели эволюции…» с.81.Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов . Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпо миры – СПб. Алетейя, 2002.


Рецензии