Мифолого-религиозная культура и культура всечелове
МИФОЛОГО-РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
«Некоторые думают, что если еще не гремят пушки, то это значит, что существует мир. Но вовсе не гром пушек, а рычание сердец является признаком войны». (Н.К. Рерих. «Мир всему живущему»)
Почему мы обращаемся к проблеме всечеловеческой культуры? Потому что она (всечеловеческая культура) есть, но всечеловеческой пока ещё не стала. И процесс деградации культуры или, что, одно и то же, рост «антикультуры»* является одним из симптомов войны. Перед Второй мировой войной фашистам-нацистам удалось обескультурить два цивилизованных народа Европы, превратив их в гладиаторов. Великолепная метафора Николая Рериха «рычащие сердца» поразительно точно подходит к тому, что сегодня проиходит на «сцене» политического театра Запада, особенно европейского его филиала. История повторяется: Западные политики подготовили войну на Украине, разожгли её и готовы превратить в ядерный мировой пожар. То, что происходит на упомянутой нами «сцене» явилось результатом не просто снижения, а обвала культуры.
В обиходе достаточно часто распространено противопоставление различных религиозных культур друг другу и религиозной культуры в целом – светской культуре. Нам представляется, что сравнение и познание различного типа и вида культур полезно, но противопоставление непродуктивно, даже негативно..
Личностное и коллективное сознание, современных людей, живущих на планенте Земля уже фактически единой деревней находится одновременно под влиянием двух культур: мифолого-религиозной и той, которую часто называют светской (не равняется антирелигиозной). Наименование «светская культура» возникло исторически и не совсем правильно отражает суть того феномена, который мы имеем в виду и по традиции с ним связываем.
Мифолого-религиозная культура, точнее, её многочисленные виды основаны преимущественно на обобщении доисторического опыта и опыта истории основных цивилизаций существующих и существовавших. Одной из распространенных форм классификаций цивилизаций часто и осуществляется по религиозному признаку (конфуцианская, буддистская, иудейская, христианская, исламская). Мифолого-религиозные системы знания и культуры развивались в условиях географической (пространственной) разрозненности народов планеты.
«Светская культура» основана на интеграции опыта мифолого-религиозных культур и опыте использования достижений научного знания. Её развитие есть одновременно отражение очень сложного движения к сближению народов. Мы и будем назывть её «всечеловеческой культурой» или культурой всего человечества.
Оба феномена представляют собой сложнейшие социально-антропологические системы. Но консолидирующим ядром (структурой-аттрактором**) каждой является процесс совершенствования (возвышения) человека, как индивидуально, так и коллективно (как рода).
Идеально оно (это ядро - структур -аттрактор) отражается в провозглашаемых той или иной культурой ценностях. В качестве высших провозглашаются ценности (добра, истины, прекрасного) и рекомендуемые данным типом культуры способы «реализации» их. А объективно находит выражение в повседневной жизни людей, конкретной личной жизни, в реальной истории социума. Поэтому существует различие между провозглашаемыми ценностями и практикой их реализации.
Те ценности, которые действительно реализуются людьми и социумом в целом называются «этосом», по Веберу.
Конечно, соотношение взаимовлияния культур многовариантно и зависит от данного исторического опыта социума (от государства до семьи) и конкретной личной судьбы человека.
В пространстве доминирования религиозной культуры
жизнь социума и жизнь отдельного человека определяется религиозными предписаниями. В ранних цивилизациях, просуществовавших не одну сотню лет, государства вообще были по сути религиозно-военными или военно-религиозными организациями ( в Египте, Ассирии, Индии и Иудее), «удовлетворение» религиозных потребностей было делом каждого дня и едва ли не каждого часа жизни человека. Религиозно-военный и военно-религиозный аспект пронизывал жизнь и средневековых государств. И до настоящего времени на планете существуют пространства с доминированием религиозной культуры. До сих пор религиозную окраску часто придают региональным конфликтам: как тлеющим, так и в той или иной степени горящим.
Отношения между мифолого-религиозной и «всечеловеческой» (светской) культурами сложные. Но не будем забывать, что многие первооткрыватели тех истин, которые вошли в светскую культуру, сочетали религиозную деятельность с научной (научная деятельность как способ познания Бога).
Всечеловеческая культура именно как культура – не отрицание мифолого-религиозной культуры, а отрицание её отрицания, то есть её «снятие»! Этот процессс не завершён и не скоро, полагаем, завершится.
Многие удивятся, а почему мы не ведём речи о национальной культуре? Национальная культура в рамках своего развития на своём (национальном) уровне переживает и отражает тот же процесс «снятия», включается в синергию всех видов человеческой культуры, становится частью всечеловеческой культуры.
-----------------------
* Всё, что препятствует совершенствованию и развитию человека и социума, а тем более, способствует его деградации, следует относить к антикультуре.
** «…Структуры-аттракторы выглядят как цели эволюции…» с.81.Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов . Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпо миры – СПб. Алетейя, 2002.
Свидетельство о публикации №225112201050