Рибат и Мурабитун охрана границ в истории Ливии
Число рибатов, на самом деле, не увеличивалось до эры Аглабидов в 9 веке, которые изначально хотели справиться с угрозой, которую христиане предтавляли для Северной Африки. Тогда Зиядат-Аллах двинулся дальше и захватил Сицилию в 827 г. (212). Затем корсары Аглабидов подчинили себе все Центральное Средиземноморье и расширили свое господство на побережье южной Италии, Сардинии, Корсике и захватили Мальту в 868 г (255). Рибаты, в то время, в основном, представляли собой прибрежную цепь укрепленных пунктов; их основная обязанность заключалась в том, чтобы высматривать врага, который непрерывно расширял присутствие от Триполи на западе, до Александрии, на востоке. Они также простирались от берегов Средиземного моря на юг и на запад, пересекали Великую Сахару к западным берегам Атлантического океана. Рибаты пустыни служили торговым караванам, а также перемещавшимся по ней кочевым племенам. Количество этих рибатов оценивалось примерно в тысячу штук, а расстояние между рибатами достигало нескольких десятков километров. Рибаты продолжали населяться Мурабитами, намеревающимися вести джихад, в них также входили и суфии, пока в Ливию не пришли османы. Это новое развитие ознаменовало преобразование в составе рибатов. Рибаты должны были уступить место завийям, которые фактически переносились в них и служили уже, главным образом, для удовлетворения духовных потребностей жителей этого региона.
Рибат – это, в основном, открытый двор, окруженный укрепленными стенами снаружи, в нем есть мечеть с высоким минаретом, используемым для ежедневных пятикратных молитв, а также в качестве сторожевой башни против пиратов и захватчиков, в основном христиан. Там же ночью зажигался огромный костер, как маяк. Рибаты также использовались в качестве указателей для караванов и путешественников, и, кроме того, в качестве центров почтовых услуг с использованием голубей, которых там содержали. Они также предлагали бесплатные медицинские и образовательные услуги для Мурабитин и странников, среди которых находилось немало новобранцев, желавших примкнуть к делу рибата, чем увеличивалось число Мурабитинов. Когда Фатимидам, в конце концов, удалось распространить свой контроль на всю восточную часть Северной Африки, и Ливия была подчинена их халифату, рибаты перестали существовать как военные казармы, а также монастыри для отшельников. Основная причина этого прекращения заключалась в том, что угроза, которая обусловила их возникновение, исчезла. Это было очевидным отражением силы и прочности исламского государства, которое чувствовало себя достаточно уверенно, чтобы обеспечить собственную безопасность в отношениях со своими христианскими соседями. Таким образом, Аль-Мурабитин и их родственники обнаружили, что они и их добровольные военные услуги не нужны, по крайней мере, на время, и они превратились в, своего рода, аскетов, стремящихся к духовному возвышению, углубляясь в исламские науки и знания. Это привело к огромному увеличению числа шейхов (учителей), которые обеспечили всплеск учеников — суфиев, ищущих всевозможные знания в исламской сфере обучения. В конечном итоге, это привело к появлению новых орденов во главе с шейхами, которые постепенно стали самостоятельными и были вынуждены разветвляться, создавая свои собственные центры — завийи. Эти завийи географически рассредоточены среди скоплений населения до такой степени, что в Ливии завийя стала насущной необходимостью для жилых кварталов, наряду с рынками, кладбищами и другими социальными объектами. Они должны были стать самодостаточными во всем, включая изготовление чернил, бумаги и размножении копий Корана, издание книг по суфизму, юриспруденции, арабскому языку и литературе среди прочего. Концепция, так называемого «большего джихада», вместо состояния боевой готовности получила значение духовного и интеллектуального развития. В завийях обустраивалось много ученых, суфийских шейхов, их учеников, дервишей, отшельников, которые пользовались бесплатным жильем, едой, лечением, и помимо искоренения неграмотности занимались даже аспектами высшего образования, так что, многие из них, со временем, сами стали образованными и признанными авторитетами.
Когда в 1147 г. (540) Альмохады захватили государство Альморавидов, рибаты начали заменяться завийями. Но только в 16-17 веке завийи фактически взяли на себя роль рибатов. Это изменение привело к тому, что многие шейхи начали устанавливать свои собственные ордены (так возник орден Сенуситов) в соответствии со своим пониманием и толкованием ислама вдали от любой оппозиции, что позволило им иметь исключительное влияние на своих учеников. Когда шейх такого ордена или завийи уходил из жизни, его хоронили в завийи его тариката, и его могила становилась святыней, достойной паломничества. Кроме того, она была открыта для публики, служа убежищем для уединения или местом для дальнейшего обучения, или просто для получения благословения в присутствии его могилы. Это, в конечном итоге привлекало людей разного этнического происхождения, которые обустраивались вокруг гробницы, и в результате возникла потребность в различных удобствах для жизни, таких как магазины, клиники и другие заведения, которые в конечном итоге создавали населенный центр, который со временем превращался в поселение, все больше увеличиваясь в размерах. Таким образом, рибат, как способ общественной организации и объединенный вокруг него актив сторонников религиозного течения, являли собой второй основной вид общественной организации в Ливии, если за первый брать кочевой. В рибатах, а позднее, в завийях концентрировались не только религиозные, научные и мировоззренческие ресурсы, но и развивалась философская школа, практиковалась медицина, формировалась новостная среда, одним словом, закладывались основы социального поведения, которые прослеживаются до сих пор, особенно, вне основных крупных ливийских городов. Аналогия в истории России – это монастыри, с существовавшими в их пределах поселениями, частично выполнявшие точно такие же оборонительные роли, но, впоследствии, становившееся центрами богословия, развития ремесел, изучения различных, пускай, и узко ориентированных наук и практик. По сути, каждый ливийский город вырос вокруг либо рибата, либо завийи, но сотни их и поныне остались существовать в прежних масштабах, став либо местами религиозного поклонения, либо населенными пунктами местного значения.
Свидетельство о публикации №225112201177