10 процентов на честность. Бюджет по-новому
В славном городе Астрахани, где волжские воды неторопливо несут свои тайны, а местные чиновники — не менее неторопливо осваивают бюджет, случилось событие, достойное пера сатирика. Один из народных избранников (имя которого, признаться, мало кто запомнил, но это ведь не главное — главное идея!) выступил с поистине революционным предложением.
Он призвал официально заложить в бюджет ровно 10 % на воровство. Не на школы, не на больницы, не на благоустройство — а именно на то, о чём все шепчутся, но вслух говорить стесняются. «А что такого? — будто бы говорит нам этот прогрессивный законодатель. — Все ведь знают: стройка — это магия. Деньги исчезают, отчёты растут, а объекты… ну, иногда тоже появляются. Так давайте сделаем процесс прозрачным! Официально! С печатью и подписью!»
И тут невольно начинаешь задавать себе вопросы. Откуда, собственно, взялась эта цифра — 10 %? Кто проводил исследования, высчитывал оптимальную долю теневого оборота? Может, 12 % — это уже перебор, а 8 % — обидно для мастеров теневого искусства? Где методология, где экспертные оценки? И как вообще будет выглядеть эта строка в бюджете? «Резерв на непредвиденные хищения»? «Фонд стимулирования креативных решений»? «Статья 42: Награда за изобретательность»?
А если вдруг случится чудо и подрядчики окажутся честными — куда девать зарезервированные 10 %? Возвращать в казну? Да ну, бред какой-то… А если украдут не 10 %, а, скажем, 25 % — это успех или провал? Надо ли премировать ответственных или устраивать разбор полётов за неэффективное планирование?
Впрочем, возникает и другой вопрос: а зачем вообще новая статья бюджета, если старые способы работают как часы? Есть же проверенная схема: «копеечная» зарплата депутата, которая почему-то позволяет жить безбедно; лоббирование интересов «выгодоприобретателей», умеющих быть благодарными; священный ритуал «оптимизации расходов», когда из сметы исчезает всё, кроме названия объекта.
Но наш герой решил пойти дальше. Он предложил не бороться с явлением, не закрывать глаза, а легализовать его. Как будто говорит: «Ребята, мы всё понимаем. Давайте просто сделаем это официально. В конце концов, если нельзя победить — возглавь!»
Если идея пройдёт, впереди нас ждёт целая эпоха бюджетной прозрачности. Можно ожидать появления налога на воздух для тех, кто слишком часто дышит в сторону бюджетных средств, медали «За выдающиеся достижения в освоении», квоты на откаты с формулировкой «Не менее 5 %, но не более 15 % от суммы контракта» и даже сертификата «Проверенный вор» для добросовестных подрядчиков.
А пока — ждём, когда 10 % на воровство станут официальной строкой в отчёте. Ведь если нельзя остановить процесс, надо его возглавить. Или хотя бы красиво оформить.
Кстати, а кто-нибудь проверил, сколько уже «освоено» на самом деле? Может, эти 10 % — просто скромная попытка догнать реальность?
Свидетельство о публикации №225112200012
Когда в серьёзных источниках читаешь об очередном аресте чиновника, создаётся впечатление, что это далеко не единичные случаи, а система. Ощущение, что системно государство и не собирается бороться с этим явлением.
Я как-то анализировал преступность среди высшего чиновничества и среди так называемых простых граждан, так оказалось, что преступность среди "элитных" сановников в десятки раз выше, чем среди "простаков". Так что это: руководить нами, руководить процессами назначают самые вороватые слои? И хочется воскликнуть: и эти люди учат нас честности, учат патриотизму, эти люди призывают наказывать за дискредитацию традиционных ценностей?!
Александр Матвеев Керлегеш 04.01.2026 17:32 Заявить о нарушении
Проблема требует системных решений: усиления прозрачности, неотвратимости ответственности и реальных механизмов контроля за действиями лиц, наделённых властью. Но, к сожалению, этим заниматься никто не будет… Громкие коррупционные скандалы — это лишь наказание тех, кто «забыл» занести в общак.
Спасибо за рецензию.
Николай Торполов 04.01.2026 22:50 Заявить о нарушении