Словосочетание и предложение. Логический анализ

       Русский язык хранит в себе множество любопытных особенностей. Одни и те же слова, построенные синтаксически одинаково, могут нести одновременно несколько смыслов. Помнится, в начальной школе меня удивила ситуация: при синтаксическом разборе предложения, содержащего слова «пёстрый ковёр», одноклассник верно обозначил «ковёр» как подлежащее, а «пёстрый» назвал сказуемым. «Это определение, – поправила его учительница. – Вот если бы «пёстрый» стояло после «ковёр», оно было бы сказуемым». Стоит лишь поменять слова местами, и их семантическая роль заметно преобразуется.
       В школе учат, что подлежащее – предмет и отвечает на вопросы «Кто? Что?», сказуемое – действие, основной вопрос которого «Что делать? Что сделать?»; определение – признак предмета: «Какой?». В старших классах формулировки несколько уточняются, в том числе изучаются случаи, когда сказуемое, действительно, может обозначать не только действие, но и в ряде случаев признак предмета. Например: «Небо над головой бездонное.»; «Утро чудесное.»; «Лес пуст и чист.».
       Что же происходит, когда «чудесное утро» превращается в «Утро чудесное.»? В первом случае имеет место словосочетание, во втором – предложение. Проанализируем их различия.
       Одно из первых определений, появляющихся при поиске понятия «словосочетание», – соединение двух или более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для отдельного обозначения понятийной единицы (предмета, качества, действия и другого). Для наглядности напомним, что принято выделять три вида словосочетания:
       – согласование: прилагательное + существительное («тёмный лес»);
       – управление: глагол + существительное, существительное + существительное («нарезать лук», «заказ билета»);
       – примыкание: глагол + наречие («хорошо учиться»).
       Для характеристики предложения предлагаются следующие определения:
       – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль;
       – единица языка и синтаксиса, которая представляет собой грамматически выстроенное соединение слов (или одно слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью;
       – основная синтаксическая единица, представляющая собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба); характеризуется интонационной и смысловой законченностью; имеет грамматическую основу.
       Примеры предложений: «Игорь купил газировку.»; «Побежали в комнату.»; «Рассвет на горизонте.»; «Светает.».
       Из предложенных примеров видно, что предложения нередко напоминают словосочетания, почти не отличаясь от них. Далеко не все из них значительны по объёму и содержат подлежащее со сказуемым. Среди предложений встречаются и совсем небольшие, односоставные, в том числе и в виде одного-единственного слова. Следовательно, при различении предложений и словосочетаний необходимо обращать внимание не только на формальное содержание высказывания, но и его смысл. Проанализировать эти нюансы позволяет логика.
       Явления окружающего мира, отражаясь в нашем сознании, приобретают соответствующее понятие. Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные общие и отличительные признаки предмета или класса предметов. Понятие есть наименование единичного явления, группы явлений, а также выводимых в результате мышления сущностей, которые в чистом виде в действительности не существуют. Последнее проявляется при абстрактных понятиях, таких как форма, содержание, красота, жёсткость, добро и т.п.
       Понятия – элементарные единицы человеческого мышления; в большинстве случаев мы мыслим именно понятиями. Лишь в определённых ситуациях мышление не требует слов: например, музыканту, исполняющему произведение, художнику, творящему картину, или шахматисту, просчитывающему комбинацию, вовсе необязательно вербализировать каждое своё действие, хотя вряд ли следует сомневаться в том, что их деятельность осмысленная и сознательная.
       Понятия существуют как форме одного, так и нескольких слов: «бесконечность», «муравей», «Лебединое озеро», «оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм». Представляя собой элементарные сгустки информации с рядом некоторых имманентных признаков, понятия образуют словарный запас человека, словесный инструментарий, который задействуется в случае необходимости.
       В словосочетаниях, состоящих всегда из двух или нескольких слов, главное слово организуется с зависимым словами таким образом, что с точки зрения логики образуется единое понятие, в котором зависимые слова придают главному некие уточняющие признаки. В словосочетании «чудесное утро» понятие «утро», которое само по себе обладает рядом признаков (связано с восходом солнца, ранними часами, временной продолжительностью), добавляется специфический признак – «чудесное». В словосочетании «побежали в комнату» главное слово – «побежали» наделяется уточняющим признаком места. Таким образом, словосочетание с точки зрения логики представляет собой одно понятие, обогащённое одним или несколькими уточняющими признаками, которые выражаются в нём зависимыми словами.
       Вместе с тем как логическое понятие не есть законченная мысль, так и словосочетания являются языковыми инструментами, конструкциями, которые только обладают потенциалом для их применения в реальности, для передачи законченной по смыслу информации. Их, например, бессмысленно оценивать с позиции истинного или ложного. Реальная же передача информации осуществляется в рамках следующей формы мышления – суждение.
       Суждение – это такая форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение включает в себя по меньшей мере два понятия – субъект и предикат. Субъект (S) есть понятие о предмете суждения, предикат (P) – понятие о свойствах (признаках) предмета. Субъект и предикат соединяются в суждении логической связкой («есть» и т.п.).
       Таким образом, в суждении имеет место соединение, по крайней мере, двух самостоятельных понятий; в них заявляется, утверждается эта связь. Именно в соединении двух независимых понятий (А, Б) рождается некая новая информация АБ, новый смысл. Суждение построено и организовано таким образом, чтобы донести до адресата эту новую, добавочную информацию, пусть иногда самую простую и банальную («Утро чудесное!»; «Земля – планета».).
       Большинство предложений, используемых в повседневности, представляют собой суждения, в которых получается определить логический субъект и предикат. Не возникает сложностей и в случае, когда встречается подлежащее со сказуемым, поскольку они всегда образуют предложение и никогда – словосочетание. Вместе с тем не все предложения признаются суждениями. Среди них вопросительные и побудительные («Есть ли жизнь на других планетах?»; «Стоять!»), а также некоторые повествовательные, в которых обозначенная логическая структура формально отсутствует: «Утро.»; «Рассвет.». Состоящие из одного слова предложения выглядят даже беднее словосочетаний – и тем не менее всё же являются предложениями.
       Так происходит потому, что используемые в предложениях слова, логические понятия предстают не как абстрактные, пассивные языковые единицы, а как элементы, которые применяются, прилагаются к определённому контексту, обстановке, ситуации, ставятся в отношение к некоторой пространственно-временной системе. Вследствие этого создаётся законченная по смыслу информация, которую автор стремится донести до адресата. Сам смысл как таковой возникает благодаря тому, что слово помещается в определённую «среду», в которой оно начинает взаимодействовать с иными элементами информации.
       В приведённых примерах речь в них идёт не об утре или рассвете вообще, а о конкретных, применимых к наличному моменту описываемой действительности, которая может быть как подлинной, так и художественно-вымышленной. Полагаем, что здесь фактически имеют место скрытые суждения вроде «Есть утро.»; «Есть рассвет.». Показательно, что, например, в английском языке любое предложение такого типа содержит подлежащее и сказуемое: «It is raining» (дословно: «Это есть дождь.»; литературный перевод: «Идёт дождь.», или просто: «Дождь.»). В русском подобные языковые конструкции ранее присутствовали («Аз есмь царь», что значит «Я есть царь», или просто «Я царь»), но сегодня опускаются, хотя и подразумеваются.
       Представляется, что и вопросительные и побудительные предложения могут быть преобразованы в суждения, которые в этом случае усложняются модальностью. Вопросительное предложение «Есть ли жизнь на других планетах?» можно представить в виде такого суждения: «Жизнь вероятна на других планетах.»; побудительное предложение «Стоять!» преобразуется в суждение «Тебе следует остановиться.». (В перечисленных примерах суждения имеют соответственно алетическую и деонтическую модальность.)
       Для различения словосочетаний и предложений предлагаем также обратиться к классификации признаков понятий, среди которых выделяется три уровня.
       1. Имманентные (внутренние) признаки – подразумевающиеся при использовании понятия, хотя при наличной передаче информации не вербализирующиеся, не озвучивающиеся: А(а1,а2). Так, если речь идёт про карандаш, участники коммуникации в любом случае имеют в виду пишущий прибор, если о машине – средство передвижения с двигателем.
       2. Уточняющие – это признаки, которые в текущий момент времени формулируются для уточнения основного понятия (слова): Аа1а2. В результате возникает логическое понятие с рядом дополнительных признаков: «шумный лес», «летящий в небе самолёт», «легко освоиться». При добавлении к слову уточняющих признаков образуется словосочетание.
       3. Добавочные (внешние) – это признаки, которые формулируются таким образом, чтобы поставить главное понятие в отношение к другому самостоятельному понятию, описываемой действительности, контексту, в результате чего возникает принципиально новая, добавочная информация, новый смысл: АБ. Следствием использования добавочных признаков становится предложение.
       Одни и те же признаки в зависимости от содержания, построения речи могут относиться к любой из трёх приведённых групп. Например, рассуждая о тетради, мы имеем в виду скреплённые определённым образом листы бумаги, используемые для записей. Таковы её внутренние признаки, если они не озвучиваются в ходе коммуникации. Однако если мы в магазине увидим на товаре надпись – «тетрадь для записей», то этот же признак будет выступать как уточняющий, вследствие чего возникает словосочетание. Далее, в высказывании «Эта тетрадь для записей.» признак «для записей» сформулирован уже как внешний, он является предикатом по отношению к главному слову «тетрадь». В результате соединения двух самостоятельных логических понятий сконструирована добавочная информация, заявлен новый факт, пусть и несколько тривиальный по содержанию. Соответственно, имеем дело с предложением.
       Читатель, возможно, заметил, что высказывание «побежали в комнату» было использовано в качестве примера как словосочетания, так и предложения. Действительно, в зависимости от того, какой смысл вложен в данное высказывание, оно способно существовать в обоих этих вариантах. Если оно абстрактно и ни к чему не приложено, перед нами словосочетание, «в комнату» выступает в качестве уточняющего признака места. Если же к этой фразе приложен контекст (некая комната, о которой у адресата создано представление), она превращается в повествовательное предложение о свершившемся факте или даже призыв: «Побежали в комнату!».
       В сочетании понятия и контекста, которое происходит в предложениях, транслируется некий «факт», адресованный слушателю, который может быть не только истинным, но и гипотетическим, ложным, художественно-вымышленным («Раскольников испытывал тяжёлые чувства.») или даже бессмысленным («Метроном умнее пистолета.»).
       Внешние признаки имеют место и в предложениях вроде «Холодно!», «Рассвет.». В них озвученные понятия наделяются признаком существования – «здесь и сейчас», добавочная информация образуется за счёт сочетания единственного слова с окружающей обстановкой.
       Добавочная информация, которую создают предложения, есть важнейший способ приращения знания, коммуникации в целом. Для правильного мышления чрезвычайно важно выработать грамотные понятия, но они обладают лишь потенциалом использования, что осуществляется в рамках предложений. Так, для математики большим прорывом стало обозначение ноля, но ценность его состояла главным образом в том, какие математические следствия (те же примеры – математические «предложения») он позволил сделать.
       В художественной литературе и нормативных правовых актах распространены предложения очень большого размера. Случается, что одна юридическая норма состоит из одного предложения чуть не на полстраницы, и любопытно, что пока во всём этом массиве не найдёшь одно-единственное сказуемое, понять её суть невозможно (подлежащее обычно стоит в начале и не вызывает проблем даже при чтении «по диагонали»). Зато как только сказуемое удаётся отыскать, сразу становится понятно, о чём идёт речь в данном правиле и имеет ли вообще оно отношение к рассматриваемому вопросу. Условный пример: «Соглашение … такими-то лицами… в течение трёх дней… при условии отсутствия задолженностей…». Пока не найдено сказуемое (заключается? подписывается? направляется? расторгается?), уяснить смысл нормы не представляется возможным, поскольку именно со сказуемым здесь связано возникновение добавочной информации.
       Таким образом, следует резюмировать, что словосочетание представляет собой единое логическое понятие, в котором главное слово обогащено одним или несколькими уточняющими признаками, то время как суть предложения – создать добавочную информацию путём связи логического понятия с внешними признаками. В последнем случае главное слово употребляется не само по себе, а утверждается, ставится в определённое отношение к иному самостоятельному логическому понятию, описываемой реальности, месту и времени. Приложенное к иному понятию или контексту, слово «обретает жизнь», становится носителем некоторого нового знания. В этом соединении (приложении) моделируется новая, добавочная информация, что и позволяет языку реализовывать свою коммуникативную функцию. Предложения соединяют понятия и контекст, являются мостом между ними, позволяя формулировать бесконечно сложные факты, обогащать интеллектуально-художественную среду человечества.


Ключевые слова: словосочетание, предложение, характеристика словосочетания, характеристика предложения, отличие словосочетания от предложения.


Рецензии