Январское утро часть 15
Кажется, всё было вчера, во всяком случае, совсем-совсем недавно. И только мрачные лица людей в очередях с талонами в руках, полупустые полки продуктовых магазинов без привычного многообразия пищевых продуктов, говорили о другом.
Как можно, часто недоумевала Анфиса Николаевна, строить планы экономического процветания страны, не обеспокоившись о сохранении ценного, что имели? Кто знает, когда грядёт начало обещанного созидания? И сомнение, щедро вскормленное год за годом утверждающейся бесхозяйственной анархией, разрасталось, подталкивая к бесплодным размышлениям.
Бензина в баке оставалось с четверть, проехав одну АЗС, остановилась на заправку у другой, которой больше доверяла. Возле своего дома, припарковав машину, Анфиса нос к носу столкнулась с Мартовой Кирой Афанасьевной, профессором кафедры истории университета, исполняющей обязанности зав кафедрой факультетской истории, в котором на той же кафедре ещё недавно, до ухода на пенсию, читала студентам лекции по Истории СССР Прохорова Зинаида Павловна.
Плотникова Анфиса Николаевна тоже не так давно вела в том же университете английский язык, будучи преподавателем кафедры иностранных языков. В четырёхподъездном пятиэтажном доме, сданном в эксплуатацию двенадцать лет назад, проживали несколько семей сотрудников университета.
Но эти женщины, как, впрочем, и Зинаида Павловна относились к тому числу только с косвенной стороны, так как занимаемые ими квартиры были выделены их мужьям, служившим совсем в других ведомствах. По всем существующим в строительстве оценочным меркам дом был ещё молод, но за его недолгую жизнь, столько произошло исторических событий, судьбоносных для его обитателей, что будущим домам в городе, если им в ближайшую пору предстанет возможным появиться на свет, даже во сне, если такое случится, всё равно не приснится.
Кира Афанасьевна отпустила такси. Разговаривая, они вошли в свой подъезд. Справедливым будет заметить, что говорила в основном одна Кира Афанасьевна. Эта её, вероятно, врождённая особенность, не нуждаться в словах потенциального собеседника, а говорить и за себя, и за него, подразумевая его ответы, руководствуясь присущим ей наитием, превращать любой начатый разговор в характерный монолог с «энным» числом слушателей и одним, в нескончаемом потоке слов, оратором.
- Вы что, Анфиса Николаевна, увлеклись горными лыжами? Это безумие! Хотите добиться спортивного мастерства? Ах, просто для себя! Ай-Ай! Брови Киры Афанасьевны удивлённо взлетели вверх и скрылись под мехом песцовой шапки. В стране чёрт знает что творится, а Вы – «Просто так, для себя!» Вы слышали, что Фролова в сентябре праздновала новоселье? Конечно, я была в числе приглашённых, подруги как ни как.
Просторный таунхаус на три семьи. Их с мужем квартира в центре, по обеим сторонам от неё квартиры сыновей. Скажу Вам откровенно, хотя сама не могу до конца разобраться в своих сомнениях: «Кажется, подруги у меня больше нет!» Безусловно, она была внимательна, приветлива и стол соответствовал празднику, если подходить не принципиально. Показала свой кабинет, какие-то нелепые фарфоровые безделушки за стеклами шкафов с книгами. Тоже мне, творческая натура. Новоселье излишне многолюдно: четыре вездесущих внука, эти гвардейцы-сыновья, невестки, какие-то гости...да, чуть не забыла, была Стригольская с супругом.
На площадке третьего этажа они остановились. В этот момент за дверью двадцать первой квартиры послышались голоса. Дверь открылась. Хозяйка квартиры, Ольга Яковлевна Стригольская, доктор исторических наук, бывшая соратница Киры Афанасьевны, пропустила вперёд, внука, высокого мальчика. «Здравствуйте!» - улыбнулся мальчик и, прыгая по ступенькам, побежал вниз, тотчас за ним захлопнулась подъездная дверь.
Стригольская, ответив на приветствие Анфисы Николаевны, подчёркнуто сдержанно поздоровалась с Мартовой, окатив её холодным взглядом. И, обратившись к Анфисе Николаевне, произнесла:
- Анфиса Николаевна, голубушка, передайте Зинаиде Павловне, что я подобрала интересующие её материалы, дозвониться к ней редкая удача. У неё лыжи и музей занимают всё продуктивное время.
Нервно передёрнув плечами, Кира Афанасьевна, не дожидаясь конца их разговора, стала неторопливо подниматься вверх по ступенькам лесничего пролёта, остановившись на своей площадке. Анфиса Николаевна, держа в одной руке чехол с лыжами, другой, придерживая на плече сумку с ботинками, выслушав и попрощавшись с Ольгой Яковлевной, пообещала выполнить её просьбу и в лёгком раздумье продолжила подъём на свой этаж. Стригольская скрылась в прихожей, закрыв за собой дверь.
Кира Афанасьевна, театрально вздрогнув, обернулась на звук дверного замка и, без слов покрутив у виска пальцем, безнадёжно махнула рукой. На площадке четвёртого этажа, у двери собственной квартиры она остановилась и, глядя на Анфису Николаевну глазами полными незаслуженной обиды, заговорила приглушённым голосом:
- Живём в одном подъезде, Анфиса Николаевна, а видимся крайне редко. Я заметила - вы репетиторствуете, к вам часто проходят дети. Как только вы всё успеваете? А Зинаида Павловна? - Пожизненный сотрудник краеведческого... Вы же обе ушли на пенсию... И что?.. Говорят, летом она опять собирается в экспедицию?..
Сумасшедшая! Меня, слава Богу, сея чаша миновала! Даже в студенческие годы мне удавалось избежать этой участи. Ах да, чуть не забыла! Я недавно вернулась из творческой командировки. Скажу Вам по секрету – привезла, совершенно дивную, французскую косметику. Заходите, что-нибудь выберете для себя, не дорого.
Пообещав зайти, Анфиса Николаевна, продолжила путь, она жила этажом выше. Проводив её взглядом, оценив тяжесть ноши у неё в руках и на плечах, Кира Афанасьевна покачала головой и с недоумением прошептала: "Это какой-то ужас! Просто безумие!"
За ужином Анфиса Николаевна рассказала Петру Алексеевичу обо всём увиденном и услышанном на горе, с кем удалось пообщаться, чему научиться. Рассказала о своих достижениях в катании и о тройке с двумя плюсами, поставленной строгим экзаменатором Мишей Громовым.
Пётр Алексеевич слушал с нескрываемым интересом, а потом вдруг спросил:
- Так-так! Действительно интересно! Когда же семья наконец увидит твои достижения? Скоро и зима кончится. Может быть, организуемся в эту субботу или воскресение? Я отложу все дела, ради такого случая. Как раз и ребята обещали вечером в пятницу приехать.
Анфиса Николаевна расцвела, обрадовавшись неожиданной идее мужа, совпадающей с предстоящими соревнованиями на горе. Она всегда воспринимала соревнования, как красочный зрелищный праздник, не дающий расслабиться, но обещающий бурю восторга неравнодушным зрителям.
Напряжение, выдержка, чёткая реакция спортсменов, особенно во время лыжных гонок. Экономить собственные силы спокойствием и только спокойствием, не упуская соперников из поля зрения. Сохранять сосредоточенность и концентрацию внимания к трассе, на бегущих рядом соседей на протяжении всей дистанции. И наконец, приёмами профессиональных действий в нужный момент вырваться вперёд.
Всякий раз окружающая атмосфера на трибунах накалялась высокими частотами возбуждения на грани нервного срыва, вознаграждая счастливых болельщиков потрясающими результатами побед. Бывалые болельщики говорят, что в спорте побеждённых нет. Анфиса Николаевна с её добрым сердцем бесспорно соглашалась с таким философским подходом к оценке истины.
Волнения тренеров, родственников, взрывы эмоций зрителей! Радость успехам и сочувствие неудачникам, неожиданно ставшим ими. После подведения итогов, торжественное вручение заслуженных наград. Как всё это знакомо и дорого! За соревнованиями юных гонщиков невозможно следить без душевного трепета, так как это особенно трогательное зрелище.
Пётр Алексеевич всецело разделял взгляды жены на многое положение вещей, и они всегда и во всём умели договориться друг с другом, избегая ненужных споров по пустякам и тем более в серьёзных вопросах. Вот и в этот раз было решено, что же лучше приготовить в качестве угощения. Дети будут гостить два дня. Именно это событие рассматривалось как тёплый праздник встречи родных и друзей. По сему поводу было решено приготовить несколько блюд, входящих в пятёрку лучших и, конечно, среди них рыбный пирог, он, как всегда, будет всеми принят хорошо.
Женщины Анфиса и Зинаида Павловна, не откладывая в долгий ящик, согласовали по телефону время поездки на центральный рынок, где можно купить необходимое для праздничного стола. Решено начать со знакомства с фермерскими продуктами, а потом перейти в ряды с морепродуктами и выбрать из них что-нибудь свежее и подходящее для приготовления блюд к предстоящему застолью.
Внуки тоже любили бабушкины пироги с любой начинкой. Борщ, котлеты, овощные салаты, каши — это само собой разумеющееся, традиционное, повседневное меню. С правильной организацией помощников, приготовление домашней пищи не представляет особого труда. Прохоровы приглашены на пятничный ужин, а заодно нужно будет уговорить их присоединиться к поездке на гору в выходные. В этот отпуск так вышло, за неделю до Нового года Пётр Алексеевич и Дмитрий Иванович прилетели вместе. Будут «на суше» целых три месяца.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №225112201320