Рецензия на фильм Хроники русской революции. 12. 0

    Многие зрители, посмотревшие фильм, выразили своё
недовольство качеством речи артистов, исполняющих
главные роли. Примеры. Излишняя картавость и
неразборчивость речи Евгения Ткачука, исполняющего роль
Ленина. Некоторым зрителям показалось, что артист,
исполняющий роль Максима Горького окает непохоже, мол
не так окали нижегородцы в то время. И хотя прямо не
говорится, но понятно, что и в том и другом случае это
ставится в вину создателям фильма — плохо старались.
Отнеслись небрежно, мало приложили усилий, не все
сделали, что можно было сделать и т. д.
     Да, действительно, можно сказать, что получилось не
совсем идеально, но означает ли это , что создатели фильма
не стремились выполнить свою работу как можно лучше?!
Знают ли эти доморощенные критики, как осуществлялась
работа в этом направлении?! Согласитесь, прежде чем
критиковать, неплохо было об этом узнать...
   Оказывается, артист, сыгравший Максима Горького
говорит не своим голосом. Его голос оказался неподходящим
и озвучку делал другой артист. Мое мнение — даже если
оканье не совсем правильное, для художественного фильма
это не катастрофа.
    А вот что рассказал о работе над речью артист Ткачук.
"Сначала мы сделали фотопробы, потом видеопробы, потом
встретились, и Андрей Сергеевич сказал, что ничего не надо
делать, только почитать книгу Льва Данилкина "Ленин.
Пантократор солнечных пылинок". И я начал погружаться, хотя
так до конца и не прочёл. А затем в какой-то момент мне сказали,
что будет занятие по речи, затем занятие по пластике. К каждой
сцене мы отдельно готовились: сначала с Андреем Сергеевичем
намечали, о чём сцена, потом разминали по видеосвязи с
речевиком текст, потом была общая репетиция со всеми
актёрами перед сменой, и потом уже на площадке разводили
мизансцены под камеры. Нашей сверхзадачей было сделать из
этого плакатного героя человека. Избавиться от клише,
добиться действительно живой речи не с трибуны, а с людьми в
каком-то бытовом пространстве. Этот бытовизм вообще был
самым главным: чеши там, где чешется, если происходит какая-
то несуразица, пытайся из неё выползти. Я, на самом деле, очень
люблю такие моменты, потому что в этом и есть жизнь,
которую может зафиксировать камера".
    Мною уже упоминалось ранее, что нашелся диванный
критик, который придрался к тому, что у Ленина на
протяжении всего фильма, охватывающего много лет, одна и
та же лысина! Смешно, конечно, но давайте посмотрим, как
было на самом деле.
   ,,Для трёх разных фаз жизни Ленина разработали три вида грима:
молодой, в зрелом возрасте и во время болезни, когда худобу
подчёркивали с помощью накладок, заостряющих черты лица.
Лысину сделали по слепку головы актёра, всего изготовили около 50
накладных лысин, поскольку для каждого съёмочного дня
требовалась новая накладка. Каждую лысину делали 2–3 недели.
Кроме того, на лбу и месте мимических морщин артиста
накладывали тончайший слой эластичного силикона, толщиной
менее миллиметра, чтобы Ткачук мог передать любую эмоцию. Шею
артиста гримировали так, чтобы она казалась более сухой, с
проступающими венами, руки тоже состаривали гримом.''
    То, что мною сейчас озвучено, это всего лишь малюсенькая-
малюсенькая часть того, что пришлось сделать коллективу,
создававшему фильм, занятых в производстве телесериала.
             Интернет поведал довольно много.
    <<Что ещё понадобилось создать и найти для съёмок
масштабного проекта Андрея Кончаловского "Хроники
русской революции"?!
    Сериал охватывает двадцать лет российской истории – от
революции 1905 года до прихода к власти Сталина в 1924 году. Все
сюжетные линии исторических персонажей основаны на реальных
фактах, почерпнутых из документальных источников. Так, по
каждому персонажу, даже если он появляется в картине на
несколько секунд, съёмочной группой было собрано целое досье:
папка с фотографиями, описания, записи кинохроники.
   Съёмки продолжались почти год – с сентября 2022 года по август
2023 года. Во время работы над картиной режиссёр Андрей
Кончаловский стремился к максимальной достоверности, в
мельчайших деталях соблюдая соответствие историческому
периоду и духу эпохи.
   "Этот фильм – попытка что-то понять про Россию, про тех, кто
двигал революцию, про тех, кого она смела. И те, и другие имели
право быть неправыми. Мне очень важно, чтобы исторические
личности в этой картине вызывали эмоциональный отклик: не
император или Ленин как вождь или трибун, а просто люди со
слабостями, претензиями, надеждами. Но это нелегко, потому
что уже существуют шаблоны и стереотипы и убрать их
довольно сложно. Кто-то будет обязательно разочарован из
зрителей. Но, я думаю, лучшее состояние для зрителя – это
смятение".
                Андрей Кончаловский, режиссёр

   Андрей Кончаловский писал сценарий вместе со своим давним
соавтором Еленой Киселёвой. В итоге получилось 750 страниц, 17
серий и более 350 персонажей. Из них 157 – это портретные
эпизоды, то есть реально существовавшие люди. Это политики
Ленин, Сталин, вся партийная верхушка того времени, Каменев,
Зиновьев, Троцкий, все поэты и писатели того времени – Горький,
Маяковский, Есенин, Блок, царская семья и окружение царя,
министры, Гапон, Столыпин, Распутин, иностранные послы и многие
другие реально жившие исторические личности. Поиски артистов
заняли 2,5 года, ассистенты кастинг-директоров объездили
несколько десятков городов, присматривая людей как в местных
театрах, так и просто на улицах. В итоге многих персонажей
действительно сыграли непрофессиональные актёры. Например,
исполнителя роли Великого князя Андрея Владимировича Романова
сыграл музыкант, который выступал в электричке – его случайно
увидела там кастинг-директор. Был объявлен народный кастинг, в
котором предлагалось принять участие любому желающему. В
результате на него откликнулось более 4 тыс. человек от
Калининграда до Владивостока. Интересно, что большинство видело
в себе Ленина, Маяковского и Есенина. В отношении главных героев
народный кастинг не дал решений, но на роли второго плана и в
эпизоды людей нашли.
                Коридоры из хромакея и антиквариат
   Сериал снимали методом многокамерной съёмки, когда одна сцена
снимается с пяти, десяти, иногда с двенадцати камер одновременно,
и за один дубль закрываются все ракурсы, которые нужны для
монтажа.
     – Мы пытались создать мир, максимально приближённый к той
реальности, и повторить фотографии эпохи, – рассказывает Андрей
Кончаловский. – Поэтому массовые сцены снимали минимум на
десять камер. Две-три камеры снимают что-то определённое,
остальные — это "охотники", они ищут людей, лица. И эти лица не
знают, что снимают именно их, они просто сидят: кто-то чешет
бороду, кто-то спит, кто-то говорит. Потом по команде "Встали!
Кричим!" каждый подскакивает по-разному. И эта случайность —
самая важная для создания спонтанности реальной жизни.
    "Когда я впервые приехал в "Главкино" и увидел количество
артистов массовых сцен, камер, зелёных экранов, декораций, меня
это потрясло. Я никогда не участвовал в таких масштабных
картинах. Был выстроен целый город со своей инфраструктурой,
проложены трамвайные рельсы, стояло огромное количество
пролёток, была своя налаженная жизнь дворников, мальчишек,
разбрасывающих газеты, аптекарей, солдат, бездельников... Всё
жило, кипело и давало очень сильный творческий импульс".
                Александр Мизёв, исполнитель роли Лютера

     В связи с огромным количеством экстерьеров разных городов —
Санкт-Петербурга, Москвы, Цюриха, Парижа, Берна, Могилёва —
все уличные сцены снимали в комплексе "Главкино".
•Для съёмок изготовили целый трамвай, так как для настоящего
трамвая потребовалась бы действующая контактная сеть. Была
создана конструкция с металлической ходовой частью и
колёсами, которую затем обшили фанерой и замаскировали
под металл. Самым сложным было придумать двигатель,
который бы заставлял этот бутафорский трамвай двигаться в
кадре и позволял перевозить пассажиров, но эту задачу
решили. На площадке также были проложены трамвайные
пути.
•Самую масштабную декорацию строили 2 месяца — это зал
заседаний Таврического дворца. От идеи снимать в настоящем
Таврическом дворце отказались, потому что зал изменился с
1917 года.
•Проделано много реставрационных работ, потому что иногда
художники покупали полуразрушенные предметы мебели,
практически собирали их заново, красили, лакировали,
подбирали новую обивку. Что-то из реквизита бралось в аренду
у киностудий, а что-то в антикварных магазинах, в музеях, у
частных коллекционеров.
Для съёмок экстерьера Большого театра была отключена подсветка
всех находящихся по периметру зданий и выключен фонтан, чтобы
его журчание не мешало записи звука и брызги воды не попадали в
кадр. Тротуарная плитка была застелена геотекстилем и засыпана
песком.
• Для того, чтобы с помощью компьютерной графики можно было
воссоздать здания, которые находились рядом с Большим
театром в начале ХХ века, вокруг фасада театра построили
огромный коридор из хромакея: деревянные рамы с зелёной
тканью крепились к автобусам, выстроенным двумя колоннами.
• Более 30 интерьерных декораций построили в Екатерининском
дворце в Лефортово, где сохранились залы с колоннами и
комнаты со сводчатыми потолками. Там снимали интерьеры
французской клиники Клиши, редакции газеты, поэтического
ресторана, кабинетов Кремля, штаб-квартиры Охранного
отделения.
• Для декорирования интерьеров заказали тюль и вышитые
шторы, а также напечатали обои по образцам из старинных
каталогов. Стены в квартире Владимира Ленина были
воссозданы почти с документальной точностью, т. к. Музей
Ленина предоставил художникам образцы обоев, которые были
в его реальных комнатах.
    В команде художника по костюмам трудилось около 25
человек. В общей сложности для актёров массовых сцен было
собрано около 1500 комплектов костюмов. Костюмы для
второго, третьего плана брали на "Мосфильме", а для первого
плана, который задавал силуэт, всё отшивали. Одних только
шинелей сшили 350 штук, потому что Андрей Кончаловский
попросил удлинённые кавалерийские, чтобы они развевались
на ветру.
   Императорский вагон был переделан из настоящего
пассажирского плацкартного вагона, пригнанного из
Белоруссии, — построить статичную декорацию было нельзя,
так как вагон должен был иметь возможность двигаться во
время съёмок. На полную переделку интерьера и экстерьера
вагона ушло несколько месяцев.
• Для фильма сделали точную копию автомобиля "Тюрка-Мери-
28;, изначально стоявшего в гараже Николая II, а после
Октябрьской революции ставшего автомобилем Ленина. Шесть
автомобилей — "Бьюики", "Роллс-Ройлсы", "Джеффри" 1914
года, грузовик Adler 1909 года и др. — предоставил Музейный
комплекс УГМК – частный музей военной и гражданской
техники, расположенный в пригороде Екатеринбурга Верхняя
Пышма. Все машины — в отличном состоянии и на ходу. Для
них специально нашли больше полутонны бензина А-80,
который уже не производят.
                Продолжение последует.
                22.11.2025


Рецензии
Фильм хроники русской революции, он ни хороший ни плохой, он никакой,некий комикс на тему прошедшей исторической эпохи, к оригиналу увы не имеющий никакого отношения.
Может быть среди Рфийских писателей найдется свой "Л.Н. Толстой" и напишет роман - эпопею на тему тех воистину эпохальных событий. Но пока на поверку мы имеем только комиксы на тему, с очень вольной интертрепацией искомых событий.
Вот как то так.

Павел Морозовв   23.11.2025 10:02     Заявить о нарушении
Павел, спасибо за рецензию. Павел, как я понял, Вы даете оценку художественному фильму, исходя только из одного критерия - насколько фильм достоверно показывает историческую эпоху. Лично я полагаю, что это неправильно, даже если фильм на историческую тему. Собственно об этом вся моя рецензия. ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ ЗА ЧТО ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ФИЛЬМАМ ДАЮТСЯ НАГРАДЫ, ЭТО:ЗА ЛУЧШУЮ РЕЖЕССУРУ И СЦЕНАРИЙ; ЛУЧШИЙ АКТЕР;МУЗЫКА И Т. Д. Хроники - это не комикс, а скорее трагифарс, об этом у меня написано. Не думаю, что найдется писатель, который напишет роман революции, как Толстой о войне 1812 года. Поэтому мы пока имеем кинороман Андрея Кончаловского и надо сказать ему это это спасибо.

Виктор Томилов   23.11.2025 11:06   Заявить о нарушении
Представьте себе, если бы Сергей Бондарчук снял бы подобный четырех серийный комикс на тему Романа Л.Н Толстого "Война и Мир". Вошла бы подобная экранизация в историю мирового кинематографа, однозначно нет?.Сериал "Хроники русской революции" это тоже экранизация, но экранизация не конкретного романа типа " Войны и Мира, а исторической эпохи.По факту получилась экранизация внутреннего мира конкретного режиссера, а именно Андрея Кончаловского и оказалось что в этом мире ничего серьезного и глубокого увы нет, одни комиксы.
Это моя правда и моя мораль, полагаю у нас нет темы для дальнейшего диалога. Поэтому предлагаю разойтись, каждый в свою сторону сохранив спокойное отношение друг к другу.
С уважением П.

Павел Морозовв   23.11.2025 11:22   Заявить о нарушении
Павел, я не могу с согласиться с Вашей мыслью, что фильм не имеет никакого отношения к оригиналу. Наоборот! У меня как раз об этом и говорится в 12 части. Говорится о том, насколько тщательно были сделаны декорации и костюмы. Если вы имеете ввиду НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ, как-то: идеи, настроения в обществе и т. д. , то это такая категория, по которой сколько людей, столько и мнений!

Виктор Томилов   23.11.2025 11:24   Заявить о нарушении
Хорошо, имейте свое мнение, тем более я у вас в гостях.У меня же свое мнение и оно другое, очевидно и жизненный опыт другой.Но так, ибо каждому свое.

Павел Морозовв   23.11.2025 11:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.