Вацлав Нижинский бог танца и его трагедия

Я хочу танцевать, рисовать, играть на рояле, писать стихи.
Я хочу всех любить – вот цель моей жизни.

Эти слова, написанные Вацлавом Нижинским в его дневнике, отражают всю глубину и трагизм судьбы человека, которого современники называли «восьмым чудом света» и «богом танца». Его жизнь подобна яркой комете – ослепительный взлёт и такое же быстрое угасание.

   Ранние годы: киевское начало и петербургская школа

Вацлав Фомич Нижинский родился   12 марта 1889 года в Киеве   в семье польских танцовщиков Томаша Нижинского и Элеоноры Береды, которые владели собственной балетной труппой и гастролировали по Российской империи. С самого раннего детства Вацлав был погружён в мир танца, впервые выйдя на сцену в пятилетнем возрасте в Одесском театре.

После того как отец оставил семью, мать с тремя детьми переехала в Петербург, где девятилетний Вацлав в 1898 году поступил в Императорское балетное училище. Его прием в училище оказался под вопросом – мальчик производил впечатление «не слишком развитого маменькиного сынка», но преподаватель Николай Легат попросил его прыгнуть.   Феноменальный прыжок   решил судьбу Вацлава – его приняли.

Учёба давалась Нижинскому непросто. Товарищи дразнили его «япончиком» за слегка раскосые глаза, он был молчаливым и замкнутым, проявляя избирательный интерес лишь к танцам. Однако его танцевальный талант был неоспорим. Уже в 15 лет, будучи учеником, он дебютировал на сцене Мариинского театра в балете «Ацис и Галатея», где зрители и критики отметили его исключительные данные.

   Взлёт на вершине: Мариинский театр и Дягилевские сезоны

Окончив училище в 1907 году, Нижинский был принят в труппу   Мариинского театра   и практически сразу стал премьером, танцуя с такими примами, как Матильда Кшесинская, Анна Павлова и Тамара Карсавина. Он создал главные роли в первых постановках Михаила Фокина – Белого раба в «Павильоне Армиды», Раба в «Египетских ночах», Юношу в «Шопениане».

В 1908 году произошла судьбоносная встреча Нижинского с   Сергеем Дягилевым  , пригласившим его участвовать в «Русских сезонах» в Париже. С 1909 по 1913 год Нижинский стал ведущим танцовщиком дягилевской антрепризы и настоящей сенсацией Европы. Его называли «человеком-птицей» и «царём воздуха» за невероятную лёгкость и знаменитые прыжки, во время которых он словно зависал в воздухе.

    Партнёрство с Дягилевым  : Отношения с импресарио вышли за рамки профессиональных. Дягилев стал не только покровителем, но и властным поклонником, полностью контролировавшим жизнь Нижинского, вводя его в мир искусства и формируя его вкус.

    Увольнение из Мариинского театра  : В 1911 году Нижинский был уволен из Мариинского театра после скандала, когда он вышел на сцену в «Жизели» в обтягивающем трико по эскизу Александра Бенуа, что императорская семья сочла неприличным. Это окончательно привязало его к Дягилеву.

   Хореограф-новатор: опережая время

Поощряемый Дягилевым, Нижинский попробовал себя как хореограф, создав за короткое время несколько революционных постановок, которые изменили развитие балета.

|   «Послеполуденный отдых фавна»   | 1912 | Клод Дебюсси | Построен на профильных позах древнегреческих ваз, финальная эротическая сцена вызвала скандал |
|   «Весна священная»   | 1913 | Игорь Стравинский | Новаторская хореография с угловатыми движениями, диссонансами; премьера сопровождалась грандиозным скандалом |
|   «Игры»   | 1913 | Клод Дебюсси | Бессюжетный балет, действие которого происходит на теннисном корте |
|   «Тиль Уленшпигель»   | 1916 | Рихард Штраус | Последняя постановка Нижинского, создававшаяся в спешке и не имевшая успеха |

Его хореографический стиль характеризовался   антиромантизмом   и сознательным противостоянием привычному изяществу классического балета. Он использовал угловатые, «кубические» движения, построенные на сложных комбинациях ритмов, предвосхитив развитие балета на decades вперед.

   Перелом: разрыв с Дягилевым и начало болезни

В 1913 году, во время гастролей в Южной Америке, Нижинский без Дягилева (который панически боялся воды) женился на венгерской танцовщице   Ромоле Пульски  . Для Дягилева это стало ударом и предательством – он немедленно уволил Нижинского из труппы. Начался закат карьеры артиста.

Попытка создать собственную труппу в Лондоне закончилась финансовым крахом и нервным срывом. Начавшаяся Первая мировая война застала супругов с newborn дочерью в Будапеште, где они оказались интернированы. Ухудшению психического состояния способствовали:

   - Творческая нереализованность   и финансовые трудности
   - Семейная история  : его старший брат Станислав страдал психическим заболеванием
   - Предательство Дягилева  , создававшего препятствия для его работы
   - Смерть брата   в 1917 году

Симптомы болезни нарастали: он стал вегетарианцем, увлёкся философией Толстого, в его реакциях появилась неадекватность, начались галлюцинации и приступы агрессии. В 1919 году в возрасте 29 лет Нижинский в последний раз танцевал перед публикой, назвав этот танец «венчанием с Богом».

   Забвение и память: между клиникой и легендой

Диагноз «шизофрения» был официально поставлен в 1920 году. Начались долгие годы лечения в различных клиниках Швейцарии и пригородах Парижа, где применялось новаторское, но тяжелое лечение инсулиновыми шоками. Ромола, несмотря на критику в свой адрес, оставалась с ним до конца, пытаясь облегчить его участь.

В 1945 году произошёл трогательный эпизод, когда Нижинского привезли на выступление артистов Мариинского театра в Вене. После спектакля он встретился с Галиной Улановой и другими танцовщиками, сказав Улановой: «Вы были великолепны» на чистом русском языке. Для артистов это была встреча с живой легендой.

  Вацлав Нижинский скончался в Лондоне 8 апреля 1950 года  . В 1953 году его прах был перевезён в Париж и похоронен на кладбище Монмартр рядом с могилой Гаэтана Вестриса. В 1950-х годах были опубликованы его знаменитые «Дневники» – уникальный документ, написанный уже больным сознанием гения.

   Наследие и значение для мирового балета

Значение Нижинского для балета трудно переоценить. Он   возродил искусство мужского танца  , превратив танцовщика из «костыля» для балерины в самостоятельную художественную единицу. Его новаторские хореографические работы, некогда осмеянные, сегодня признаны классикой и предвосхитили развитие балета в XX веке.

Его образ продолжает вдохновлять хореографов – Морис Бежар посвятил ему балет «Нижинский, клоун божий» (1971), а в 1999 году в Московском драматическом театре на Малой Бронной Андрей Житинкин поставил спектакль «Нижинский, сумасшедший божий клоун».

Трагедия Нижинского – это трагедия гения, опередившего своё время, человека, который, как писал он сам, хотел «всех любить» в мире, оказавшемся не готовым принять ни его искусство, ни его человеческую сущность. Он остался в истории не только как великий танцовщик и хореограф, но и как символ мистической связи гениальности и безумия.


Рецензии