Как стать Чистюлей
Я решил
рассказать тебе одну сказку,
но прежде чем ее начать,
задумался о словах….
Давай, если не возражаешь,
задумаемся о них вместе!
Сначала, ответь на мой вопрос:
«Когда твои слова выходят на работу?
Когда становятся полезными?»
Правильно! Когда ты их говоришь.
А еще, когда пишешь,
если уже научился писать.
То есть, слова
живут в звуках и буквах.
Но зачем мы произносим слова?
А потому что они имеют значение!
Мы говорим слова для того,
чтобы передать их значение.
Именно для этого.
Наши слова
обязательно должны что-то значить.
Слов без значения,
пустых, глупых, лживых или грубых,
нужно избегать!
Их надо стыдиться!
Всегда лучше промолчать,
чем сотрясать воздух пустыми словами!
Слова, наделенные значением,
соединяются и складываются в смысл:
так плотники, строя дом,
укладывают бревна,
а каменщики, «поднимая» стены,
кладут кирпичи.
Смысл это дом слов.
Именно в этом доме раскрываются,
становятся понятными
значения отдельных слов.
А кто строит дом слов?
Кто этот
плотник-каменщик-волшебник-словесник?
Кто соединяет значения в смысл?
Да каждый из нас!
Каждый из нас наделяет слова
тем или иным смыслом.
И раскрывает смысл слов,
сказанных другими.
Тут мы подошли к очень важному месту:
к перекрестку двух путей,
Общего и Отдельного.
Мне кажется, что значения слов
обычно шагают по дороге Общего!
Ведь значения записаны в словарях,
и если какое-то слово тебе неизвестно,
то ты всегда можешь найти его значение в словаре.
А вот понимание, смысл,
соединение значений в смысл —
это уже труд каждой отдельной головы
или даже тысяч и миллионов голов.
Но, чтобы поняли миллионы,
необходимо,
чтобы сначала понял кто-то один!
Плотники и каменщики
пользуются своим инструментом.
А каким инструментом пользуешься ты,
когда говоришь: «Я понял!»
Этот инструмент называется Мыслью.
Именно она помогает соединять слова в смысл,
выстраивая их по определенным правилам,
связывая красиво, стройно,
а значит, правильно и понятно!
Я рассказал тебе о значениях слов,
о смысле и понимании слов,
которые крепко зависят
от содержимого наших голов,
а еще написал о Мысли,
Инструменте Смысла!
...А теперь вот тебе
обещанная сказочная повесть!
Жил-был на свете Грязнуля.
Сколько ему было лет? Не знаю.
Никто этого не знает, и никогда не знал,
и вам не скажет: в квартире Грязнули
царил такой ужасный беспорядок,
что его возраст там просто потерялся
среди множества прочих потерявшихся вещей!
Я не просто так рассказал тебе
о значениях слов, о смысле и мыслях.
Сейчас тебе все это пригодится!
Дело в том, что герой моей повести
не был обыкновенным Грязнулей!
Он мыл руки после туалета и перед едой.
Любил носить белые рубашки и светлый костюм.
Почему же я называю его Грязнулей?
А вот почему:
он не следил за чистотой своего дома!
Не любил выносить мусор!
Не желал класть вещи на место!
Быть может,
я называю его неправильно?
По-другому лучше назвать? А?
Но как? Подскажи, если сможешь!
«Беспорядочный какой-то?»
Нет, слишком длинно!
«Поросенок ленивый?»
Тоже не то!
Да и грубовато, пожалуй!
Слушай, а если просто «лентяй»?
Это слово и будет для такого человека
самым подходящим,
потому что значение слова
хорошо объясняет смысл
и связи происходящих событий:
не убирается дома, потому что лентяй;
мусор не выносит и вещи разбрасывает
по той же причине!
Ура! Мы с тобой
нашли новое
правильное название!
...Но знаешь что…
Не буду я больше
называть его Грязнулей!
Лентяем тоже не буду!
Лучше я назову его Профессором.
Это тоже правильное слово,
потому что, не поверишь!
он действительно работает
профессором физики.
А живет сейчас один:
Мама от него уехала
погостить к бабушке,
потому что не могла
больше жить в «такой грязи»,
и у бабушки надолго задержалась.
Папа его уехал на юг
к другу погостить
и что-то тоже не торопился
обратно домой!
Сестра Профессора вышла замуж….
Почему? Да все потому!
Потому что тоже не могла
выносить неудобства и беспорядок,
которые были совершенно неустранимы
из-за характера
и плохого поведения Профессора.
Итак, Профессор остался один,
по крайней мере, до конца лета.
Изменилось ли что-нибудь в квартире
после отъезда любимых родственников?
Еще бы!
Слушай! Расскажу сейчас
обо всем по порядку.
В мусорном ведре,
которое Профессор не только не мыл,
но даже, вообще, почти никогда
не выносил своего бытового мусора,
в ведре, сам собой,
завелся небольшой огород.
Зазеленела луковица,
пустившая корни
в плодородном слое
на дне ведра;
проросла картошина
и дала пышную ботву,
собираясь цвести;
проросло даже семечко яблони,
которое, вообще-то
прорастает очень трудно,
чаше всего, отлежавшись
в особом ящике,
наполненном песком,
при прохладной температуре.
А тут…
А тут нате вам «здрасьте»!
Вот-вот целое дерево вырастет
и зацветет!
Чудеса, да и только!
Если бы Профессор жил не в городе,
а, например, в деревне Верхнее Яблонево,
то обязательно бы занялся разведением садов.
Но жил он совсем не в деревне,
а в городе,
где сады разводить
почему-то в квартирах не принято.
Чем же занимался в городе Профессор
в свободное от работы время?
Учился! Да-да! Все время учился,
даже в свободное время,
и даже стал самым молодым профессором
по какой-то городской переписи
научных работников.
Кстати, почему в наше время
люди все на свете
пытаются определить числами и цифрами
и для всего ищут место
в каком-нибудь списке?
Я не знаю, хорошо это или плохо.
Наверное, скорее плохо, чем хорошо!
Ведь числа не могут говорить обо всем,
они сообщают нам лишь о том,
что можно сосчитать,
а так как считать можно не всё,
и могут считать не все
(я вот, например, плохо делю),
то и пользы от них
в некоторых делах ждать не стоит!
Но люди, все равно,
пытаются все на свете сосчитать
и никак не могут успокоиться
и перестать заниматься ерундой!
Но вернемся к Профессору.
Поскольку он служил профессором,
то в доме, где он жил,
было очень много книг.
Книги были везде, кроме потолка, конечно.
Они красовались на книжных полках,
лежали но полу, занимали углы комнат,
висели в пакетах и сумках
на люстрах и на ручках дверей.
Профессор так любил книги,
что здоровался с ними
и целовал в щечку,
когда вытирал пыль с переплетов
(пыль с книг он-таки вытирал!)
и просматривал оглавление.
А как же интернет?
«Был ли у него интернет» —
спросите вы.
Конечно, был! Но, согласитесь,
что интернет, — это не совсем
то же самое, что книги!
Его же не поцелуешь!
Да, кстати, расскажу вам
об одном презабавном случае,
связанном с книгами,
раз уж, зашла о них речь!
Однажды поздно вечером
наш усталый герой лег на кровать
и крепко заснул, как и положено героям.
В ту ночь ему снились
замечательно интересные сны.
Сны, наполненные красками и движением,
снились ему довольно часто,
но в тот раз у него, почему-то,
сердце просто замирало от счастья.
Ему снилось,
что он идет по горам так легко,
как обычно шагают
в счастливых снах,
скорее, летая, чем ступая,
отменив на время сна
силу притяжения Земли
Но главное было не в этом!
Главное было в том,
что горы кругом были
сложены не из горных пород,
а из книг!
Да-да! Любимых! Дорогих!
Расцелованных!
Прочитанных и изученных!
Вдруг Профессор проснулся:
ему показалось,
что в горах
произошло ужасное землетрясение!
Шум, крик, грохот, гул, рев!
И все это от летящих на него книг!
Произошло то, что обязательно
должно было когда-нибудь произойти:
на беднягу обрушилась
одна из книжных пирамид,
которую он, «шагая» во сне по горам,
случайно задел ногой!
Обвал! Природное бедствие!
Оно в горах случается
не так уж и редко!
Но вот чтобы в квартире!
Это уже просто
ни в какие двери не лезет!
До самого утра
барахтался в книгах несчастный,
пытаясь выбраться
из-под обвалившейся на него
«горы знаний».
Вспомнился ему тогда
один испанский конкистадор,
которого индейцы,
для лечения от жадности,
и в воспитательных целях
завалили золотом выше головы.
Любишь, дескать, золото?!
Ну, так получи!
И пришла тогда
Профессору в голову
мудрая мысль:
«Не все хорошо,
чего много!»
Мысль была такая мудрая и неожиданная,
что Профессору захотелось ее записать,
но он, из-за рассыпавшихся книг,
так и не смог дотянуться до ручки
и забыл эту мысль так же,
как забыл уже столько других,
не менее странных и мудрых мыслей!
Да, не все хорошо, чего много,
и цифры не говорят обо всем!
...Сон и книгопад
стали для Профессора важным событием.
Почему важным? А потому, что он
в первый раз захотел хоть что-нибудь
в своей домашней жизни изменить.
Например, подарить часть своих книг
библиотеке университета, где он работал.
Только ничего у него с передачей книг
не получилось, потому что книги
ему самому стали, ох, как нужны!
И вовсе не для чтения!
Если интересно, то могу рассказать.
Дело в том, что Профессор
занимался каким-то устройством,
которое умело
(или еще только училось уметь)
и плавать, и летать.
А на свете было немало
любителей чужих тайн,
которые только и думали,
как бы превратить чужие тайны
в свои собственные самолеты
и подводные лодки.
Больше всего
таких любознательных личностей
трудилось в Центральном
щупальцевом
меридианно-параллелевом управлении.
О, эти джентльмены
очень хотели все знать точно,
померить, взвесить, нанести на карту,
оценить и потом продать как свое!
Не удивительно, что эти господа
очень заинтересовались нашим Профессором,
который, несмотря на все свои недостатки,
в научной работе не имел себе равных.
И вот однажды щупальца спрута
зашевелились в направлении нашего ученого.
Получает он по почте, да-да,
по старой доброй не электронной почте,
такое письмо:
«Дорогой друг!
Мы знаем о ваших суровых жизненных проблемах,
временных финансовых трудностях,
особенно огорчительных
для деятеля науки мирового уровня.
Нам также известно,
что в баке для белья
у вас две недели бережно хранится, как в музее,
не стиранное белье, а в ванной
несколько дней плавают рубашки,
которые вам никак не удается прополоскать,
потому что нет времени.
Если вы откажетесь сотрудничать с нами,
мы предадим эти факты огласке,
выметем сор из избы
и, как это по-русски,
будем немного копаться в вашем белье!
Не сердитесь! Ничего личного!
Вы нам глубоко симпатичны!
Просто таковы правила и приемы
нашей работы!
Соглашайтесь!
Для начала мы оплатим вам услуги горничной,
нашей опытной и квалифицированной сотрудницы.
Ведь такая сделка совершенно безупречна
с точки зрения закона, не так ли?
Будьте с нами, и жизнь наладится!
Любящие вас щупальца!»
Вытер Профессор пот со лба.
Сел в свое любимое кресло
и задумался:
«Ну, и письмецо! Нет, какие нахалы, а!
И откуда они про рубашки узнали?
Неужели у них камеры
даже в моей ванной комнате
спрятаны?!
Надо срочно что-то делать.
Убраться в квартире для начала, что ли?»
Так бедный Профессор тогда испугался,
что вытер с перепугу несколько книг
влажной салфеткой
и поехал кое с кем посоветоваться.
Опытные люди дали ему хороший совет.
Написал ученый
положительный ответ на предложение,
согласившись, все-таки, взять к себе горничную.
Приехала к нему та еще опытная работница
на работу наниматься.
Когда в квартиру входила,
тогда была еще веселая,
все «хи-хи» да «ха-ха».
А когда Профессор провел ее по дому,
чтобы показать,
чем ей предстоит заниматься,
вся помрачнела, как туча,
загремела, как июльская гроза:
«Я весь мир облетела
по меридианам и параллелям,
но такого безобразия, как у вас,
нигде еще не видывала:
ни у пингвинов в Антарктиде,
ни у медведей в Арктике,
ни у бегемотов в африканских болотах!»
Так сильно волновалась
"квалифицированная горничная",
что задела рукой одну из книжных пирамид,
которая была значительно выше
пирамиды Хеопса,
но чуть ниже Останкинской телебашни!
На этот раз не обошлось
без обращения за помощью
в службу спасения.
Вытащили беднягу из-под книг,
проветрили, проверили!
Посадили на самолет
и выслали из страны
в двадцать четыре часа
как опасную специалистку
по щупальцевым цветным делам
обратно в Африку,
Арктику и Антарктику,
вместе с ее шпионскими игрушками,
метлой и веником!
А к Профессору щупальца
с тех пор больше не приставали!
Но нужно было, все же,
начинать что-то делать!
Менять образ дома,
менять жизнь в доме!
Стал наш Профессор
на путь исправления:
начал понемногу
книги из дома вывозить
в университетскую библиотеку.
Возил он книги на тележке,
через двор,
медленно,
торжественно,
как великие драгоценности,
и был душой немного печален:
жалко было ему, все же,
с книгами расставаться.
Зато впервые смог наш Профессор
научно изучить родной двор,
и его окрестности, и людей,
которые там работают.
Пока тяжелую тележку за собой тащишь,
столько всего интересного может случиться!
Увидел Профессор молодую женщину,
невысокую, худощавую, складную, ладную, ловкую,
с волосами черней вороного крыла.
Она толкала в горку коляску
с цветочной рассадой для дворовой клумбы
и никак не могла одолеть подъем.
Тяжело ей было очень!
Бросил наш ученый свою тележку
и кинулся женщине помогать.
Так познакомился он с Зухрой.
Она приехала к ним во двор из Узбекистана,
чтобы чистоту наводить и порядок!
И ведь получалось у нее!
Разве может у такой умницы,
хоть, что-нибудь не получиться!
Все с любовью, с душой делает.
Никуда не спешит, но везде успевает.
Стал наш Профессор у нее
хорошему учиться,
и надо же такому случиться:
влюбился он в Зухру без памяти,
особенно в черные волосы,
что темней вороного крыла!
«Станешь моей женой?» —
спросил он однажды Зухру,
расхрабрившись до полного бесстрашия.
«Конечно, стану! Буду вашей женой,
если ваши родители на наш брак согласятся!»
«А без родителей никак нельзя?» —
спросил Профессор сгоряча, не подумав.
«Никак нельзя!
У нас без согласия родителей
замуж выходить не принято!» — ответила Зухра.
Обрадовался Профессор,
побежал домой со двора,
даже книги свои на улице забыл.
Бросился, как тигр, в ванную комнату,
прополоскал семь раз рубашку,
сначала одну, потом вторую, потом третью
(всего двадцать один раз!),
повесил их сушиться и сел письма родным писать:
на бумаге, конечно! Электронные письма
слишком быстро пишутся и чересчур легко читаются,
а в деле женитьбы торопиться никогда нельзя!
Рассказал наш жених в одном письме маме,
во втором папе, а в третьем сестре,
какой он стал Чистюля благодаря Зухре.
Пока письма писал,
тут и рубашки высохли.
Взял ученый письма, рубашки
и отправился прямым ходом на почту,
чтобы почтовые отправления в три адреса
трем адресатам сразу отправить!
По два в каждый адрес:
Письма, — чтобы о Зухре рассказать
да благословения попросить.
И рубашки, — чтобы на примере наглядном
доказать, как он теперь умеет стирать!
Прошло еще немного времени,
и получает Профессор три ответа.
От отца:
«Еду, чтобы благословить!»
От мамы:
«Спасибо Зухре,
что научила тебя стирать!
Женись!
Лишь бы дома было чисто!
Приеду, все проверю!»
От сестры:
«У тебя очень здорово получилось!
Поздравляю!
А мне и мужу куртки не постираешь?
Раз ты стал такой прачечный умелец,
то мы с мужем срочно едем к тебе
со стиральным порошком!
Жди нас в конце недели!»
Так воссоединилась
разлученная на время семья!
Счастливый Профессор сказал Зухре,
что благословение от родителей
получено, да и сестра не возражает!
Зухра улыбнулась и сказала:
«У меня сейчас в сердце три радости!!!»
«Почему три?» — удивился Профессор.
«Я радуюсь за себя, за вас и за брата!» —
тряхнула Зухра волосами черней вороного крыла.
«А за брата почему радуешься?» —
не понял Профессор смысла суммы значений,
соединившихся в мыслях Зухры.
«Брат теперь тоже может жениться!
Он не мог жениться,
пока всех своих сестер замуж не выдаст!
Я оказалась последней в очереди,
четвертой сестрой.
Теперь и он скоро женится!»
«Какой замечательный у тебя брат!» —
сказал Профессор,
и это была правильная мысль.
«Так у нас принято!» — ответила Зухра
и стала наводить в доме порядок,
чтобы приготовиться
к приезду родственников Профессора.
...В доме стало чисто.
Профессор женился на Зухре
и превратился Чистюлю.
Его мама и папа полюбили Зухру,
как свою дочь,
и из дома надолго больше не уезжали!
Свидетельство о публикации №225112201634