Не спорьте с мифологами

Недавно убедился, что советских мифологов фактами и цифрами не пронять, и диалог невозможен. Лучше всего дистанцироваться. Человек живёт в замке иллюзий, и даст Бог, уйдёт из жизни счастливым в своём неведении.

Вот пожалуйста: история отсутствия в заявке на Кубок Канады 1981 года Валерия Харламова. У мифологов: Тихонов отомстил Тарасову через любимого ученика. В реальности: Тихонов до последнего давал шанс Харламову, умом осознавая, что его время ушло.

Далее начинается фактология. На Кубке Вызова 1979 года против сборной НХЛ Харламов выглядит неубедительно (один голевой пас в двух играх, и на третью решающую Тихонов его не ставит). В чемпионате СССР 1980-1981 Валерий за пределами топ-80 (восемьдесят!) лучших по системе гол+пас. Справедливо, что на декабрьский «Приз Известий» в Москве его не приглашают. Как и на чемпионат мира 1981 года в Швеции.

Потому что Харламов до и после страшной аварии 1976 года – разные игроки. Свои знаменитые шайбы в ворота сборной ВХА и Нью-Йорк Рейнджерс, просачиваясь сквозь двух защитников он исполнял до автокатастрофы. Когда его наиболее пострадавшая от аварии правая нога ещё не утратила эластичность. После ДТП Харламов объективно становится просто хорошим игроком. Но уже не элитой, насущной сборной СССР в любом состоянии.

И не случись той аварии, 33 года для хоккея той эпохи – весьма серьёзный возраст. Отсталая (по нынешним меркам) медицина и дедовские методики восстановления, а также правила, менее лояльные к умным и техничным игрокам, чем сегодня. На Кубке Канады предстояло сыграть за две недели (если по максимуму) 8 матчей с шестью (минимум) переездами – Эдмонтон, Виннипег, Эдмонтон, Виннипег, Монреаль, Оттава, Монреаль.

Впрочем, и тут провидение даёт шанс Валерию. Незадолго до старта получил травму Владимир Крутов, и Тихонов ставит Харламова на родную позицию правого крайнего форварда. Он снова выглядит неубедительно, пробуясь с разными партнёрами. А Володя выздоравливает как раз за несколько дней до старта (молод ещё, всё заживает быстро, мотивация – запредельная).

Резюме очевидно. Если даже Крутов задержится в лазарете, в Канаду стоило взять, например, Сергея Светлова – молод, одарён, с прекрасным катанием и руками. Но не бренд «Валерий Харламов». Тренер не враг себе. Он хочет выиграть – и выигрывает без Валерки. Потому что за окном 1981-й, а не 1972-й. И Тихонов знает, что роль пассажира, играющего по 7-10 минут за матч для Харламова если не унизительна, то точно непривычна. 

Имена в хоккей не играют… В 1998-м на Олимпиаду в Нагано Юрзинов не берёт Фетисова, а сейчас я скажу и вовсе кощунственную вещь: и Овечкина не стоило бы брать в Милан-2026, будь допущена до Игр сборная России. В Вашингтоне под него во многом выстроена игра всей команды, и вот простой пример: в овертайме 3 на 3 Алекс выходит на лёд только в случае выигрыша вбрасывания. Не тот объём движения и функциональность, что всего 7-8 лет назад. У нас изобилие крайних форвардов высокого уровня, и те же Демидов или Дорофеев имеют больше оснований играть, чем Овечкин.

Потому что молоды. Но мифологам брендов этого не объяснить никогда. Валерку отцепили, Санька не взяли. Совершенно непрофессиональный взгляд на игру, агрессивный к инакомыслию вокруг личных икон хоккея.

Что нормально для болельщика. Но не тренера.


PS на всякий случай: Валерий Харламов на пике формы для меня в пятёрке любимейших мастеров игры, вместе с Марио, Уэйном, Сергеем Фёдоровым и Владимиром Константиновым.    


Рецензии