Властелин Хаоса

   Есть у меня есть друг - механик. Если вы не слабы нервами, то загляните к нему в гараж — и вам покажется, что здесь устроена вековая свалка. Инструменты разбросаны с таким вдохновенным бесстрашием, будто их не бросали впопыхах, а размещали в соответствии с абсурдом высшего уровня. На полках, вопреки всем канонам, пылятся не разложенные по размеру болты и гайки, а целые миксы непостижимых комплектов — словно арсенал какого-то безумного алхимика. Друзья иногда качают головами: «После его ремонта словно взрыв прогремел, разметав инструменты и отработанные запчасти на пару метров вокруг отремонтированной машины». Но этот взрыв — особенный. Это не взрыв разрушения. Это взрыв творческой энергии, что ищет выхода для решения задачи. Это полный аналог «Большого взрыва», из хаоса которого родилась наша вселенная. А из его взрыва рождаются новые миры исправной техники.

   Друзья называют его «Властелин Хаоса». И это не насмешка, а титул, произносимый с придыханием и надеждой: «Пока он у нас есть, у нас нет проблем с техникой. Он чинит не просто быстро, а как-то яростно, гениально, находя решения, которые другим и в голову не придут».

   Если попытаться самому отыскать в его бардаке что-то конкретное, потратишь массу времени, и не факт, что найдёшь искомое. А попроси у него — он на секунду сунет руку в кучу разнородных железяк и тут же подаст то, что нужно.

   И глядя на него, я начинаю верить: между беспорядком на рабочем столе и порядком в мыслях существует таинственная, обратно пропорциональная связь.

   Есть люди-системы. Их мир — это упорядоченные файлы, подписанные папки и аккуратно разложенные инструменты, отсортированные по цветам и размерам. Это прекрасно. Это основа цивилизации. Из таких людей получаются идеальные исполнители, безупречные логисты, гаранты стабильности. Их ум работает по четкому алгоритму, как швейцарские часы. Часы, идеально точно отсчитывающие время. Но часы не могут изобрести ничего нового; они лишь отстукивают заданный ритм.

   А теперь представьте первый суп на Земле. Его сварил не педант по рецепту. Его создал дикий варвар, который швырнул в котел всё, что попало под руку, что ему по какому-то неведанному наитию показалось пригодным: мясо, коренья, странные травы. Это был акт хаоса, из которого родилась система под названием "кухня". Так же и революционные идеи рождаются не на вылизанных до стерильности полках ума, а в творческом бардаке. Там, где логические связи рушатся, а на их месте возникают причудливые, сумасбродные ассоциации, где гаечный ключ запросто может лечь рядом с книгой по философии, рождая новую метафору.

   Гениальных ученых, изобретателей, художников часто изображают рассеянными. Но это не та рассеянность, что от слабоумия. Это — одержимость внутренним процессом. Их сознание — тот самый гараж моего механика. Внешний порядок был принесен в жертву совершенству, которое создаётся в какой-то параллельной вселенной и потом переносится в нашу. Процесс творения, внешне выглядящий как полнейший хаос. Они не наводят порядок в мастерской, потому что заняты важным делом - ведут сложнейшую операцию по сборке новой реальности в своей голове.

   «Властелин Хаоса» — это не тот, кто создаёт беспорядок. Это тот, кто понимает глубинную природу творчества. Хаос для него — не отсутствие системы, а система более высокого порядка, нелинейная, живая и дышащая. Он не ищет ключ на идеально чистом столе — он чувствует местоположение нужных вещей в энергетическом поле своего творческого пространства. Его руки движутся не по инструкции, а по наитию, сшивая разрозненные детали в работающее целое с помощью интуитивной молнии.

   Глядя на него, мы понимаем: пока в этом мире есть такие «Властелины», пока они разрешают себе этот творческий взрыв, у человечества есть шанс. Шанс не просто поддерживать существующие механизмы, а создавать совершенно новые. Ведь всё гениальное, что нас окружает, когда-то родилось не из порядка, а из благодатного, святого, созидательного хаоса.

   И мы молимся за его здоровье. Потому что он - живое доказательство того, что истинный порядок находится где-то в заоблачной выси подсознания.


Рецензии