3. Монахи-убийцы

3. МОНАХИ-УБИЙЦЫ. О том, что Церковь Западная и Церковь Восточная, хоть и называют их сестрами, до недавних пор были антиподами, и ни о каком сближении между ними не могло быть и речи, мы знаем с вами не понаслышке. Нашим предкам, да и нам с Вами это противостояние уже не единожды аукнулось. Началось же все не вчера. Первая черта между Церквями была прочерчена аж в IV веке, когда западные отцы решили внести исправления в Символ Веры, якобы для того, чтобы сделать его точней. На Востоке, разумеется, исправленный догмат принят не был. Ну а потом пошло - поехало. Различия во взглядах начали с годами накапливаться, превращая черту в трещину, а затем и в пропасть. В католической церкви священник стал рассматриваться как лицо, более приближенное к Господу, чем обычные прихожане. Это значило, что он обладал некими мистическими свойствами, недоступными простым смертным. Сам папа стал считаться непогрешимым наместником Иисуса на Земле. С этим же было связано и обязательное ведение церковных служб на латинском языке, даже независимо от того, знает местное население той или иной страны латынь или нет. Считалось, что христианские истины доступны, лишь избранным, которые латынь знать обязаны, остальные пусть повторяют за священником непонятные слова и крестятся, ибо смысл прочитанного или услышанного им все равно не понять. Впервые насильственные действия против инакомыслящих были применены «божьими людьми» при изгнании из подвластных Ватикану славянских земель священников, которые пытались все же вести богослужение на славянском языке. Позже идея насильственных методов утверждения «истинной веры» прижилась, получила идеологическое обоснование и, в конечном итоге, вылилась в создание собственных вооруженных сил Ватикана – Орденов. Их главной задачей было не столько завоевание территорий, сколько экспорт нужной идеи в нужном направлении. Этакий большевизм с крестами вместо звезд. Восточная Церковь тем временем продолжала базировать свое учение на старых догматах и возможность их «совершенствования» категорически отрицала, за что ее и стали называть ортодоксальной или православной. Демократичность восточного учения состоит в том, что священник испокон веков и по сей день считался и считается для прихожан учителем, духовным наставником, а вовсе не посредником между ними и Богом; а Божественные Истины следует принимать не мозгом, а сердцем, потому и доступны они каждому. Прикасаться же к оружию православным монахам было запрещено во все времена, поэтому на востоке Орденов не могло существовать в принципе. И это только малая часть тех различий, что развели двух сестер по враждебным лагерям.

К началу 13 века католическая церковь окончательно отказалась от идеи освобождения Иерусалима и от попыток сдержать натиск мусульман на христианскую Византию. Отныне главным врагом Ватикана стал православный мир Восточной Европы и последние островки язычества на побережье Балтийского моря. В 1198 году римский папа Целестин II провозгласил «северный крестовый поход», и почти сразу на Западной Двине объявился епископ Бертольд с крестоносцами, которые принялись мечом и огнем приводить ливов к истинной вере, обложив вновь-обращенных католиков хлебной данью. В 1200 году еще один «святой отец» - епископ Альберт Букскгеведен на 23 кораблях ворвался в Западную Двину, сломил сопротивление ливов с земгалами и через год основал в устье реки город-крепость Ригу. В 1202 году при непосредственном участии папы Иннокентия III был образован новый духовный рыцарский Орден Меченосцев, его главной задачей стало завоевание Латвии, Литвы, Ливонии, а в последствии - и «еретической» Руси. Однако прежде Ватикану было крайне необходимо раз и навсегда раздавить главный «рассадник» православия – Византийскую Империю.

Весной 1204 года начался четвертый и последний крестовый поход Запада, но уже не против мусульман, а против «неправильных» христиан. 13 апреля войска крестоносцев ворвались в Константинополь и подвергли его небывалому по своей жестокости и изощренному цинизму погрому. По всему городу покатилась волна изнасилований, грабежей и убийств. В монастырях «святые воины» насиловали монахинь, в библиотеках жгли книги, в храмах крушили молотками и топорами алтари и иконостасы. В Соборе Святой Софии французы пили вино из священных сосудов и слушали пьяные песни проститутки, сидевшей на патриаршем троне. Для христиан западного образца их восточные единоверцы были язычниками и еретиками и другого обращения просто не заслуживали. Как и на Ближнем Востоке, на руинах Восточной Империи возникло сразу несколько католических королевств, княжеств и герцогств, которые номинально подчинялись латинскому императору, сидевшему в Константинополе. «Истинную» веру рыцари утверждали в «отсталой» Греции теми же способами, что и их предшественники, сто лет назад «освобождавшие» от мусульман Иерусалим.

Само собой разумеется, что приверженцы Восточной Церкви не могли спокойно сидеть и наблюдать за тем, как западные варвары измываются над их святынями. В Южное Причерноморье греки католиков не впустили. При поддержке грузинской царицы Тамары, там была создана православная Трапезундская Империя с династией Комнинов во главе. Еще один очаг православия устоял на западе Балкан. Там сформировалось независимое Эпирское Царство. В 1205 году в Вифинии на базе городов Никея и Бруса возникло еще одно православное государство - Никейская Империя. В ее состав вошли ремесленные и купеческие центры Малой Азии. Создателю Никейской Империи Федору Ласкарю удалось остановить дальнейшее продвижение крестоносцев вглубь полуострова, а его приемники сумели перенести боевые действия на Балканы. Не осталась в стороне и православная Болгария. В 1205 году болгарский царь Калоян разгромил войска Латинской Империи в битве при Адрианаполе и отбросил католиков от своих рубежей.

Меж тем, на севере Европы продвижение крестоносцев на Восток продолжалось. В один прекрасный день слабеющая Русь и набирающая силу Литва, все еще продолжавшие с азартом мордовать друг друга, услышали где-то в отдалении некий металлический звук. Разом опустив оружие, русские и литовцы обернулись на запад и увидели на горизонте толпу незнакомых мужиков с ведрами на головах, здоровенными мечами в руках, и повсюду – кресты, кресты, кресты. На душе у драчунов сразу стало как-то нехорошо и тревожно. Новый враг оказался врагом идейным, а это означало, что одними набегами да грабежами дело теперь не обойдется. Государи русские и литовские довольно быстро оценили угрозу, какую представляли для них эти «инкрустированные» железом монахи с крестами на щитах и плащах. Свою вековую войну с «псами-рыцарями» Русь и Литва начали на чужой территории.

Первое столкновение с крестоносцами произошло в 1207 году в Ливонии. Ливония издревле платила дань полоцким князьям, а потому, именно им пришлось принять на себя первый удар Запада. Подступив к среднему течению Двины, крестоносцы осадили крепость Куконас, которую оборонял князь Вячеслав Борисович, более известный в истории как Вячко. Вячко уже успел побывать однажды в рижском плену, и с католиками у него были старые счеты. Он отбил все приступы, в боях у стен города положил несколько рыцарских отрядов, но, видя бесперспективность продолжения борьбы, сам вскоре спалил свою крепость и ушел на Русь. По всей Ливонии начались яростные бои с войсками католиков. Русские, литовцы и ливы вместе ходили громить незваных гостей, но тех с каждым днем становилось все больше и больше. Остановить вторжение немцев без помощи остальных русских княжеств было уже невозможно. К 1209 году в руках крестоносцев оказалась большая часть Южной Ливонии. Впрочем, слишком уж задирать полоцких князей немецкие феодалы пока опасались. Полоцк еще три года продолжал исправно получать ливонскую дань.


Рецензии