3. Монахи-убийцы
К началу 13 века католическая церковь окончательно отказалась от идеи освобождения Иерусалима и от попыток сдержать натиск мусульман на христианскую Византию. Отныне главным врагом Ватикана стал православный мир Восточной Европы и последние островки язычества на побережье Балтийского моря. В 1198 году римский папа Целестин II провозгласил «северный крестовый поход», и почти сразу на Западной Двине объявился епископ Бертольд с крестоносцами, которые принялись мечом и огнем приводить ливов к истинной вере, обложив вновь-обращенных католиков хлебной данью. В 1200 году еще один «святой отец» - епископ Альберт Букскгеведен на 23 кораблях ворвался в Западную Двину, сломил сопротивление ливов с земгалами и через год основал в устье реки город-крепость Ригу. В 1202 году при непосредственном участии папы Иннокентия III был образован новый духовный рыцарский Орден Меченосцев, его главной задачей стало завоевание Латвии, Литвы, Ливонии, а в последствии - и «еретической» Руси. Однако прежде Ватикану было крайне необходимо раз и навсегда раздавить главный «рассадник» православия – Византийскую Империю.
Весной 1204 года начался четвертый и последний крестовый поход Запада, но уже не против мусульман, а против «неправильных» христиан. 13 апреля войска крестоносцев ворвались в Константинополь и подвергли его небывалому по своей жестокости и изощренному цинизму погрому. По всему городу покатилась волна изнасилований, грабежей и убийств. В монастырях «святые воины» насиловали монахинь, в библиотеках жгли книги, в храмах крушили молотками и топорами алтари и иконостасы. В Соборе Святой Софии французы пили вино из священных сосудов и слушали пьяные песни проститутки, сидевшей на патриаршем троне. Для христиан западного образца их восточные единоверцы были язычниками и еретиками и другого обращения просто не заслуживали. Как и на Ближнем Востоке, на руинах Восточной Империи возникло сразу несколько католических королевств, княжеств и герцогств, которые номинально подчинялись латинскому императору, сидевшему в Константинополе. «Истинную» веру рыцари утверждали в «отсталой» Греции теми же способами, что и их предшественники, сто лет назад «освобождавшие» от мусульман Иерусалим.
Само собой разумеется, что приверженцы Восточной Церкви не могли спокойно сидеть и наблюдать за тем, как западные варвары измываются над их святынями. В Южное Причерноморье греки католиков не впустили. При поддержке грузинской царицы Тамары, там была создана православная Трапезундская Империя с династией Комнинов во главе. Еще один очаг православия устоял на западе Балкан. Там сформировалось независимое Эпирское Царство. В 1205 году в Вифинии на базе городов Никея и Бруса возникло еще одно православное государство - Никейская Империя. В ее состав вошли ремесленные и купеческие центры Малой Азии. Создателю Никейской Империи Федору Ласкарю удалось остановить дальнейшее продвижение крестоносцев вглубь полуострова, а его приемники сумели перенести боевые действия на Балканы. Не осталась в стороне и православная Болгария. В 1205 году болгарский царь Калоян разгромил войска Латинской Империи в битве при Адрианаполе и отбросил католиков от своих рубежей.
Меж тем, на севере Европы продвижение крестоносцев на Восток продолжалось. В один прекрасный день слабеющая Русь и набирающая силу Литва, все еще продолжавшие с азартом мордовать друг друга, услышали где-то в отдалении некий металлический звук. Разом опустив оружие, русские и литовцы обернулись на запад и увидели на горизонте толпу незнакомых мужиков с ведрами на головах, здоровенными мечами в руках, и повсюду – кресты, кресты, кресты. На душе у драчунов сразу стало как-то нехорошо и тревожно. Новый враг оказался врагом идейным, а это означало, что одними набегами да грабежами дело теперь не обойдется. Государи русские и литовские довольно быстро оценили угрозу, какую представляли для них эти «инкрустированные» железом монахи с крестами на щитах и плащах. Свою вековую войну с «псами-рыцарями» Русь и Литва начали на чужой территории.
Первое столкновение с крестоносцами произошло в 1207 году в Ливонии. Ливония издревле платила дань полоцким князьям, а потому, именно им пришлось принять на себя первый удар Запада. Подступив к среднему течению Двины, крестоносцы осадили крепость Куконас, которую оборонял князь Вячеслав Борисович, более известный в истории как Вячко. Вячко уже успел побывать однажды в рижском плену, и с католиками у него были старые счеты. Он отбил все приступы, в боях у стен города положил несколько рыцарских отрядов, но, видя бесперспективность продолжения борьбы, сам вскоре спалил свою крепость и ушел на Русь. По всей Ливонии начались яростные бои с войсками католиков. Русские, литовцы и ливы вместе ходили громить незваных гостей, но тех с каждым днем становилось все больше и больше. Остановить вторжение немцев без помощи остальных русских княжеств было уже невозможно. К 1209 году в руках крестоносцев оказалась большая часть Южной Ливонии. Впрочем, слишком уж задирать полоцких князей немецкие феодалы пока опасались. Полоцк еще три года продолжал исправно получать ливонскую дань.
Свидетельство о публикации №225112201856