Кто слышит пролитую кровь?
Когда я училась в советском ВУЗе, писала курсовую по теме «Роль личности в истории». Да, историю движут лидеры. Но! Без народа, без соратников лидер просто не может появиться. Это относится и к экономике, и к политике, и к общественному устройству. Потому по Маяковскому: «Мы говорим Ленин – подразумеваем партия…». Сначала появляется личность, много личностей, которые не плывут по течению, которые выбирают осознанный путь и идут до конца. Они из своего социума рождают лидера, который творит историю.
Но тогда как первично зародилось революционное сознание в обычных людях? Кто они? Почему они выбрали путь революции? Почему революция 1905-го года провалилась? Почему 1917-й стал победой над монархизмом? Кто за ней стоит, за этой победой? Вот эти и ещё много других вопросов и ответов пытается донести спектакль Сергея Кургиняна «Кто слышит пролитую кровь?».
Мистерия – это же не документальная история?! Да, таинство. Но ведь роль личности в истории – тоже таинство. Непонятно как время выбирает конкретных людей для распятия, проклятия, памяти в веках… Но если покопаться в глубинах исторического знания (со-знания), то и религия, и коммунизм, и незыблемая вера человека в светлое будущее – всё это рождает личностей, течение, поток.
Спектакль изначально возник из документалистики и биографии инженера и изобретателя, но, что важнее в этом контексте – революционера Леонида Красина. Тридцать лет назад появилась первая версия этого спектакля. В новой версии образ главного героя обобщён, а документалистика заменена на мистерию. Тема сама по себе непростая. А подача – метафизика, магия – ещё более накручивает сложности для восприятия. Зато, если погрузиться, то столько открывается!
Сценографическая минималистика чёрного пространства сцены в этом спектакле была нарушена огромным, до потолка, деревянным крестом, укрытым белой тканью. Символизм по ходу спектакля очень понятен: святое дело – отдать жизнь во имя идеи; белый – чистый, светлый; это не покрывало – это парус, а крест – мачта! Суть декораций – новый путь. А внизу настил – словно тень от креста распята…
Трансформация деталей в этом театре всегда многогранна и впечатляюща. Всего два предмета было на сцене – кусок каната и блестящая глубокая тарелка из нержавейки. Вот эта тарелка трансформировалась то в метроном, то в чашу жизни, то в суть продолжения рода, то…
Смотрела и понимала: а ведь чисто символически, по учебнику, общие фразы и штампы я знаю про революционное движение конца XIX начала ХХ веков. Ленин, Петербург, Аврора, Зимний… А кто был до этого? Кто взращивал идею и ставил цель? Кто пробивал стену монархических устоев?
Сразу после спектакля я просто не могла собрать мысли в пучок. Первые впечатления получились рваными. Но, как мне кажется, самыми точными. Сначала хочется восстановить историческую память. Потом рассказать – это же наша история! Потом понимаешь, что сам не всё понимаешь… Потом появляются только слова-вехи:
История. Мистика. Революционное служение. Метафизика. Некрополь кремлёвской стены.
Коммунизм – религия. СССР – эталон. Революция – единственный способ повернуть историю…
Но кто сегодня помнит историю Леонида Красина? Человек-пароход на Васильевском острове на вечной стоянке… И СССР нет. И слово «Родина» по правилам правописания теперь пишут не с прописной. Тогда зачем? Во имя чего? Всё. Надо садиться, читать, думать…
21.11.25
Свидетельство о публикации №225112201897