Приключения реставратора, часть 2

(«Новая литература», № 8, 2025)

Восьмой номер "Новой литературы" открывается повестью И. Прохоркина "Из дневника реставратора. Тетрадь вторая. Загадка трёх писем". Если в первой части повествования (Новая литература, № 7, 2025) реставратор был погружен в любовные грёзы, главная фигура в которых — незнакомка девятнадцатого века, то во второй части перед нами предстает опытный реставратор-сыщик, на которого музейный сотрудник Н. возлагает большие надежды в расшифровке старинных писем.

Однажды этот "повелитель архивной пыли и забытой временем бумаги" получает письмо от Н., сотрудника музея истории Екатеринбурга. Примечательно, что реставратор и Н. предпочитают общаться традиционной почтой, словно противопоставляя себя и свою профессию – изучение старинных документов – стремительному ритму современной жизни. Они намеренно игнорируют электронные сообщения, выбирая неспешность и тактильность бумажных писем.

В руки Н. попали документы 19-го века, но он сомневается в их подлинности, и просит Алексея (реставратора) помочь ему в этом щепетильном деле.

Алексей соглашается и собирается в путь-дорогу. Он педантично, так как профессия реставратора, скрупулезного исследователя старых документов, проникая в кровь, взрастил в нем любовь к порядку, линейности, четкости выполнения, — пакует необходимые вещи и прилетает в Екатеринбург.

Автор использует документальную основу, переплетая её с художественным повествованием. И вот тут начинается детективная история. Оказывается, Н. исчез накануне. Алексея встречала его дочь Катя.

Н. получил три исторических письма, одно из которых впоследствии исчезло. Письма касались исторических личностей Голициных, Лавандовского, и возможно, последнего русского царя. К счастью, существовали копии писем, и Алексей приступил к их изучению.

Алексей благоговейно прикасается к письмам, к печатям. Для него это не просто бумага, а дыхание истории. Он верит, что, внимательно изучая исторические артефакты, можно услышать их голос – конечно, на языке, понятном лишь музейным работникам и реставраторам.

Далее автор приглашает читателя вместе с реставратором погрузиться в изучение документов. Эта часть повествования, возможно, представляет интерес для историков и музейных сотрудников, но для обычного читателя, жаждущего динамики, ярких эмоций и драматизма, сухой и специфичный стиль текста может показаться скучным. Затянутые описания, избыток исторических справок и предсказуемость сюжетных поворотов снижают интерес к повести. Тем не менее, нельзя исключать, что документально-исторический приключенческий жанр, даже с предсказуемыми элементами, имеет своих преданных поклонников.

Скрупулезное изучение документов Алексей удивительным образом соединил с простыми радостями жизни. Прогулки с Катей по городу, неспешное поедание слоек – в этих милых сердцу мелочах таилась такая теплая обыденность, что реставратор не мог не проникнуться симпатией к Кате. Мы чувствуем, как история с документами неизбежно сплетается с романтической. Катя "долго жила чужими историями. А когда захотела свою, рядом уже никого не осталось", и Алексей, в свою очередь, тоже пережил немало потерь. Встретились два одиночества, чьи пути пересеклись по воле судьбы...

И, разумеется, какая детективная история без загадочного незнакомца? Появляется мужчина, для которого завершение исследования Алексея – дело первостепенной важности. Некие силы (чьи личности скрыты) проявляют глубокую заинтересованность в итогах этой работы.

В документах Алексей обнаруживает зашифрованный фрагмент – ключ к чему-то архиважному. Похоже, именно за этим ключом развернулась настоящая тайная охота. Отец Кати Сергей Дмитриевич был близок к разгадке, но... исчез.

Видимо, за действиями Алексея следили, следили и за его взаимоотношениями с Катей. Однажды, после утомительной работы с бумагами, когда молодые люди прогуливались, случилась у них стычка с тремя подвыпившими молодцами. Кто-то из них хотел «закадрить Катю», но Алексей вмешался, и как настоящий рыцарь, поверг врага наземь. В награду получил поцелуй от Кати. Диалог их в этот момент прост и наивен, словно впитал в себя романтизм 19-го века.

Слежка за Алексеем продолжалась, наращивая напряжение в повествовании. Мы понимаем, что некие силы пойдут до конца, чтобы достичь своей цели, о которой пока Алексею неведомо. И узнаем, что оказывается, инкогнито с ресторана и его дружки похитили отца Кати. Но им нужен Алексей, и они предлагают ему расшифровать некую бумагу. Алексей понимает, что это чек на предьявителя – сумма баснословная. Ему предлагают сделку – найти недостающую цифру в коде чека, а взамен они освободят отца Кати.

Детективная нить продолжает плестись, Алексей разгадывает код, но сознательно вписывает неверную цифру. Люди, забрав письма и чек, уходят, а отец Кати возвращается домой, измотанный, но целый и невредимый.

Автору удалось моментами создать атмосферу интриги и напряженности, он словно бусины на нить, нанизывает исторические факты вперемешку с современными буднями. Интрига нарастает постепенно, как снежный ком, и бах! — взрывается шантажом и опасностью для жизни.

Ну и финал истории: В Женеве была предпринята попытка обналичить чек, но, естественно, данные не совпали, и доступ к счету был закрыт навсегда.

Вот и сказочке конец.


Рецензии