Назначение 9

      (извлечение из повести)

      Вспомнил он и тот поздний вечер накануне 23-го февраля, когда «Филипыч» приехал после ОМП в отдел вместе с товарищами по СОГ.
      Промерзли тогда все порядком. Как всегда, традиционно, короткое «подведение итогов»  провел «Филипыч»  на борту «Ми-8», и это было со слов борттехника, который тоже чуть поучаствовал – помогал загружать труп-мумию весом не более 20-ти килограммов. Потом он выделил товарищам «по полету» инструментальный ящик, поверхность которого самолично «засервировал» «Филипыч» тем, чем можно согреться и смачно закусить.
      Узнал о «подведении итогов» на борту «Ми-8» Сударев от того самого борттехника, с которым поддерживал дружеские отношения, да и проживал тот в соседнем доме. Информацию воспринял спокойно, улыбнулся, и спросил:
      – «Филипыч-то, пригласил хоть принять участие в подведении итогов?», – на что получил утвердительный ответ от «воздушного рабочего», – «Конечно… Филипыч хлебосольный… Я еще в школу ходил, а он приехал после института. Да и уже не раз вылетали вместе в разные места. Однажды, когда не было возможности найти подходящую площадку для посадки, так пришлось «десантировать» Филипыча и еще троих из милиции на спасательной люльке, чтобы поближе было к месту…».

      Сударев не сомневался, что и борттехник хватанул «соточку» в такой компании, ведь тезисы от «Филипыча» всегда были короткие и ёмкие. Не важно было тогда, что высота полета не более 2-х тысяч метров, и что это не нутро привычной  «буханки» типа УАЗик, и что не так уж и тихо-спокойно в салоне вертолета – главное,что методическая работа от «Филипыча» продолжалась.
      Труп обнаружили местные охотники-звероловы. Сразу сообщить не удалось, связи не было. Пока добрались до ближайшей деревни спустя почти двое суток, и уже оттуда по радиостанции связались с геологами, а уже те сообщили суть дела, кратко поведав о том самом событии со слов охотников.
      Какой-то «великой скорости» для принятия решения не было необходимости – труп был обнаружен в зимовье на охотничьем участке, который уж как не менее 5-ти лет никому не принадлежал. Не было желающих среди местных охотников добывать пушного зверя на том самом участке – вытянутая местность площадью порядка 50 гектаров вдоль ручья «Магилах», значительная часть заболочена, густой чапыжник с тропками «от Топтыгина», ягоды полно, уток тоже, боровой пернатой дичи в достатке, а вот соболей и норок крайне мало.

      Труп явно пролежал в зимовье не менее года. Естественная мумификация – это полное высыхание тканей трупа.
      Зимовье было заброшенным, крайне редко в него кто-то заглядывал. Проходили мимо охотники, видели, что как будто и делать там нечего, у самих зимовья не далее, чем в десятке километров, потому и объясняли примерно так: «А что там делать? Время терять не хочется. Если зима не наступила, а необходимости в передышке нет, да и погода нормальная, что там делать? Быстрее бы на свой участок попасть…».
      Когда выпадал снег, так лесной домик просто скрывался и, тем кто не знал о нем, ни за что было догадаться что таковой имеется. Обнаружили труп, потому что к домику вела свежая дорожка следов росомахи и, как будто «для интереса» решили посмотреть, зачем этот бесстрашный и пакостный зверь решил наведаться в заброшенное зимовье. Росомаха – зверь одиночка. Активно защищает границы своей территории от особей своего пола. Логово устраивает под вывороченными корнями, в расщелинах скал и других укромных местах; кормиться выходит в сумерки. Росомаха постоянно кочует в поисках добычи по-своему «индивидуальному участку», занимающему порядка 1500—2000 кв.км;. Благодаря мощным лапам и длинным когтям, росомаха легко лазает по деревьям. Обладает острым зрением, слухом и чутьём.
      Хоть зимовье и было со стажем, но построено было добротно, «в лапу». Это когда в стволах на торцевой части делаются углубления в длину сечения и глубиной в половину толщины, поэтому у постройки нет выступающих концов брёвен, т.о. этот способ задействует ствол по всей длине, позволяя сэкономить материал. Листвяк-кругляк – материал надежный и прочный, в домике сухо, вентиляция достаточно неплохая, влажность воздуха низкая, вот и итог – естественная мумификация.

      В протоколе следственного осмотра было отмечено, что в помещении, внутренний размер которого 4,5х4,0 метра, был определенный порядок. Именно тот самый традиционный порядок, который примерно одинаков для такого рода построек в таежном массиве. Каких-то признаков борьбы – следов борьбы, визуально установлено не было, материальные объекты (вещи) находились в определенных местах.
      Всегда бытовала традиция – оставлять в зимовье что-то, что может пригодиться другим охотникам. Например, средства для розжига, свечи для освещения, продукты питания (различные консервы).
      В глуши совершенно неожиданно может выручить каждая мелочь. Если кто-то посетил зимовье для передышки, ночлега, или даже остался на несколько дней, он может воспользоваться всем тем, что там находится.
Если с провизией все в порядке, возможно в свою очередь оставить в зимовье что-то для других, или просто пополнить запас.
      Бывало, что в зимовье находились охотничьи боеприпасы различных калибров, и это было хорошим «подарком» для тех, у кого охотничьи патроны были на исходе. Обычно продукты питания (крупы, муку, соль, сахар, специи и т.п.) подвешивали, что как-то могло уберечь от бурундуков и вездесущих, прожорливых мышей и отсыревания.

      Одна из основных версий – человек мог находиться в зимовье достаточно продолжительное время, потому как продуктов питания практически не осталось, за исключением соли и специй. Не менее 20-ти пустых консервных банок находились в углу зимовья.
      В последствии, спустя порядка двух недель, личность погибшего будет установлена.


Рецензии