Побыть человеком
Оксюмороны начались с названия – где монастырь, и где Ленин? Молодое интернет-поколение, возможно, и знает, что такое монастырь, а Ленин знаком, скорее всего, только по краткому учебнику истории. Это в советское время насаждался культ Ленина, проводили демонстрации трудящихся 7-го ноября, в день социалистической революции. Боже, а я помню ведь ту эпоху…
Первые строки продолжают оксюморонить, если так можно выразиться, – «правдивые враки, фантастическая быль, бал инвалидов»…
Повесть "Монастырь имени Ленина" — это насыщенное деталями произведение, она смесь сюрреалистического реализма, абсурда и социальной критики современности. Автор описывает вымышленный монастырь, где действуют очень уж колоритные персонажи. Повесть предлагает многогранный взгляд на современную Россию, сочетая элементы юмора, трагифарса и глубокой рефлексии. Человек растерян в мире хаоса, старое разрушено, а уродливое новое никак не может захватить думающие головы…
Центральной структурой повести является замкнутый мир монастыря, который автор создает как микрокосмос, а архитектурные детали, интерьеры и персонажи образуют символическое пространство, в котором пересекаются история, культура и идеология.
Автор приглашает читателя задуматься о значимости культуры, смысле жизни и судьбе человека в эпоху трансформации.
Стилистически повесть выделяется использованием приемов гипертекстуальности и фрагментарности. Рассказ строится как набор вставных глав, историй и флешбеков, переплетающихся друг с другом и создающих новый узор, как в трубе калейдоскопа.
Следует отметить предельную авторскую субъективность: многие оценки и выводы сделаны с определенной степенью предвзятости, связанными с личным опытом автора. очень эмоционально.
Мы знакомимся с порядками монастыря (то-бишь, целой страны) со слов и углом зрения двух персонажей – Ивана и Марьи. Повесть обозначена городской сказкой, а красноречивые имена Иван да Марья уже готовят читателя к любовной драме.
Посмотрим, не обманула ли нас эта догадка.
Мария ("Марья") и Иван ("Иванушка") работают в отделе редких книг монастыря.
Иван потерянный-растерянный интеллигент, обременён чувством вины, осознанием несовершенства мира и потерей иллюзий относительно социального устройства. Мы узнаём, что он - внук писателя, бывший мажор, сейчас является завотделом библиотеки монастыря, которого он сравнивает с тюрьмой.
Иван Лазарев плод советской эпохи, ему на момент повествования чуть больше сорока лет. Ивану не нравится современный уклад жизни, он считает молодое поколение настоящим зомби, а общество – клоакой, с какой яростью он смакует всякие скандальные истории про знаменитых, кто кому дал и где танцевал голым. А ведь, если отбросить шелуху показухи, за каждым захейтированным человеком стоит его несчастливая судьба, ошибки-выборы, ложные ожидания…
Марью, двадцатилетнюю девушку, сослали в монастырь родители, чтобы одумалась и мало своевольничала. Для нее насельники монастыря просто отщепенцы, чокнутые неудачники, она, описывая их, словно брызжет ядом ненависти. Она - девушка без сердечной доброты, для нее все прошлое – ненужный хлам. Марья жаждет перемен, но у нее нет внутренних ориентиров, ее пугает внешний непредсказуемый мир, и возможно, чтобы не потеряться в переменчивом социуме, она надевает маску цинизма. В ней присутствует подростковый дух противоречия, ее характер отличается импульсивностью, цинизмом и пренебрежением к нормам поведения старшего поколения.
На мой читательский вкус слог текста очень уж заковыристый, вычурный. Нагромождение метафор, сюрреалистических элементов утяжеляет восприятие. Автор не смог разграничить речь Ивана и Марьи. Часто в брюзжании Ивана проскальзывают мнения и интонации Марии, и наоборот. И столетняя старуха говорит тем же стилем, что и гость Дорогин, автор настолько увлеклась бичеванием прошлого и современности, что отвлеклась от характеров героев и не придала их речам индивидуальности, все они говорят и думают примерно одинаково, в русле негативизма и цинизма. Рефлексия героев уводит и отвлекает читателя от сюжетной линии, и кажется валунищем на пути понимания текста. Кроме этого, каждый рефлексирует в своем отдельно взятом мирке, никак не соприкасаясь, и не контактируя друг с другом, словно их цель – просто процесс рефлексии, а не поиск ответов на мучающие вопросы. Хотя понятен посыл автора: непреодолима пропасть между прошлым и настоящим, между поколениями – советским и интернетским.
Мария очень колюче, не зная человека, навесила на Ивана ярлыки: «плющевый мишка с лицом рецидивиста; матерый хищник». Эх, если бы по лицу можно было сразу определить рецидивистов, то полиция осталась бы без работы J. Не нужны были бы отделы ищеек и криминалистов. По лицу понял, что перед тобой рецидивист – хвать и в тюрьму!
Но мы отдалились от темы. Вернемся к Ивану с Марьей.
Наконец-то, пробравшись через словесные чащи и метафорические лабиринты, мы узнаем, что директор Мандрагорова требует сценарий праздника к открытию книжного фестиваля. Герои пытаются написать сценарий, но сталкиваются с многочисленными препятствиями, вызванными причудливой атмосферой монастыря. Параллельно развиваются сюжетные линии, касающиеся вопросов власти, насилия, манипуляции информацией и сопротивления консервативным структурам.
Мандрагорову Мария описывает как злобную старуху-фурию, но мы узнаём, что эта фурия, оказывается, спасла Ивана в молодости, когда он наркоманил и перенес клиническую смерть. Мандрагорова насобирала денежную помощь и отправила бывшего мажора на лечение в Швейцарию. Мотив этого поступка мы узнаем чуть позже.
Пока Иван с Марьей выбирают, в каком жанре писать сценарий, автор вносит историческое отступление про чудовищное происшествие, когда ученый профессор расчленил свою сожительницу-студентку. И это событие, словно брошенный в глубину камень, поднимает весь мусор со дна – оказывается, университет поддерживал ученого-плагиатора, потому как у этого упыря были весьма влиятельные покровители. Автор проводит параллель между судьбой убийцы и Наполеона, которого профессор, как историк, боготворил:
«Сергей Орловский, профессор, обладатель рыцарского титула, убивший свою возлюбленную седьмого ноября этого года, покончил с собой в следственном изоляторе.
Меч Аттилы нашёл последнюю жертву.
Инфернальный историк твердил, что у истории надо учиться. Но сам у неё не научился ничему, судьба Наполеона ничего Орловскому не подсказала».
Марья одурманена мыслью о богатстве, и решает украсть из монастыря что-то из ценных книг и продать черным коллекционерам. Пока она раздумывает, автор вносит в текст исторические вкрапления-преступления, связанные с книгами, чем пугает Марью. Марья чует, что кто-то шпионит за нею, по ее догадкам, это Мандрагорова. Мария решает найти на нее компромат, и обнаруживает, что у директрисы есть сын-аутист, который рисует свои фантазии. «А если я попробую в сетях позорить несчастную мать с нестандартным талантливым ребёнком, – меня самоё разорвут!» - думает Мария. И тут новая фишка автора, внезапный сюжетный пендель – оказывается, Иван, когда был в Тибете в поисках себя, научился неким психотехникам, и пытался лечить сына-аутиста Мандрагоровой.
Но книги стали пропадать без участия Марии. И Иван восклицает: «Верни всё, или я утоплю тебя в унитазе!». Далее он говорит, не замечая диссонанса: «Вы (новое поколение) лишены дара сочувствия и доброты. Вас никто не будет любить, лечить, учить и спасать».
Позже стало ясно, кто ворует книги, причем только эзотерического толка – это Кармен, эксцентричная старушка, влюбленная в молодого психа-Квазимодо, разнорабочего монастыря. Кармен хотела помочь любимому, и во имя любви пошла на воровство, где ее настигла смерть – сердце не выдержало нервного занятия-воровства. Она бросила свою жизнь к ногам тяжелобольного человека. Эту неординарную историю любви автор рассказывает мельком, хотя можно было бы тему развить в более обьемный текст, в полный рассказ, если не концентрация автора на собственной рефлексии и протесте против настоящего. Увы, о человеческих судьбах рассказывается в повести мимолетом, что уменьшает беллетристический акцент произведения.
В монастырской библиотеке собраны все плоды человеческой мысли за последние шесть тысяч лет. От «Книги мёртвых» из Древнего Египта до последних номеров «Спид-инфо». И мысли, хорошие и плохие, заключенные в книгах, стали материализоваться. Ангелы-тульпо стали залезать в сознание персонажей и открывать им истину.
Мария узнает, что Иван продал свою квартиру, а деньги передал детскому дому. А в монастыре организовал целую бесплатную студию творчества для проблемных детей.
Мы узнаём, что за каждым персонажем стоит его личная история и тайна, а видимая некрасивая оболочка хранит таившуюся в глубине души чувство любви к миру, альтруизм и помощь ближнему.
Но, увы, время абсурда ускорилось, наматывает обороты. «Чиновники сдавали норматив на отсутствие человечности. Для детей продавали сказки «Кошмары доброго волшебника». Нейросети учили школьников, и они почему-то начинали отрезать хвосты кошками выкалывать глаза собакам. ЭВМ-судьи выносили приговоры, и убийца оказывался оправдан, а человек, защищавшийся от убийцы и ранивший его, попадал в тюрьму на десять лет».
Вот так автор рисует ближайшее будущее.
«Считается, что люди вправе выбирать себе пол, тело и судьбу. И в паспорт вносили выбранное ими самими, а не родителями имя: Наполеон. Люцифер. Чикатило.
Раньше это называли безумием. Но теперь человек вправе выбирать и быть ли ему безумным или нормальным».
Далее в повествование вплетается детективный элемент. Исчезает Марья, Иван находит ее истерзанной, выхаживает и скоропостижно женится на ней, чтобы иметь право ночевать с нею в палате больницы. А потом – та-дам! – оказывается, все это инсценировка, чтобы заполучить Ивана в мужья.
Иван узнает об этом, но не меняет своего решения – из-за любви ли, или из-за жалости… «теперь эту несчастную никогда не брошу», — говорит он.
А в мире... Автор продолжает в мрачных красках рисовать будущее. «Мировые власти превратили всю землю в бандитскую стрелку. Гнули пальцы в планетарном масштабе. Тыкали друг другу в морду ядерное оружие, обещая им воспользоваться уже в следующую минуту. Трудящиеся не умели остановить этих психов.
Весь мир – монастырь имени Ленина. Религиозно-атеистический рыцарско-нищенствующий орден. Поруганный материалистический рай».
Тем временем, вандалы стали громить библиотеку с криками: «Мы имеем право быть собой! И даже быть тупыми, если мы так хотим! вы не имеете права быть лучше нас! Вы не смеете быть умнее, образованнее и добрее, чем мы!».
Вандалы поджигают библиотеку. Мария спасая книги, получает увечье, она всегда смеялась над инвалидами, теперь оказалась в их шкуре – вот такой черный юмор вселенной.
На смертном одре Марья понимает, как важна любовь в жизни человека. «Любовь – это единственное, что есть человеческого в жизни. Я рада, что побыла человеком».
Свидетельство о публикации №225112202074