Синий

Синий в исследовании

Cиний упоминается в самоописаниях 6 раз, как и розовый, но реакций на него меньше (29 и 46 соответственно). Из них чаще всего (6 раз) обратная связь на синий  как имеющий свойство «не привлекать внимания». Это совпадает с классическим толкованием его символики, синий действительно часто описывают как цвет отстраненности, погруженности в себя или в деятельность. Вероятно, именно с этими состояниями связаны интерпретации синего цвета участницами исследования, поскольку он ассоциируется у них с желанием не привлекать к себе внимание. Тем же можно объяснить и небольшое количество самих интерпретаций, а также ограниченное число реакций на этот цвет.

Синий в природе

Синий цвет входит в тройку основных, или "чистых" (не смешанных) цветов, что по М. Люшеру означает связь положительными эмоциями: спокойствием, удовлетворённостью, устойчивой положительной привязанностью.

В природе синими называют океан или небо (Донн, 2022). Но поскольку сами по себе вода и воздух не имеют цвета, то эффект синего достигается большим объемом и расстоянием. Вспомним, что все вдали видится синим: метафоры вроде «синие дали» и «синий лес» отражают в прямом смысле физическое расстояние, а в переносном – психологическое удаление от реальности, эмоциональную холодность, стремление отделиться, уйти в себя. Таким образом, в сознании есть стереотип, что синий – это спокойный цвет, а также цвет отдаления, расстояния, прохлады как физической, так и эмоциональной. Синий связан с бесконечной далью или глубиной (Штейнхардт, 2001).  Он «концентричен» (Бетенски, 2002; Лебедева, Никонорова, Тараканова, 2021. С. 259). Это означает, что синий воспринимается как цвет, направляющий внимание внутрь, к центру собственного переживания. Он не развертывает человека во внешнее пространство, а собирает ощущения и фокусирует их на внутреннем мире. Это ассоциируется с уединением, самонаблюдением, дистанцией от внешних воздействий и снижением потребности в контакте. В арт-терапевтической и феноменологической традиции синий часто связывается с переживанием глубины, покоя, замкнутости и направленности внутрь.

Посинение кожных покровов также является важным элементом восприятия синего цвета. Когда кожа приобретает синий оттенок, это указывает на замерзание, обморожение или смерть. Такое посинение может ассоциироваться с холодом, погибелью, смертью и в переносном смысле: этот символизм синего часто используется в литературе и искусстве для создания атмосферы страха, потери и "нежизни".

Так, например, в жаргоне «синий» часто используют, называя пьяных («синяк» – пьяница, алкоголик). Синий цвет в контексте пьянства ассоциируется с крайним состоянием потери контроля, «мертвецки пьяный» – то есть символизирует переход в пограничное состояние, когда человек оказывается на грани утраты себя, на краю гибели или смерти.

Синий цвет в одежде

Синий зачастую используется в одежде как символ статуса и дистанции – в униформе, корпоративной одежде и спецодежде. Цель такого "дистанцирования" – абстрагироваться от личности и сконцентрироваться лишь на функции.

Униформа ассоциируется с порядком, серьезностью и дисциплиной. Это может быть форма сотрудников государственных служб, полицейских, военных или работников охраны, где личность во время исполнения обязанностей отступает на задний план, а действия стражей порядка подразумевают анонимность, равенство среди работников, хладнокровие и следование букве закона. Иногда синий цвет формы выбран по смежности значений с родом войск (моряки – цвет моря, десантники и пилоты – цвет неба).

Корпоративная одежда. Синий цвет часто используется в корпоративной одежде, создавая атмосферу официальности, серьезности и профессионализма. Такой цвет помогает устанавливать психологическую дистанцию между личной и профессиональной жизнью и придает человеку уверенность в своей роли.

Рабочие формы и спецодежда. В таких сферах, как медицина, лабораторные исследования, производство и др., синий цвет также служит функциональности и отделению профессиональных ролей от индивидуальности человека. Например, термин «синие воротнички» (как видим, синий даже закрепился в устойчивом сочетании) относится к людям рабочих профессий (строители, сантехники, механики и др.), обозначая статус и принадлежность к определенному социальному слою.

Синие мундиры, синие береты, синие воротнички – эти названия одежды или ее частей стали устойчивыми выражениями, называющими представителей профессии. Это лишний раз указывать на свойство синего цвета задавать дистанцию; во всех трех случаях человеческие качества не имеют значения.

Синий в свадебной традиции

На Западе синий традиционно ассоциируется с миром, спокойствием, безмятежностью, тишиной. В этом смысле интересен пример использования синего в свадебном наряде, типичный для западной культуры. Традиция, согласно которой невеста на свадьбе должна носить «something old, something new, something borrowed, something blue, and a sixpence in a shoe» (что-то старое, что-то новое, что-то взятое взаймы, что-то синее и шестипенсовик в туфле), имеет долгую историю, особенно в англоязычных странах, таких как Великобритания и США.

Эта традиция восходит к Викторианской Англии XIX века и символизирует пожелание счастливой и долгой жизни. Каждый ее элемент несет свою символику. Something old (что-то старое) – связь с прошлым, преемственность и продолжение традиций. Something new (что-то новое) олицетворяет новый этап в жизни, и надежду на счастье в браке. Something borrowed (что-то взятое взаймы) означает поддержку друзей и семьи, веру в то, что невеста будет окружена заботой и любовью.

А почему в наряде невесты должно быть что-то синее? В древности синий цвет ассоциировался с бракосочетанием, любовью и преданностью. В частности, в Древнем Риме невесты носили синий, олицетворяющий верность и чистоту любви, и он был популярен до появления моды на белые свадебные платья.

В качестве «чего-то синего» может быть и просто элемент убора. Так, фольклор 1898 года предполагает, что это должна быть подвязка, которую в свадебных обрядах жених должен сорвать с невесты и бросить одиноким гостям-мужчинам на приеме (так же, как невеста исполняет ритуал с бросанием букета незамужним девушкам).

Сегодня синий продолжает использоваться в свадебных нарядах как символ долговечности отношений и гармонии на Западе, особенно в США. Вспомним головной убор в виде синей птицы героини сериала "Секс в большом городе" (см. параграф "Белый").

Фразеологизмы со словом "синий"

Символика синего прочно закреплена в устойчивых сочетаниях слов, которые имеют как прямое, так и переносное значение. Приведу некоторые из них, чтобы сфокусировать внимание на этих значениях синего цвета.

Гори все синим пламенем – это проклятье в адрес неприятной ситуации. В одной из версий того, откуда пошло данное выражение, считается, что это отсылка к болотным огням (сгорающему метану). Предки ассоциировали синее пламя с потусторонним миром, так как болотные огни появляются в "нечистых" местах, на кладбищах и болотах. Поэтому выражение "гори все синим пламенем" можно трактовать как "пошло оно все к черту", "пусть катится в тартарары", – неприятный объект или процесс таким образом отправляется в иной мир, подальше от говорящего.

Синий становится эквивалентом "неживого", вредного для живых, потустороннего и даже мистического.

Искать (поймать) синюю птицу; гоняться за синей птицей – надеяться на удачу. Это достаточно новое выражение, восходящее к пьесе-сказке «Синяя птица» (1905 г.) бельгийского писателя-символиста Мориса Метерлинка. Пьеса повествует о приключениях брата и сестры, которые отправляются искать сказочную Синюю Птицу. В своих странствиях они успешно справляются с различными испытаниями, а в финале пьесы оказывается, что синяя птица – домашняя горлица, которая всегда была у них дома.

Выражение "гоняться за синей птицей" имеет философский подтекст, и его нужно понимать двояко: будет ошибкой искать счастье снаружи, во внешнем мире; его следует обнаружить внутри себя, то есть научиться ценить то, что уже имеешь. Синий здесь – волшебный, неземной, удаленный, относящийся к "там и тогда" вместо "здесь и теперь".

Синий чулок означает старую деву, женщину без женственности и обаяния, отказавшуюся от личной жизни ради работы или науки. Происхождение идиомы идет от литературного кружка в Англии в 1760-х годах. Одним из членов был учёный Бенджамин Стеллингфлит, который носил синие чулки. Когда он не являлся на очередное заседание кружка, дамы говорили: «Мы не можем жить без синих чулок, сегодня беседа идёт плохо – нет синих чулок!». Отсюда кружок получил ироническое название «Общество синего чулка».

Синий в данном контексте означает "холодный, бесчувственный". А если не знать истории фразеологизма и воспринимать синие чулки как предмет женского туалета (а именно так и делает большинство), то синие ноги приобретают еще и отталкивающее значение, всегда предпочтительнее "живой" , телесный, естественный цвет.

Синяя борода – ревнивый мужчина. Первоначально это сказочный персонаж, который убивал своих жен за то, что открыли ключом запретную дверь. Бруно Беттельгейм  в книге «О пользе волшебства»  с позиций психоанализа рассматривает сюжет и считает, что любопытство молодой жены есть не что иное, как тайный сексуальный опыт, измена мужу. Он утверждает, что с учетом молодости и неопытности женщины это простительный грех, и в итоге в сказке наказана не она, а беспощадный немолодой муж, не способный любить, понять и проявить великодушие. Синий цвет, как и в идиоме "синий чулок", намекает на эмоциональную холодность, отсутствие эмпатии, дистанцированность.

Известная одежда синего цвета

Обычно найти пример знаменитой одежды того или иного цвета легче легкого. Говоришь, себе, например, "красное платье" – и перед глазами непроизвольно проносятся образы из кино или книг. С синим оказалось не так. Я перерыла интернет в поисках знаменитых синих платьев – все не то. Нет, конечно, примеров полно. Но даже если видела фильм с тем или иным платьем синего цвета, то я их не помню!
И тут меня осенило: джинсы! Их носит весь мир, и они синего цвета. Наверное, это и есть знаменитая синяя одежда, которую я ищу.

Джинсы

Джинсам почти полторы сотни лет, первый патент на них 20 мая 1873 года получил еврейский эмиргрант из Бельгии Лейба Штраусс – будущий Ливай Страусс. 

Первоначально джинсы шились для золотоискателей как прочные рабочие штаны, готовые выдержать долгую носку (в Калифорнии бушевала «Золотая лихорадка»). Потом к золотоискателям присоединились ковбои – в вестернах 30-х годов все они ходят в синем дениме. А в 60-е годы прошлого столетия благодаря хиппи джинсовый бум охватил весь мир. Джинсы, как тогда говорили, выкрасили улицы Америки и Европы в синий цвет.

Почему именно синий? Сейчас можно найти джинсы практически любого цвета и фасона, однако синие считаются безусловной классикой. Первые джинсы изначально были не крашенными. Синими они стали из-за дешевизны синего красителя индиго и его химических свойств. Большинство красителей проникают в ткань при высоких температурах, заставляя цвет держаться. Натуральный краситель индиго окрашивал только поверхность материала, и во время каждой стирки краситель частично смывался, в конечном итоге вызывая эффект потертости. На таких брюках грязь менее заметна, и это удобно. В 1866 году был изобретён искусственный заменитель индиго из нитробензольдегида и ацетона.

Амбассадорами джинсового стиля в зарубежном кино стали Мерилин Монро, Клинт Иствуд,  Марлон Брандо, Элвис Пресли, Одри Хепберн... остановлюсь, долго перечислять, проще сказать, что джинсы носят все. А лучше расскажу про наших, российских.

Джинсы в Россию пришли вместе с Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в Москве в 1957 году и помаленьку-потихоньку проникли в гардероб каждого. А если говорить про фильмы, то у нас появление джинсов в кадре – это практически всегда красноречивый монолог, язык которого абсолютно понятен зрителю.

«Экипаж» (1979 г.), реж. Александр Митта

Вот хит 1979 года «Экипаж». Командир экипажа Андрей Васильевич Тимченко (актер Георгий Жженов) шагает с охотничьим ружьем по болоту. Крупным кадром джинсы, заправленные в болотные сапоги (уверена, что это намеренный ход), – и десятки миллионов советских зрителей вслух усмехаются: да где ж такое видано! Фирменные джинсы в те времена можно было либо привезти из-за границы, либо купить на барахолке, переплатив вдесятеро. Синие штаны были предметом роскоши, и позволить себе надеть их на охоту мог или представитель элитной профессии с высоким окладом и возможностью летать за рубеж, или пофигист, игнорирующий моду и потребительские советские ценности.

Послание: если я надел джинсы на охоту, значит я крутой чел и я выше толпы во всем: в статусе, доходе, мировоззрении.
«Москва слезам не верит» (1979 г.) реж. Владимир Меньшов
Еще один фильм того же 1979 года "Москва слезам не верит". Гоша, любимый мужчина главной героини (актер Алексей Баталов), – слесарь, а она – директор завода. Никто из зрителей не поверит, что между ними что-то возможно, надо их как-то уравнять. Художница по костюмам Жанна Мелконян делилась: «Типичный советский рабочий выглядел неприглядно: потертый пиджачок, мятая кепка. Плюс актер был на 10 лет старше героя. Я была первым художником, который предложил великому Баталову джинсы».

Но мало захотеть, их надо было еще где-то взять! Художница осознавала проблему: «В Союзе продавались только индийские псевдоджинсы из мягкой ткани, они ужасно сидели. Найти настоящие джинсы – для студии это была невыполнимая задача! Но незадолго до этого мой папа подарил моему мужу джинсы Wrangler. Тот долго не решался их даже померить. Так они у нас дома и пропали. Я принесла их на студию и попросила Баталова примерить. Он их надел и больше не снимал».

Еще бы! Джинсы сделали из Гоши настоящего мачо, кумира зрительниц на все времена, секс-символ советского экрана! За его стильную внешность персонажу простили и низкий (по сравнению с героиней Катей) социальный статус, и пьянство, и мужской шовинизм.

Послание: "если у меня есть настоящие западные джинсы – значит я достойный жених для любой женщины". В начале их отношений Катя даже признается, что испытала комплекс неполноценности, а в дальнейшем утверждает, что "у него нет недостатков".

Фото Getty Images Джейн Биркин в тотал джинс

Продолжение следует...


Рецензии