Царицынская переволока где ты? Граческая крепость1

Фотография, что над текстом, опубликована ВКонтакте, под заголовком «Аэрофотоснимки Люфтваффе».

Казалось бы – я закончил серию публикаций о Царицынской переволоке. Но на неё отреагировали местные краеведы и научные исследователи в области исторических наук. Что и не мудрено – значительная часть моих публикаций «взята «от фонаря». Кроме карт и редких документов, я зачастую, опирался на интуицию. Сказать по правде – она меня не подвела. Но есть нюансы, которые я порешаю благодаря обнаруженным новым документам, картам и публикациям на эту тему. А раз уж эти публикации появились, то тема эта интересная и поучительная. А поучительна она тем, что переволоки с Дона на Волгу и обратно – это двигатель торговли, следовательно, и прогресса. Исходя из того, что торговля – это товар и деньги, на которые многие зарились, и это были не только свои отечественные разбойники, но и правители соседних стран, желающие присвоить себе перспективные направления торговых путей - на Царицынской переволоке работала поговорка «дружба дружбой, а денежки врозь». А если дружбы не было, то свои ценности нужно было защищать с оружием в руках.  Но пока, между низовьями великих русских рек была дикая степь, бессмысленно было её защищать. Каждый купец защищал свою собственность, как мог. А при заселении этих степей российскими крестьянами и казаками, такая проблема у правителей Русской империи, назрела. И одна крепость Царица, в районе современного Волгограда, проблемы бы не решила. А тут Пётр Первый, занозил турок, выбив их из крепости Азов и «дело запахло жаренным». Тогда, было решено прорыть от Волги до Дона глубокий ров с валом, усилив их фортификационными укреплениями и крепостями. Так, царём всея Руси - Петром Алексеевичем, с 1717 года, началось грандиозное строительство Царицынской сторожевой линии. К 1720 году были сданы в эксплуатацию и пять крепостей -  Донская, Асокорская, Грачевская, Мечетская и  Царицынская цитадель. Причем, Грачевская крепость, единственная, имела форму звезды в звезде. А завершала этот оборонный суперпроект Анна Иоановна, которая с 1730 года, организовала на этой засечной черте идеальное несение пограничной службы гарнизонами крепостей и 23 реданов с караульными помещениями, распределённых по 60-ти километровой полосе укреплений. С тех пор русские переселенцы были в безопасности и назвали эти укрепления Валом Анны Иоановны. Тогда, турки и приграничные кочевники, поутихли. Казалось, что эти оборонительные укрепления больше не пригодятся. Но, во время Сталинградской битвы, все укрепления петровских времён, вступили в бой с гитлеровцами. На фото, перед текстом, двойная звезда Грачевской крепости. Фотосъёмка велась цейсовской фотокамерой с разведывательного самолёта Люфтваффе. Чёткость снимка вызывает невольное уважение к немецкой фотоаппаратуре тех времён. Но пилот-разведчик не был профессиональным историком, интересующимся видами древних крепостей. Эта фотография была размножена и передана в штабы пехотных дивизий СС, артиллерийских батарей, танковых корпусов и бомбардировочных эскадрилий. Чтобы наступающие войска фашистов понимали, что советская пехота не сидит «под открытым небом». Эта крепость спасала наших бойцов от вражеских пуль, снарядов и бомб. Интересно, что  такие укрепления предусматривали заполнение рвов водой по контуру обоих звёзд. А откуда, «в степи глухой», столько воды? Да и не видно никакой воды во рвах… А, ведь, вода там, до бомбёжки, была. Куда она делась? Обратите внимание на канал, изгибающийся от середины снимка сверху – в правый верхний угол. И вы увидите там воронку от бомбы. А это значит, что фотография аэрофотосъёмки, продемонстрировала немецкому командованию, значительную утрату обороноспособности обезвоженной Грачевской крепости. Что осталось от звёздного укрепрайона я продемонстрирую над следующим текстом. Но, всё-таки что-то осталось, значит, она спасла десятки и сотни жизней наших предков и стала огненной преградой для наших врагов. Размеры крепости можно определить по штатному расписанию петровских времён. «Грачевская - форма пятилучевой звезды с ретраншементом, гарнизон 500 человек, при 13 пушках». Такой гарнизон был ещё только в главной цитадели Петровской оборонной линии – крепости Царицын, что в устье реки Волжская царица, где находился один из самых важных речных портов на Волге.
Продолжение следует.
Продемонстрирую, где располагалась крепость в Волгоградских предместьях и расскажу, как она связывалась с Волго-Донским волоком. В 1980 году, по следам этого волока, Леонид Ильич Брежнев (Гереральный секретарь коммунистической партии СССР), начал строить настоящий Волго-Донской канал (вторую нитку). Но, до завершения этого крупно-масштабного проекта, социализм рухнул, и наполовину построенный канал, был заброшен. А Мечетская крепость, ещё при Петре, была соединена с каналом. Да, с каналом! А не с волоком. Только, канал этот был Грачевским, А не Волго-Донским. На спутниковой карте, до сих пор видны гидротехнические сооружения в районе населённого пункта Кузьмичи - это расширенное русло в истоках речки Грачи с множественными плотинами на прудах. Пруды использовались для наполнения канала и крепостных рвов, водой, и обеспечения, таким образом,  движения судов к волоку и обратно.


Рецензии