Работа, это обязанность, предназначение или же...
Предисловие
1.Как ни крути, как ни изворачивайся, но « слово работа происходит от слова «раб». То есть, работа является принудительным занятием некого раба, а не самостоятельным времяпровождением свободного человека. Поэтому при отсутствии необходимости, человек никогда бы не работал»
2. Труд сделал из обезьяны человека и тот же беспредельный труд вновь делает из человека обезьяну.
Заумные фразы из неизвестных источников.
Работа и удовольствие.
Действительно, для чего и почему мы работаем? Одни говорят, что для того, чтобы жить. Другие говорят, что для того, чтобы себе заработать на свою жизнь. Третьи говорят, что для того, чтобы «самовыразиться» в этой жизни. Представители правящего класса Царской России в лице разного рода помещиков, фабрикантов, торговцев, священников, банкиров и так далее и тому подобное, никогда не работали и не ощущали от этого своего «неработания» никаких для себя неудобств. Ни физических, ни душевных. Совесть их не мучила. И лишь только иногда, когда тоска от ничегонеделания совсем уж припекала, они дружно кричали устами своих Чеховских сестер – в Москву! В Москву!
Кричали, но не ехали! Зачем? Ведь здесь, на вольных хлебах в усадьбе своего землевладельца «папеньки с маменькой», им так хорошо живется! А мужа ее папенька сам найдет и привезет готового в усадьбу.
И никакого желания поработать у них не возникает. Даже самого маленького. Они и без работы умели жить себе в удовольствие. Зачем им работа? Точно также, как в наших нынешних «бизносовых» сериалах, заполнивших каналы ТВ. В них не понять, где герои работают. У них ни у кого нет своих рабочих мест в своих офисах и конторах, и потому они основном сидят в кафешках или в ресторанах. Или на своих загородных виллах или разъезжают на машинах по каким-то своим делам или делишкам. Или сексом занимаются в рабочее время. Балдежь сплошная, а не жизнь. Не работа, а одни лишь удовольствия, переходящие в наслаждения.
Так для чего мы работаем? Для того, чтобы получить удовольствие от выражения своих физических и интеллектуальных усилий или для того, чтобы получить некую сумму денег за выполненную тобой работу? И может ли наша работа доставить нам удовольствие? Психологическое там, душевное или же интеллектуальное?
Задал вопрос и сам же задумался. Ну и вопросик - работа и удовольствие, два взаимно противоположных и исключающих друг друга понятия. Или я ошибаюсь?
Я не говорю здесь про случайную, разовую работу, которую ты сделал под настроение или по просьбе жены в выходной день у себя на даче или на балконе своей квартиры. Ты от души поработал, у тебя все получилось так, как надо, как хотела жена, и ты, донельзя довольный самим собой, говоришь ей полушутливо, полусерьезно :
-- Ну, что, видишь теперь, какой тебе муж классный достался – все умеет! Целуй своего работягу и имей в виду – с тебя причитается!
Да, разовая, случайная работа может доставить удовольствие. Несомненно! Все мы, мужчины, любим рубить дрова для печки на даче. И результат сразу же виден, и мышцами своими затяжелевшими поиграл от души – чего бы и не порадоваться!
Вон, даже сам Лев Толстой любил иногда за плугом походить. Вспомните его известную фотографию, где он босиком идет за плугом. Точнее, стоит за плугом. И улыбается. Доволен, значит! Удовольствие получил! Он, великий, получил от физической работы удовольствие, а я что – рыжий?!
Но это все о временной, случайной работе. И, если бы тому же Льву Толстому пришлось бы ходить за плугом каждый день с утра до вечера, то хватило бы у него физических и душевных сил для радостной улыбки? Я думаю, что нет и еще раз нет! Поэтому, как же быть в данном случае с нами, с нашей постоянной работой? Я имею в виду тех, кто что-то делает на работе целый рабочий день на своем рабочем месте.
То есть, работу медика, инженера, рабочего, крестьянина, преподавателя ВУЗа, учителя школы и так далее. С ними как быть? Их работа может им доставлять удовольствие? Кто-то сказал, что постоянная работа может доставлять удовольствие, если она любимая! А что это значит, любимая работа? Заглянем в словарь Википедию.
Да, там есть такое слово – «любимый». Его значение очень простое по сути.
Любимый, это тот человек, к которому ты небезразличен, к которому ты к неравнодушен, которому ты отдаешь предпочтение среди всех остальных вокруг тебя людей и который является самым желанным и самым дорогим для тебя.
Происходит это слово от слова любить. И каждый из нас хоть раз в жизни, но произносил это слово. Чаще всего применительно к своей женщине или к своему мужчине. Иногда к детям или к родителям. Иногда к стране или местности, где ты родился и живешь. Иногда к вещам, которые ты носишь или тайно хранишь.
Так что, в принципе, любить можно все, что угодно. Даже самое стыдное и постыдное. Даже работу. Поэтому к слову работа слово любить тоже можно будет применить. При желании, конечно! А отсюда выходит, что такое т понятие, как любимая или нелюбимая работа в жизни тоже может спокойно существовать! Или все же нет? Если «да», то что это за феномен такой – любимая работа? Это что, твое профессиональное дело, которым ты владеешь в совершенстве и потому с удовольствием им занимаешься? Или что-то другое? Например, я люблю свою работу потому, что я за нее много и хорошо получаю. То есть, за деньги можно полюбить работу. Если да, то за какие для вас деньги вы сможете полюбить любую, даже самую неприятную и даже унизительную для себя работу, вплоть до работы «золоторя», а? Никогда не задумывались?
Однако, очень многие из нас всерьез считают, что любимая работа может существовать, если ты найдешь свое место в жизни. Самое, самое твое, а не чье-либо другое. И стоит тебе сесть на это самое твое место, тогда у тебя сразу же все начнет получаться по самому высшему разряду, и все, что ты будешь на этом самом своем месте делать, станет сразу же для тебя любимым и необходимым.
Поэтому, самое главное в жизни – это, мол, найти то самое дело, которое именно твое и ни чье другое. И именно здесь, на этом твоем деле сразу же раскроются все твои явные и тайные способности, и тебе эта работа сразу же станет твоей и никогда тебе не покажется тупой, серой, нудной, скучной и утомительной, а только радостной и плодотворной и, конечно же, любимой.
Так ли это? Или здесь все-таки что-то не вяжется. Давайте посмотрим.
Но для начала посмотрим в словаре понятие слова «работа». Работа – это один из видов человеческой деятельности. Причем, практической деятельности, нацеленной на какой-нибудь конкретный результат. К примеру, я люблю лежать на диване и читать книги. Но это не значит, что лежание на диване есть моя домашняя работа. Потому что результатом такой моей работы будет лишь продавленный диван и недовольное ворчание моей жены. Ну, сколько, мол, можно лежать? Займись-ка лучше делом!
Ладно, встанем дивана и займемся каким-нибудь любимым своим делом. А что может быть моим любимым делом, то есть, тем самым видом моей с практической деятельности, которым я буду с удовольствием заниматься дома? Действительно, чем это я люблю дома заниматься? Что это значит – мое любимое домашнее занятие? По первому моему уразумению, на вскидку, это должно означать, что у тебя в жизни есть нечто такое, чем ты согласен заниматься с утра до вечера всю свою жизнь и которое тебе приносит сплошное удовольствие. Какое дело лично тебе и всем людям на земле приносит удовольствие?
Ну, первое, что приходит на ум – это секс. Да, пожалуй, это так. Секс – это единственное дело у человека, от занятий которым он получаем удовольствие. Он и его партнер. И то, мы здесь отбрасываем насилие над одним из партнеров. Мы будем считать, что оба сексуальных партнера занимаются сексом по взаимному согласию. И это их занятие доставляет им физиологическое и даже з психологическое удовольствие. Порой даже еще и наслаждение. Трудно с этим не согласиться.
Однако, сможем ли мы заниматься сексом целый день, то есть, весь свой рабочий день с утра до вечера? Нет, конечно! Мужчины здесь сразу же отпадают, потому их сексуальные возможности слишком уж ограничены и на ежедневный многочасовой секс они просто не способны по своей физиологии. Женщинам проще. Физиологически женщины могут заниматься сексом целый день. Но подобные занятия на целый день сразу же становятся обременительными и перестают им приносить удовольствие.
Я не беру здесь патологию. Давно известно что в проститутки идут женщины с особым психологическим и физиологическим отношением к сексу. Им нравится «большой секс», им нужно «много секса», причем, секса с разными мужчинами. И на ограниченное занятие сексом они не согласятся ни за что! Для них – это не жизнь!
Тогда сразу же вопрос, а секс – это работа? То есть, можно ли отнести занятие сексом к работе? К любимой работе. И если вы с женой или подругой жены занимаетесь сексом, то вы работаете или наслаждаетесь? А ваша жена, если она занимается сексом со своим начальником или вашим другом, работает или наслаждается? И если в нашей стране легализуется проституция, о чем бесконечно говорят наши феминистки, то этот их секс будет считаться работой или еще чем?
Есть такая профессия, «мальчик по вызову». Эта работа появилась у нас в России в пресловутые девяностые годы, когда все стало возможным. Так вот, «мальчик по вызову» это та же самая проститутка, только мужского пола.
Они, эти «мальчики по вызову» занимаются удовлетворением сексуальных потребностей у одиноких женщин за плату. И на первый взгляд, это как та самая профессиональная работа, которая доставляет их работникам настоящее удовольствие.
Однако, при детальном рассмотрении этого явления выявляется непредвиденное. Оказывается, эта работа является профессионально вредной. И мужчина «проститут», которому приходится заниматься сексом с любой, заказавшей его женщиной, очень быстро, в течение трех-пяти лет своей работы становится профессионально непригодным, то есть, импотентом. Причем, импотентом таким стойким, что вернуть его вновь в рабочее состояние с становится очень даже непросто.
Ой, что-то не вижу я ответа на эти вопросы. Запутался совсем! Получается так, что работа, являющаяся по сути самим источником наслаждения, спокойно делает его исполнителя в лице мужчины профессиональным м инвалидом. А женщины проститутки могут работать до самой старости. Поэтому, понятие о любимой работ, хотим мы того или нет, слишком уж абстрактное и не так определенное, как нам кажется на первый взгляд.
И вообще, может ли существовать в самом своем принципе такое понятие, как любимая работа? Или любимой работы вообще не существует на свете? Ведь работа, как тут ни крути и как не изворачивайся, это навязанная тебе откуда-то извне и добровольно принятая тобой по договоренности обязанность.
Причем, эта обязанность усиливается твоей личной ответственностью за качество выполняемого тобой дела, а потому - всегда и всегда насилие над тобой и некая еще принудиловка. Причем, эта ответственность может выступать в виде моральной, юридической и даже уголовной ответственности. Поэтому работа – это всегда что-то инородное и всегда что-то не слишком приятное для тебя.
То есть, работа, это некая твоя обязанность, причем, принудительная обязанность, подкрепленная специальным юридическим документом, называемым договором или контрактом. Работа - некая твоя деятельность, чаще всего профессиональная, необходимая тебе для «добывания» средств на твою собственную жизнь и для собственного самоутверждения в жизни. Причем не слишком для тебя приятная обязанность, когда ты совершенно не свободен в своих желаниях.
Ведь тебе приходится по утрам рано вставать и куда-то обязательно идти, и идти не просто так, когда у тебя есть возможность или желание идти, а когда это нужно кому-то другому, совершенно постороннему для тебя т человеку, твоему хозяину, нанявшего тебя для работы на него.
И причем, на работе надо обязательно что-то делать, и делать не то, что тебе хотелось бы делать самому, а делать то, что нужно твоему начальнику или хозяину, тебе абсолютно чужому и не слишком даже приятному для тебя человеку и делать независимо от собственного настроения и собственного желания, и даже от собственного самочувствия. И, чаще всего, делать всегда одно и тоже. ч Сегодня, завтра, послезавтра , через месяц, через год год. Делать, делать и делать. через год.
О какой уж тут любви может идти речь? В лучшем случае – лишь о привычке. Профессиональной привычке. А профессиональная привычка – это уже инстинкт, рефлекс, почти что автоматизм. И мы начинаем работать, совершенно не думая о самой работе, о ее смысле. И работаем, витая мыслями где-то в своих, не слишком понятных даже для себя каких облаках.
Как в одной известной притче, мы, в основном, кладем кирпичи на стены какого-то здания, но не строим сам храм. Редко кому из нас удается в своих делах видеть дальнюю, конечную цель собственного труда. Чаще всего, мы захлебываемся в ежедневной текучке каких-то своих, сиюминутно срочных дел, даже и не дел, а делишек, но не видим общего своего результата. И не потому, что не хотим, или не можем, а просто потому, что не получается н заглянуть вперед.
Мельтешим уж слишком. А мельтешим потому, что жизнь заставляет мельтешить. Мелочная она у нас какая-то, эта жизнь. Но другой, альтернативной жизни у нас с вами нет. Не бывает ее, другой-то. Во всяком случае – у нас, у обычных людей. Она у нас есть такая, какая есть.
Вот так-то оно и получается на самом деле, если уж разбираться. И при п чем здесь любовь? В разговорах о работе ей места нет и не может быть. Любить можно только человека. Мужчину. Или женщину. Или ребенка. Или Родину свою. И все. Ни на что другое наша с вами любовь не способна и не распространяется. И не стоит больше трепать это слово. Оно – святое...
Наверное, можно было бы любить творческую работу. Актерам, писателям, музыкантам, точнее – людям искусства, а не каким-то там простым гражданам земли. Ну, еще может быть – политикам, ученым. И то, если ты успешный политик и успешный ученый. Но … что здесь надо будет тогда считать самой работой? Что?!
Бесконечные репетиции у актеров с безуспешными попытками постичь замысел режиссера, если он, конечно же, существует наяву, а не в его е абстрактных и не в совсем еще определившихся замыслах: этот часами непрекращающийся оскорбительный мат и жуткое психологическое давление на актеров, делающих все, по мнению режиссера, не так, как надо. А как, по его мыслям, надо – он и сам еще толком-то не знает. Он, видите ли, еще в творческом поиске. Или работа на сцене под непрекращающиеся овации на премьере, ( если – удача!), и все более и более стихающие со временем, хотя ты, вроде бы, все делаешь не хуже, чем раньше.
Или эта конкуренция друг перед другом, выливающаяся в беспощаднейшую борьбу за роли, по своим последствиям еще более страшную, чем межвидовая борьба животных в джунглях? Так, где она, эта любимая работа? Где?
У ученых? А вы думаете, что корпеть годами над пробирками или еще над н какими-нибудь приборами, не получая в итоге ничего, кроме обыкновеннейшей чепухи, приятно?! Учтите – нобелевских лауреатов всего лишь единицы, а ученых во всем мире – тысячи и тысячи. Так же, как и писателей.
Быть такой, как Донцова или Устинова - это значит выдавать на гора каждые два-три месяца по книжке. Извините, но это же каторжный труд! Здесь не только нельзя говорить о любви к своей работе, здесь, наверное, пора уже начинать разговор о ненависти к свое работе. Сколько книг у Толстого? У великого писателя Толстого? Не знаешь? И я не знаю. Но думаю– не больше десятка. Он написал всего несколько книг, чтобы стать мировым писателем. А у этих – чуть ли не по сотне! Это уже настоящий конвейер.
А вы знаете, что работу на конвейере мужчины не могут долго выполнять, они психологически не выдерживают ее, ломаются и начинают делать брак ? А женщины, ничего, работают спокойно. Годами. Вот так и здесь. В этой их детективной литературе. Да и эта их продукция - это уже не литература совсем. Это – штамповка. Конвейерная штамповка. Образец массовой культуры, той самой культуры, которая приспособлена под уровень массового, совершенно «недумающего» читателя. Своеобразная конвейерная фабрика детективов.
Точно такое же, как концертное шоу под фонограмму. Когда исполнитель и исполнители только рот разевают под музыку и бегают по сцене, размахивая р руками. Многим зрителям нравиться. Так и здесь – многим читателям м нравиться. Если только их можно называть читателями. Но это уже – нюансы.
А где же истина? Не знаю! Честно говорю – не знаю! Поэтому работа для меня, это всего лишь один из способов добывания средств для собственного существования и для существования моей семьи. И если бы у меня такие средства были бы уже от рождения, то я не знаю, стал бы я работать. Вспомните наших дореволюционных представителей правящего класса. Все они были богатыми от рождения и не нуждались в работе, в «зарабатывании» р средств для своего существования. И чем они занимались все свою жизнь? Да ничем они не занимались! Как и нынешние представители правящего класса России.
Поэтому говорить о любимой или не любимой работе можно было лишь в Советской стране, где работали все и был прямой смысл сделать свою работу интересной и даже любимой. Сейчас же все ценности мира определяются деньгами. Если есть у тебя деньги, то даже элементарное сидение на унитазе или ковыряние в собственном носу могут стать для тебя любимейшим занятием и даже образцом той самой работы, которая приносит тебе настоящее удовольствие и наслаждение. И даже сексом с собственной женой теперь тебе уже не обязательно заниматься.
Зачем пыхтеть и утруждать себя?! Найдутся и другие для этого утомительного занятия! А я же «побалдею» и «понаслаждаюсь» с заказными красотками где-нибудь на «Мальдивах» или «Майямах»! У меня жизнь – само наслаждение! И на « хрена» мне нужна эта ваша работа?!
***
Свидетельство о публикации №225112200752
К. Маркс. Экономико-философские рукописи (1844).
О деятелях культуры я бы сказала так: какой дурак будет трудиться с 9 до 18 каждый день за зарплату врача, инженера или рабочего, когда член любого "творческого союза" имеет в пятикратном размере доход, славу, влияние и блага социальные? Правда, так было в СССР. Сейчас шоу-бизнес создал свой "творческий союз"...
Нико Галина 22.11.2025 16:28 Заявить о нарушении
А нынешние деятели культуры, это тунеядцы России. Потому что смотреть на результаты их труда просто тошнотворно. От одного вида Баскова или Киркорова у меняя уже заранее портится настроение и я бы их близко к сцене не подпускал.
Виталий Овчинников 23.11.2025 11:01 Заявить о нарушении