Березка 2

        (из триптиха "ЖЕНА")

              (Окончание)

       ***
 
... Но вот снова зазвучала музыка. Публика уже успела  поменяться, ушли одни, пришли другие.
   Слушали "Катюшу", просто высматривали в толпе кого-нибудь из знакомых. Когда и где чаще всего они встречаются? На базаре , конечно же, в базарный день , в единственный выходной.

   Время летело незаметно. Окружающие так же улыбались, так же радовались и теплому дню, и хорошим песням - этой нечаянной маленькой радости... Все бы ничего. Только паузы между между игрой становились все длиннее. Женщину в сторонке это, похоже, стало беспокоить: озабоченность на лице стала явной.
 
   Но вот слепой заиграл вальс. Девчонки - малолетки, лет десяти-двенадцати, перестали стесняться взрослых, взялись за руки и закружились как могли.  Да и взрослые девушки, встав в пару с подругами (где парней-то взять?), с радостью выходили танцевать.

  Вряд ли кто из них знал, что у этой красивой мелодии есть еще и слова:
  " Средь сосен кудрявых, меж темных ракит, в серебряном платье березка стоит. Склонились деревья, кусты и цветы
 пред гордым величьем ее красоты ...
 
 И нежна, и стройна, величава она,
 весела  и светла, и земле родимой мила. "

  И вдруг женщина с жестяной кружкой в руках улыбнулась, впервые за все утро.
Звучал тот самый,  особенный для нее, старинный вальс " Березка." Им однажды открывал летний сезон  городской оркестр.

   Тогда Иван впервые пригласил ее на танец. (Ради этого  дирижер разрешил своему музыканту пропустить один номер.)  Она смущалась, краснела и чувствовала себя ужасно неуклюжей.
 Шел последний предвоенный июнь .

  Снова встретились они только в январе сорок пятого. В эвакогоспитале, где Катя Березина работала санитарочкой. И где однажды в списке поступивших новеньких увидела знакомое имя.

   Играя этот вальс, муж делал ей такой секретный подарочек, о котором знали только он и она.
  Но она знала и  видела другое: два часа игры на жаре дались ему  не просто.

  Поводом для беспокойства была и обратная дорога домой. Поэтому женщина подошла к мужу тотчас, как прозвучали последние аккорды .  Постояла пару минут и поставила футляр к ногам баяниста.

   Зрители поняли, что музыки больше не будет,   вспомнили про срочные дела и разошлись.

   Убрав инструмент, музыкант встал, сделал несколько шагов, разминая затекшие ноги.  Постоял, отдыхая.
   Тем временем все то немногое, что они заработали, жена сложила в холщевую котомку. Подняла табурет. ( Чтобы удобно было его носить,  столяр вырезал овальное отверстие  в сиденье как раз под ее руку.)  И сказала, что готова.

  Иван взял футляр с баяном в правую руку, протянул вперёд левую, положил на левое плечо жены  и тихо сказал: "Ну что, Березка, пойдем?"...

   Катерина сделала первый шаг.  Иван в точности повторил.  Куда она  ступит -  туда и он, куда она повернет - туда и он.  Так и шли - шаг в шаг, нога в ногу, такт в такт.

   Но ни камни и ямки были им  препятствием. А ступени виадука через железнодорожные пути большой станции.  Мало того, что высоки, так ещё на некоторых  маршах узки и круты.

  Сколько сосредоточенности,  осторожности, согласованности,  усилий требовали эти чертовы ступени... Только другого пути домой для них не существовало.

 И они шли, прекрасно  понимая зачем им нужен этот мост.  И эти "концерты" в базарный день, которые добавляли толику радости всем: и тем, кто выжил, и тем, кто пережил...

         г.  Зима. 20.11 2025

 


Рецензии