Сузы город водный
Читая, я напоролся на стихотворение под названием «Шошана Авивит». Странное название. Но я уже имел наколки. Оба слова давали след. Я помнил имя Сусанна по картине «Сусанна и старцы». Видел в музее. И запомнил. Красивая картина. Я удачно остановился перед картиной в тот самый момент, когда экскурсовод рассказывал группе, что картина - иллюстрация к известной библейской истории.
Слово же Авивит намекало на иврит. Откуда-то из телевизора, когда упоминали безобразия, творимые сионистской военщиной, я услышал, что Тель - Авив в переводе с иврита означает холм весны. А слово авив означает весна.
Стихотворение о женщине. Но кто она? В сносках объяснялось, что Шошана Авививт – армянская певица знакомая Бальмонта. Я удивился: с таким именем и армянская? Но на мысли, что всякое случается на свете, я и успокоился.
Это сейчас интернет подскажет, что Шошанна Авивит (Сусанна Лихтенштейн) певица родом из Одессы. В 1917-1923 годах - актриса еврейского театра "Габима". После революции эмигрировала. С 1924 года жила в Париже. Выступала на сцене с К. Бальмонтом. Выступала с чтением на рус. яз. и иврите умерла в 1981 году в Париже.
Дожила до тех лет, когда я гостил в ГДР, когда купил том Бальмонта.
Много лет спустя уже живя в Израиле и пробуя освоить азы иврита, я обнаружил, что на иврите слово «роза» звучит в двух произношениях. И как «шушан», и как «веред». Почему? Может быть это разные сорта роз? Я обратился за консультацией к знающим иврит. Но вероятно их знаний в этом вопросе не хватало. Пожимали плечами и объяснить не могли.
Но теперь в моем распоряжении был интернет. И вот он кое-что открыл. «Сусанна — женское имя еврейского происхождения, в переводе «водяная лилия» (кувшинка).» Полагаю, что, возможно, современные израильтяне не слишком заморачиваются. И в обиходе под соловом шушана подразумевают розу.
Если на иврите шушана, это лилия, то слово лилия произошло уж точно не от ивритского шушана. Очень разные по звучанию слова. Тогда откуда? Женское имя Лилия произошло согласно интернету от латинского слова «lilium», означающего цветок лилии, который символизирует чистоту, нежность и красоту. Это имя имеет несколько возможных версий происхождения, включая связь с еврейским именем Сусанна («водяная лилия») или библейской праматерью Лией, а также его возможную тюркскую или римскую родовую связь.
Не все мне было понятно. Решил покопать дальше. нашел где упоминается Лилия в Библии. Интернет пишет:
«Мнение, что шушана - это роза, как Лютер переводит это слово из Библии, неверно. Это растение , по всей вероятности, стали культивировать в Палестине только в персидский или даже греческий период. Однако для точного определения растения «шушана» в Библии нет достаточных данных.»
Интернет пишет о лилии в Библии.
«Особенно часто это название (шушуана) встречается в Песни Песней: с этим растением сравнивается женская грудь (Песн. 4:5) и губы (Песн. 5:13), что указывает на то, что встречались цветы «;;;;;;» белого и красного цвета.
Красоту лилий восхвалял Иисус Христос и ставил её выше всех великолепных одежд Соломона. Полевые лилии обыкновенно цветут в Галилее в апреле и мае, — сезон года, в который, как полагают, и была произнесена Им Нагорная проповедь, с упоминанием между прочим и о красоте лилий: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так как всякая из них» (Мф. 6:28—29).»
«Лилия (Кувшинка) предпочитает очень влажные условия, такие как стоячая вода в прудах, озерах или болотах, где почва постоянно находится во влажном состоянии. Это водное растение, которое лучше всего растет на мелководье в спокойной, неподвижной воде.»
Из этого несколько выводов.
1. Путаница, возможно, была еще с библейский времен. И усилилась она благодаря спорному переводу библии Лютером.
2. Большая вероятность, что лилия в район Палестины пришла из Персии (Ирана). Там возможно, в некоторых районах, климат был более подходящий для такого влаголюбивого цветка.
3. Лилий, кувшинок с засушливом Израиле маловато. Но все же не редкость. А вот роз тех самых которые мы зовем розами, валом. Розе так много воды не нужно.
И вот когда я искал в интернете про лилии со звучанием шушана обнаружил, что в честь этого цветка был назван город Сузы. Там в округе было много лилий. Он был славен своими лилиями. А значит и климат был достаточно влажным для их произрастания.
Про Сузы я слышал еще со школьных времен. Но слишком не задавался что да как. покопал в Википедии.
«Сузы (Шуш) - город в Иране. один из древнейших городов мира. Расположен на территории современной провинции Хузестан в Иране. В III — I тыс. до н. э. На территории современного города и близ него находятся развалины древнего города Сузы (Шуш), Расположен по обеим берегам реки Шаур.»
В древности упоминание было в Библии.
«Сузы (Шушан) неоднократно упоминаются в Библии — в Ветхом Завете в книгах Есфирь, Неемии и Книге пророка Даниила. Пророки Даниил и Неемия жили в Сузах. В Сузах Есфирь стала царицей.
Мы видим, что персы (иранцы) с евреями имели контакты еще с библейских времен. И контакты не были враждебными. И при последнем шахе они были дружескими. Это уже аятоллы со своей идеологией, что США – это большой сатана, а Израиль – малый сатана, вырастили народ в духе вражды. Замечу, что первенство в высказывании о сатанизме США принадлежит не Путину, а аятолле Хомейни.
Разными путями пошла история развития сельского хозяйства, земледелия, в этих странах. В Иране сохранились каменные выдолбленные в горах каналы для накопления и распределения воды. То есть, персы знали, как обращаться с водой. Но вот на сегодня в Иране очень серьезная проблема с водой, да такая что введены жесткие нормы потребления воды и стоит вопрос об эвакуации жителей Тегерана. И проблема эта не одного дня и не одного года. Засуха - это не ливень. В один момент с неба не упадут.
Для борьбы с засухами люди делают водохранилища, строят дамбы. каналы. То есть, проблема нехватки воды поднималась в Иране и прежде. Вероятно, в книгах и прессе недавнего прошлого можно найти упоминания об этом. Этот вопрос для Европы не был актуальным и поэтому мало упоминаний о нем в европейской прессе.
Зато вопрос земледелия на полях Палестины очень активно дискутировался. И в российской, и в странах Западной Европы. Евреи переселялись в Палестину волнами. Напомню, что первые вынужденные переселенцы в этом районе появились после изгнания евреев из Испании в 1492-93 годах. Турецкая Порта тогда была мощным государством и султан не возражал против того, чтобы незначительное количество евреев, а желающих было не так много, поселилось в Палестине.
Первые несколько волн еврейской эмиграции из Европы в конце 19 начале 20 веков были преимущественно из царской России. Как ответ на погромы. Первая серьезная волна переселенцев была после убийства Александра Второго в 1981 году и прокатившихся следом за этим еврейских погромов на юге России и притеснениях во всех остальных ее частях. Еще одна немалая волна произошла в 1903 году после Кишиневского погрома, сопровождавшегося многочисленными жертвами. О том, как освещала это русская пресса пишет интернет.
«Русская пресса конца XIX века освещала еврейское переселение в Палестину по-разному: некоторые издания, такие как газета «Восход», поддерживали сионистское движение и освещали его, другие, такие как «Новое время», критиковали его и считали нереалистичным. Основными темами были причины эмиграции, необходимость помощи переселенцам, а также экономическая и социальная целесообразность создания еврейских поселений.»
Переселенцы сразу столкнулись с бюрократическими препонами. Первый декрет османских властей, направленный на запрещение въезда евреев из Российской империи, Румынии и Болгарии в Палестину, был издан в 1882 г.
Сомнения в экономической целесообразности создания еврейских поселений заключались в том, что почва этого района была не орошаема, практически пустыней, заброшена, совершенно не пригодна для земледелия. И русская пресса предрекала переселенцам полный крах, объясняя это тем, что евреи ничего кроме, как торговать, не умеют.
Спустя лет двадцать за положением дел в Палестине стали следить и в Европе. Причиной явился переход Палестины под Британский Мандат после поражения Османской империи в Первой Мировой войне. Правительство Британии дало согласие на переезд евреев в Палестину. За тем, как идут дела, следила пресса в основном трех крупных европейских держав: Британии, Франции, Германии. А также США. Причины были разными. Территория Палестины была под британским управлением. Поэтому понятен интерес Британии. Во Франции после осуждения Дрейфуса, а потом его оправдания не утихали антисемитские настроения, подстегнутые тем, что французская ветвь баронов Ротшильдов спонсировала процесс переселения. Давала деньги на выкуп участков под фермы. И в прессе поднимались слухи, что Ротшильды грабят французов, чтобы помочь евреям. В связи с этим Сионистский комитет, занимавшийся сбором средств для помощи переселенцам, ввел прозрачную бухгалтерию с задачей показать, что подавляющее количество денег – это мелкие пожертвования. В основном от американских евреев. Поэтому и американская пресса тоже освещала жизнь переселенцев.
Все практически поголовно статьи на эту тему, - а среди многих был известный русскоязычному читателю автор детективов Гилберт Кит Честертон, - предрекали скорый крах бесперспективной затеи. В книге шотландского историка Малколма Хея «Европа и евреи» собраны наиболее яркие цитаты. (Думаю, что книга на русский язык не переводилась. Но с сегодняшними возможностями ИИ прочитать ее на любом языке несложно) Обозреватели указывали на те же самые причины, что указывалось и в русской прессе тридцатилетней давности: неспособность евреев обрабатывать землю, неплодородность почвы, отсутствие инфраструктуры, бюрократические препоны, враждебность арабов. Но ведь за эти тридцать лет переселенцы хоть многие умерли от малярии, часть была убита бедуинами, все же не сгинули, а наоборот. укоренились, приноровились, окрепли материально.
Но поскольку я начал с лилий, хочу обратить внимание, что все обозреватели сходились на том, что почва находится в совершенном запустении. Чтобы понять, в каком состоянии была почва, скажу, что была такой, какой она остается сейчас на больших площадях Иордании, и на немалых площадях Сирии. Это была каменистая пустыня вперемешку с болотами. (нужно сказать, что из библейских и евангельских текстов, из хроник королевства крестоносцев можно увидеть, что пустыня в этих местах была еще с давних времен)
Земля евреями выкупалась еще при Османской Империи. Она была двух видов: государственная и частная. Государственную купить было практически невозможно. А частная, несмотря на запрет мусульманам продавать землю неверным, все-таки шла в продажу. Потому что хозяевам этих земель, которые жили преимущественно на территории Сирии и Ливана, такая земля была не нужна. Налог они платили, а прибыли никакой.
Когда эта территория перешла под управление Британского Мандата, британской администрация в соответствии с Шестой статьей Правил управления территорией, просто подарила бедуинам большую часть бывшей государственной османской земли, состоящей из пустынных участков и болот. А те продали часть этого подарка покупавшим земли для еврейских поселенцев сионистам.
Итак, те земли, на которых сейчас стоят многие кибуцы и города Израиля, первоначально представляли собой малярийные болота и пустыню. И те, пионеры, которые приехали сюда возделывать землю, прошли довольно тяжелые испытания. Им пришлось преодолеть все те препятствия, о которых говорила пресса. Плюс – работать, не опускать голову, вопреки всем насмешкам и негативным прогнозам. И что мы видим сейчас? В Израиле вопрос с водой решен. Воду дают опреснительные установки. Воды хватает, чтобы напоить сам Израиль, дать воду в Газу, Палестинскую автономию, и продавать в Иорданию. На территории бывших болот и бывшей пустыни поднялись сельскохозяйственные угодья.
В то же время в Иране, стране, где город Сузы получил свое имя от кувшинок, на сегодня водный кризис. Даже ставится вопрос о эвакуации жителей из Тегерана.
Почему? Чтобы ответить на такой вопрос, нужен целый экономический экскурс. Наверное, это объясняют специалисты. Но легче, не заморачиваться, а дать простое объяснение, рожденное в гуще глубинного народа, которое знает каждый русский. и которое может дать как объяснение истинный русский патриот. Объяснение, которое удовлетворит большую часть населения: «в нашем кране нет воды, воду выпили жиды».
Свидетельство о публикации №225112301051
Вон сколько всего ты наворотил, сколько туману напускал... Это похоже на дебют обострения старых симптомов.
Леня! Делай паузу, ступай на кухню, тебе пора остограмиться.
Хлебни стаканчик-другой кашероной водки, может всё и устаканится...
А то кукушкой тронешься.
Это надо же так все запутать. Прямо талант к этому делу!
"Дружище" тебе в Моссад пора... Начальником отдела по организации массовых беспорядков на Ближнем Востоке. Дерзай, по-дружески тебе советую.
Чё ты на Прозе околачиваешься?
Я полчаса пытался разобрать твою галиматью, типа что к чему.
Сказал бы про камасутру - все стало бы на свои места: лилии, кувшинки, природа и Position number two.
Ты как-то проще излагай! И народ к тебе потянется и рецензии поплывут в карман.
Эпиграмма на Леонида.
Леонид в своём трактате
Смело всё в один котёл
Бросил, позабыв о такте,
Словно мудрость приобрёл.
Там евреи, Палестина,
Рядом — лилий нежный цвет,
И Бальмонта паутина,
И седой его Завет.
И в туманном манускрипте,
Где мысль теряется в словах,
Бредет наш Лёня, как в Египте,
С тоской о манне в головах.
Тихон Чикамасов 23.11.2025 20:41 Заявить о нарушении