На плечах гигантов

      
      ОГЛАВЛЕНИЕ
      Наследие ранних цивилизаций
      Рубежи истории: рабовладение, феодализм и «осевое время»
      
               
      НАСЛЕДИЕ РАННИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
      
      В 1159 году от Р. Х. богослов Иоанна Солсберийский в своём сочинении «Металогик» писал: «Бернар Шартрский сравнивал нас с гномами, сидевшими на плечах великанов. Он указал, что мы видим больше и дальше, чем наши предшественники не потому, что у нас более острое зрение или большая высота, но потому, что нас подняли вверх по их гигантскому росту».
                ***               
      Ко второй половине I тысячелетия до Р. Х. Египет и Месопотамия утратили привычное лидерство в цивилизованном мире. Но наследство, которое они оставили новым цивилизациям Европы и Азии, было огромно. Оно было усвоено и переработано последующими поколениями, а то, что сохранилось в неизменном виде, давно примелькалось, и мы не задумываемся о том, что кто-то когда-то всё это ПРИДУМАЛ ВПЕРВЫЕ.
      Древние обитатели долины Нила и Месопотамии ввели четыре действия арифметики, возведение в степень, таблицу умножения, правила вычисления процентов, уравнения первой и второй степени с одним неизвестным, арифметическую и геометрическую прогрессию, придумали точные формулы вычисления площади треугольника, прямоугольника и трапеции, объёма параллелепипеда, конуса и пирамиды.
      Это они заложили основы хирургии; у древних египтян врачи уже разделялись по специальностям – стоматологи, офтальмологи, урологи и т. п.
      Это они создали первые каарты звёздного неба и дали планетам имена богов, которых римляне позднее заменили аналогами из своего пантеона: вавилонский Нергал стал Марсом, Мардук –Юпитером, Иштар — Венерой.
      Это они разделили год на 12 месяцев, сутки на 24 часа, час – на 60 минут, минуту на 60 секунд, окружность на 360 градусов и градус на 60 минут; они же ввели    семидневную неделю.
      Все древние монетные системы заимствовали у вавилонян весовые соотношения и часто названия основных денежных единиц. В течение многих столетий сначала ассирийцы, а затем вавилоняне оставались учителями западного мира во всем, что касалось финансов. Вавилон и после падения Ассиро-Вавилонской державы не имел конкурентов среди других городов Востока, а тем более Запада. Геродот, умерший около 425 года до Р. Х., писал: «В Ассирии есть много и других больших городов, но самым знаменитым и наиболее могущественным городом, где у ассирийцев после разрушения Нина (т.е. Ниневии) находился царский дворец, был Вавилон... Вавилон был не только   очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю».
      Ещё у шумеров было понятие о капитале – сумме, даваемой взаймы или помещаемой в деловую операцию и приносящей прибыль. Такой капитал шумеры  называли «головой» (по-шумерски sag-du, по-вавилонски qaqqa-du). Наше слово “капитал” происходит от латинского caput, что тоже значит «голова».
      Шумер III тысячелетия был родиной бухгалтерии, а Вавилон VI века до Р. Х. стал родиной банков. Вавилонские банковские дома Эгиби, Иддин-Мардука и др. выдавали ссуды на торговые поездки, они назывались harranu – «дорога» (на таких операциях, получивших название комменды, поднялись средневековые итальянские банки),  принимали и выдавали вклады, применяли безналичный расчёт между вкладчиками, выписывали и оплачивали чеки, предоставляли кредиты и использовали  деривативы, ставя условия погашения кредита в зависимость от успешности доставки товара. На протяжении столетий сначала финикийцы и хетты, затем греки, сирийцы и евреи учились у вавилонян приёмам ведения торгово-финансовых операций, которые позже у них перенимали римляне, а спустя ещё тысячелетие – ломбардцы другие народы Европы.
      .                **         
      Китайцы развивали свою письменность, превращая рисунки в иероглифы и оснащая иероглифы дополнительными значениями. В Средиземноморье древние обитатели Египта и Месопотамии дали развитию письменности совершенно иное направление, приведшее в итоге к появлению АЛФАВИТОВ. 
      Египтяне уже во II тыс. до Р. Х. дополняли иероглифическое письмо консонантными знаками, передающими СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. В Месопотамии ещё шумеры ввели знаки и для гласных, однако один и тот же знак они использовали и как букву, и как иероглиф с несколькими значениями.
      Во второй половине II тыс. до Р. Х. некоторые западно-семитские народы создали собственные системы письменности, ОТКАЗАВШИСЬ ОТ ИЕРОГЛИФИКИ и используя ТОЛЬКО КОНСОНАНТНО-СЛОГОВЫЕ ЗНАКИ. Самым древним образцом консонантного письма, возможно, был алфавит города-государства Угарит, известный с середины II тыс. до Р. Х. Аналогичный угаритскому порядок знаков сохранился в других западно-семитских системах – протосинайской и протоханаанской, известных с последних веков II тыс. до Р. Х., Чуть позднее на основе этих систем ФИНИКИЙЦЫ создали настоящий АЛФАВИТ, введя знаки для записи гласных. От финикийцев алфавитное письмо переняли греки: согласно греческому мифу, писать их научил основатель Беотии финикиец Кадм. От тех первых алфавитов до наших дней частично сохранился даже порядок букв.
      Финикийскую букву «алп» («бык») евреи назвали «алеф», греки – «альфа», а, например, в церковнославянском алфавите она называлась «аз».
      Буква «бет» («ночлег», «очаг», «дом, «род») в иврите так и осталась же «бет», у греков это «бета», в церковнославянском «буки».
      Звуки «б» и «в» в семитских языках, и в греческом взаимозаменяемы (Баал – Ваал, басилевс – василевс), поэтому отдельной букву для звука «в» они не вводили. Появилась буква «v» в латинском алфавите, но там она оказалась почти в самом конце. На почётное третье место соответствующая буква попала только в церковнославянском, где её назвали «веди».
      Финикийская «гамл» («верблюд») – в иврите «гимель», в греческом – «гамма», в церковнославянском – «глаголь».
      «Делт» («дверь») – соответственно «далет», «дельта» и «добро».
                ***
      И на древнеегипетском, и на шумерском, и на аккадском языках существовала довольно обширная литература, но на литературу Эллады и Рима она, похоже, не оказала никакого влияния. Объясняется это скорее всего тем, что и древнеегипетская, и шумеро-аккадская литературы практически не вышли за рамки фольклора, а эллины к тому времени, когда начали знакомиться с цивилизациями Египта и Месопотамии, уже имели такие шедевры, как поэмы Гомера.
                ***
      Говоря о наследии древних цивилизаций, обычно ограничиваются теми его элементам, которые касаются науки, финансов и литературы. На самом деле их влияние было гораздо более разносторонним.
      У эллинов (греков) религия пронизывала не только мировоззрение, но и быт и общественную жизнь. Успех в будничных делах зависел от жертвоприношений. Праздники являлись прежде всего религиозными церемониями, их центром были угощение и выпивка во время жертвоприношений. А чтобы выглядеть значительнее в собственных глазах и в глазах соседей, надо было участвовать также в таинствах и мистериях, куда допускались лишь избранные.
                ***
      В основе общественной жизни у эллинов, как и остальных древних народов, лежало различение «своих» (членов своего рода, своей фратрии, филы, своего полиса) от всех прочих. А как отличали «своих» от «чужих», если все эллины говорили на схожих диалектах, а жители одного полиса, – граждане, неграждане и рабы, — на одном языке?
      Свои – это те, кто чтит тех же богов, у кого похожие религиозные обряды.
      Таким образом, у греков и других древних народов религия была неотделима от повседневной жизни; разделить их можно только так, как можно отделить скелет от мяса — у трупа. Во всём же, что касалось религии, греки очень многому научились  у египтян. Об этом подробно писал тот же Геродот. Он сообщает об обрядах почитания Диониса (Осириса), одинаковых в Египте и Элладе. «Я не могу себе представить также, чтобы египтяне могли заимствовать этот или какой-либо иной обычай от эллинов… Когда Латона, принадлежащая к сонму восьми древних богов, жила в Буто, где ныне находится её прорицалище, – писал Геродот, – Исида передала ей на попечение Аполлона. Латона сохранила Аполлона и спасла на так называемом ныне плавучем острове, когда всюду рыскающий Тифон пришел, чтобы захватить сына Осириса. По словам египтян, Аполлон и Артемида — дети Диониса и Исиды. Латона же была их кормилицей и спасительницей. У египтян Аполлон называется Ором, Деметра – Исидой, а Артемида – Бубастис. Из этого-то сказания, и ни из какого другого, Эсхил, сын Эвфориона, заимствовал то, что я сейчас скажу и чего нет ни у кого  из прежних поэтов. Именно в одной своей трагедии он изобразил Артемиду дочерью Деметры».
      По мнению Геродота, «вообще почти все имена эллинских богов происходят из Египта: «А то, что эти имена варварского происхождения, как я полагаю, скорее всего — египетского, это я точно установил из расспросов. Ведь, кроме Посейдона, Диоскуров..., Геры, Гестии, Фемиды, Харит и Нереид, имена всех прочих эллинских богов издревле были известны египтянам. Я повторяю лишь утверждение самих египтян. А прочие боги, имена которых, по словам египтян, им неизвестны, получили свои имена, как я думаю, от пеласгов, кроме Посейдона, который происходит из Ливии. Ведь первоначально ни один народ не знал имени Посейдона, кроме ливийцев, которые издревле почитали этого бога. Однако у египтян нет обычая почитать героев». Относительно пеласгов Геродот полагал, что они сами большинство богов узнали у египтян.
      В древнейшем эллинском святилище в Додоне почитали не богов, а священный дуб. В Додоне и в Египте Геродоту рассказывали практически одинаковую версию о том, как прорицание было заимствовано из Египта через финикийцев и введено в Элладе (еще при пеласгах) и в Ливии. «Способ прорицания в египетских Фивах и в Додоне почти одинаков. Искусство предсказания по жертвенным животным пришло в Элладу также из Египта. Затем египтяне прежде всех ввели у себя всенародные празднества и торжественные шествия, а от них уже все это заимствовали эллины. Доказательство этого в том, что эти египетские празднества, очевидно, введены давно, эллинские же, напротив, установлены недавно».
      Версия о том, что прорицалище в египетских Фивах было основано греческими наемниками, выглядит неубедительно: Для эллинов создание святилища – самое важное дело, и вряд ли они за полторы сотни лет успели начисто забыть, как было основано святилище в Фивах.
      Распространялись из Египта и религиозные песнопения. «Придерживаясь своих местных отеческих напевов, – пишет Г еродот, – египтяне не перенимают иноземных. Среди других достопримечательных обычаев есть у них обычай исполнять одну песнь Лина, которую поют также в Финикии, на Кипре и в других местах. Хотя у разных народов она называется по-разному, но это как раз та же самая песнь, которую исполняют и в Элладе и называют Лином».
                ***
      Первые размышления о природе, о жизни и смерти у любого народа тесно связаны с религией. Геродот пересказывает египетское учение о переселении душ. «Владыками подземного мира египтяне считают Деметру и Диониса (т. е. Исиду и Осириса). Египтяне также первыми стали учить о бессмертии человеческой души. Когда умирает тело, душа переходит в другое существо, как раз рождающееся в тот момент. Пройдя через тела всех земных и морских животных и птиц, она снова вселяется в тело новорожденного ребенка. Это круговращение продолжается три тысячи лет. Учение это заимствовали некоторые эллины и изложили как своё собственное, как в древнее время, так и недавно. Я знаю их имена, но не скажу».
      Учение о метемпсихозе египтяне скорее всего заимствовали из Индии, но в Египте оно не стало массовой верой: египтяне всегда считали, что ЕП – душа человека – после его смерти может перебраться только а его изображение.
                ***
      В исламе, выросшем непосредственно на почве древних семитских цивилизаций, их наследие сохранилось в быту.
      В древней Ниневии приличная женщина не могла выйти из дома с незакрытым лицом. Этот обычай, сохранившийся в Месопотамии, был узаконен в исламе.
      У египтян многие народы заимствовали обрезание. «Только три народа на земле искони подвергают себя обрезанию: колхи, египтяне и эфиопы, – писал Геродот. – Финикияне же и сирийцы, что в Палестине, сами признают, что заимствовали этот обычай у египтян». Позже эти обычаи сирийцев, также освящённые исламом, переняли у семитов тюркские и ндоевропейскоие мусульмане.
      Геродот отмечал, что свинью египтяне считают нечистым животным; от них эта черта перешла к евреям, сирийцам и арабам.
                ***
      Конечно, китайцы, развивавшиеся в изоляции от Средиземноморского региона плоть до XVI века от Р. Х., практически ничего не заимствовали у египтян и вавилонян, но освоени их наследия народами Европы длилось практически три тысячи лет.    
      
        РУБЕЖИ ИСТОРИИ: РАБОВЛАДЕНИЕ, ФЕОДАЛИЗМ И ОСЕВОЕ ВРЕМЯ
      
      Карл Маркс выделил в истории классового общества ЧЕТЫРЕ СПОСОБА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА:
      античный (рабовладельческий),
      азиатский,
      феодальный,
       капиталистический.
      В СССР группа историков под непосредственным руководством И. В. Сталина соорудила из них ПЯТЬ СМЕНЯЮЩИХ ДРУГ ДРУГА ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ:
      Первобытнообщинную (первобытный коммунизм),
      рабовладельческую,
      феодализм,
      капитализм,
      коммунизм (с первой стадией в виде социализма советского образца).
      Азиатский способ производства, при котором основой хозяйства был подневольный труд простых людей, слишом напоминал советскую систему, поэтому Сталин его из истории изъял, а основанные на нём древние цивилизации Юго-восточной Азии причислил к рабовладельческому строю.
      В СССР теория пяти формаций и после смерти Сталина господствовала безраздельно. Её преподавали в школах и в институтах, на её основе писались все без исключения научные статьи, монографии и диссертации, как-либо связанные с историей СССР и зарубежных стран.
      На Западе эту теорию всегжа считали примитивной, и даже тамошние марксисты её либо отвергали либо принимали с оговорками. Зато в России, судя по данным, приводимым в Интернете, она благополучно пережила крах коммунизма и продолжает господствовать в историографии.
                ***
      Вопреки теории пяти формаций, феодальная зависимость и рабовладение существовали параллельно. В древности отец семейства мог продать любого члена своей семьи, но это никогда не было правилом и осуждалось общественным мнением. В рабство можно было обратить должника (обычно на определённый срок), но периодически власть списывала долги и возвращала должникам свободу. В Средние века в Средиземноморье христиане торговали любыми иноверцами, которых скопом считали язычниками, мусульмане торговали язычниками (преимущественно неграми и славянами) и «неверными» – христианами и евреями, а евреи в христианском мире торговали всеми, кроме христиан, а в исламском мире – всеми, кроме мусульман.
      В Западной Европе обращение в рабство преступников и должников дожило до XVIII века., а в США с рабством негров покончила только Гражданская война ,
      Но основой хозяйства рабский труд становился только там и тогда, где и когда количество рабов сильно возрастало: в некоторых древнегреческих полисах и в Римской империи – благодаря удачным войнам, в южных штатах США и странах Карибского бассейна в XVIII-XIX веках – в результате массового ввоза чёрных рабов из Африки.
      Уникальное явление в истории человечества представляет собой российское крепостничество: столетий была обращена ПОЛОВИНА КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ –  не привезённые из Африки чернокожие язычники, а СООТЕЧЕСТВЕННИКИ И ЕДИНОВЕРЦЫ РАБОВЛАДЕЛЬЦЕВ. Крепостные люди были – и назывались – именно РАБАМИ, а вовсе не «феодально-зависимыми крестьянами», какими их представляет отечественная историография.Они были прикреплены не к земле, а к хозяину, их можно было перегонять с места на место, покупать и продавать без земли и даже поодиночке, не считаясь с семейными узами, а можно было отнимать у них земельные наделы и превращать в домашнюю  прислугу – «дворовых людей».
      Крепостное рабство было отменено Манифестом 19 февраля 1861 года. Сталин, желая скрыть тот факт, что за 56 лет до Великой Октябрьской социалистической революции половина россиян были рабами, отнёс российское крепостничество к феодализму, и это враньё наши историки повторяют по сей день.
                ***
      Теория пяти формаций утверждает, что до падения Римской империи в мире господствовал рабовладельческий строй, который затем практически одновременно на всей планете сменился феодализмом. (Советская историческая наука знала и не такие чудеса. Например, везде и всюду категорически утверждалось, что в 1929-1930 гг. все крестьяне СССР одновременно и совершенно добровольно решили отказаться от своих частных хозяйств в пользу коллективных – колхозов).
      На самом деле по-настоящему важный рубеж человечество пересекло задолго до падения Рима. Немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) назвал этот рубеж ОСЕВЫМ ВРЕМЕНЕМ. «Эту ось мировой истории, – писал он, – следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до Р. Х., к тому духовному процессу, который шёл между 800 и 200 годами до Р. Х. Тогда произошёл самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день…
      В это время происходит много необычайного. В Китае тогда жили Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли "Упанишады" (комментарии к “Ведам”, иначе “Веданта”  – “завершение Вед”. – А. А.), жил Будда. В философии Индии, как и Китая, были рассмотрены все возможности постижения действительности, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом. В Палестине выступили пророки – Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя. В Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение нескольких столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга».
      Можно поспорить с христианином Ясперсом, насколько обоснованно сравнение нудных старозаветных пророков с Платоном и Архимедом. Суть духовного процесса, о котором говорит Ясперс, я бы определил так: широкое распространение РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ.
      То,  то было сделано до этого в области науки и культуры, делалось опытным путём, без осмысления, без анализа и обобщения, – «методом тыка» и перебором вариантов для решения конкретных задач. В египетских папирусах все задачи имеют прикладной характер и связаны с практикой строительства, размежеванием земельных наделов, мореплаванием и т. п.; задачи группировались не по методам, а по тематике, и не сопровождались никакими доказательствами.
      Настоящее мышление – рациональное, логическое, с аргументацией. посылками и выводами, возможно, встречалось и до «осевого времени», но явно было большой редкостью и не оказывало влияния на общее положение дел. Иначе говоря, люди просто НЕ УМЕЛИ ДУМАТЬ. 
       В человеческом сознании понятия и образы сменяют друг друга, цепляясь за наработанные ассоциации. Мысли как бы текут сами, без нашего участия; в XX веке от Р. Х. этот процесс окрестили «потоком сознания». И так происходит до тех пор, пока мы специально не сосредотачиваемся на каком-то предмете.
         Уровень знаний «доосевой» эпохи свидетельствует, что по-настоящему сосредотачиваться люди тогда ещё не научились. Связи между понятиями они устанавливали с помощью ассоциаций, аналогий: закапывание зерна и его прорастание олицетворяли смерть и новое рождение, заход и восход солнца ассоциировались с чьим-то уходом и возвращением, и т. п. Насколько эти аналогии соответствуют действительности – такой вопрос у древнего человека просто не возникал. Люди жили, полагаясь на вековые обычаи и привычные стереотипы. Всё происходящее, включая собственные успехи и неудачи, они объясняли действиями сверхъестественных сил – богов, духов, Неба, Судьбы.
      В «осевое время» в наиболее развитых районах мира МНОГИЕ ЛЮДИ СТАЛИ СИСТЕМАТИЧЕСКИ РАЗМЫШЛЯТЬ, то есть ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ, ЯВЛЕНИЯМИ И СОБЫТИЯМИ. Более того: кое-где выработали определенные правила  построения истинных суждений. Так были заложены основы научного мышления, плодами которого все мы сейчас пользуемся едва ли не ежеминутно.
                ***
      Начиная с «осевого времени», рациональное, логическое мышление навсегда входит в жизнь человечества. Остальные перемены «осевого времени» так или иначе связаны с этим фактом.
      В цивилизованных странах складывается слой людей, жаждущих знаний, причём не только ради хлебного чиновничьего местечка, но для того, чтобы лучше понимать окружающий мир. Спрос рождает предложение: появляются и люди, обучающие других не просто профессии писца, но преподающие знания и истины, которые сами по себе не приносят прямой материальной выгоды. УМСТВЕННЫЙ ТРУД ПРЕВРАЩАЕТСЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
       Письменность в предшествующие эпохи использовалась почти исключительно в прикладных целях: в делопроизводстве, для религиозных, политических и технических нужд, в хозяйственном учёте и денежных расчётах. Продукты творчества (исключительно анонимные) не записывались, а передавались из уст в уста. В «осевое время» появляются художественные, религиозные и философские тексты, созданные в частном порядке, и за каждым текстом стоит конкретный автор (хотя обычно произведение записывал не он сам, а его ученики, как это было с Сократом и  Иисусом Христом).
                ***
         В ранней древности каждое божество было привязано к определённому клану, общине, народу. В «осевое время» межнациональные границы теряют прежнюю чёткость; многие египетские, греческие, индоиранские боги становятся ПРЕДМЕТОМ ПОЧИТАНИЯ РАЗНЫХ НАРОДОВ. Более того – появляются религии, изначально обращенные к людям разных наций. Частично такой универсальный характер имел зороастризм, ещё в большей степени – буддизм (христианство и ислам возникают позже, уже за пределами рассматриваемого периода).
         В «осевое время» люди в передовых странах приходят к великой мысли: богам важно не только то, что ты делаешь для них, но и как ты поступаешь с другими людьми. Возникает СВЯЗЬ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И МОРАЛЬЮ. В результате смягчаются отношения к единоверцам, в том числе иноплеменным, зато рождается религиозный фанатизм – явление, ранней древности незнакомое.
                ***
    Перечисляя творцов «осевого времени», Ясперс называет китайцев, индийцев, персов, евреев и греков. Представителей Египта, Месопотамии и Финикии в его списке нет: их вклад в достижения «осевого времени» практически неразличим. Однако эти цивилизации продолжали не только существовать, но и развиваться.
    В материальном производстве, торговле и финансах месопотамские города сохраняли передовые позиции в течение СЛЕДУЮЩИХ ДВУХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ: ввоз восточных товаров в страны Европы вплоть до эпохи Великих географических открытий значительно превышал вывоз. А на то, что Вавилония утратила лидерство в науке и культуре, вряд ли многие обращали внимание: всё, что  вавилоняне могли дать миру, они к тому времени уже дали.
    Иное положение сложилось в Египте. Геродот характеризовал египтян следующим образом: «Вообще говоря, они не желают перенимать никаких обычаев ни от какого народа». И в «осевое время», и после него Египет продолжал пестовать собственный образ жизни – с крайне ограниченной ролью рыночных механизмов, отсутствием экономической конкуренции и поглощением общества государственной властью. В течение двух тысячелетий эти черты египетской цивилизации компенсировались способностью фараонов мобилизовать большие массы людей. Но по мере появления конкурентов страна, не желавшая пользоваться чужим опытом, безнадёжно отстала в исторической гонке, превратившись в объект соперничества более развитых держав.
                ***
         И в биологической, и в социальной эволюции новое не уничтожает старого, не отменяет его, а надстраивается над ним. Достижения «осевого времени» не отменили прежних обычаев и привычек.
      Рациональное, логическое мышление не вытеснило «поток сознания», а дополнило его: ведь и поныне неожиданно всплывший образ часто замыкает цепь ассоциаций в обход всякой логики. И как в древности не все хорошо умели обтёсывать камни, делать луки или ковать доспехи, так сегодня мало кто способен выделять из окружающей картины мира и бесконечной болтовни определённые фрагменты, мысленно связывать их и делать из этих связей выводы. Большинство людей либо вообще не способны мыслить логически, либо пользуются логикой только когда затрагиваются их ближайшие, непосредственные интересы; в остальных случаях они просто повторяют то, что у них на слуху и что не противоречит их внутреннему настрою.
      Утилитарное отношение к Богу («я Тебе – Ты мне») сохраняется в той или иной степени во всех религиях. И если наиболее ревностные индуисты и буддисты подметают перед собой путь, чтобы ненароком не раздавить какую-нибудь живность, то и людоедство пока нельзя назвать делом далёкого прошлого.
      Но так или иначе, начиная с «осевого времени», человечество поднялось на новую ступень
      
               
      
      


Рецензии