Нарочанские каникулы
Каждый день по пути в школу и обратно Саша проходил мимо молоденькой вишенки, растущей во дворе рядом с дырой в заборе. Ветки ее частично закрывали этот лаз, и мальчик невольно наблюдал за ее развитием с ранней весны: цветением, появлением листвы, образованием плодов. Довольно крупная зеленая ягода бросилась в глаза, намекая, что скоро июнь и наконец долгожданные каникулы. Их он обычно проводил на даче в деревне Урлики на побережье озера Нарочь с друзьями Гунькой и Андреем.
Родители мальчишек работали на биофаке университета, проводили летнюю практику со студентами на биостанции, тесно общались не только на работе, но и в быту. Еще в раннем детстве познакомили детей и те подружились, да так, что «не разлей водой». Андрей был немного старше, рассудительный, начитанный, а Гунька – Сашин ровесник. Звали его Сергей, но его бабушка – мама Зина, перед обедом выходила на крыльцо о громко звала: «Сергууууня». Так и появился Гуня или Гунька. С детства он очень много времени проводил с бабушкой и, наверное, поэтому стал называть ее «мама Зина», но была у него и настоящая мама Нона. Сперва работники биофака жили в тесных некомфортных помещениях биостанции, потом стали снимать на лето по комнате в просторном деревянном доме у Муравских в деревне Урлики. Общаться стали еще плотнее.
Собираясь на дачу, Саша лелеял реализовать мечту – построить плот. Появилась эта идея у него после того, как он увидел профессорского внука, рыбачащего с надувной лодочки, но такая роскошь ему была недоступна, а иметь собственное плавсредство очень хотелось. Решил: «Приеду на дачу и сразу построю плот».
Эту идею он высказал друзьям в день приезда.
- Хочу построить плот. Кто со мной?
- Плот? А, зачем? - в один голос спросили друзья.
- Как зачем? Будем на нем плавать, рыбачить, нырять и ни от кого не зависеть.
- Идея хорошая, но из чего мы его будем строить? – спросил Андрей.
- Вдоль берега валяется множество кусков древесины, выброшенных прибоем, да и по кустам много бревен и сухостойных ольх. Если согласны, начнем собирать материал с завтрашнего дня. Понадобятся гвозди, скобы, топор, пила и молоток, но это попозже.
Местом строительства выбрали скрытый от чужих глаз высокой травой участок берега недалеко от сарая с рельсами и лебедкой для хранения «Гидрометра» - катера метеостанции. Хранился он там только зимой, чтобы не раздавило льдом и все лето сарай и рельсы из воды к нему пустовали. Решили использовать эти рельсы для спуска на воду плота, как на настоящей верфи.
Целую неделю собирали дерево: доски, бруски, бревна, жерди. Часть материала благодаря знаниям Андрея пришлось отложить. Он предложил проверять каждое бревно на плавучесть перед сборкой плота и оказалось, что самые длинные и толстые, которые еле притащили быстро впитывали воду и превращались в топляки. Опять лазили по кустам, выискивая сухостой, пилили, таскали и наконец приступили к сборке на рельсах. В середину плота заложили самые толстые и длинные бревна, по краям потоньше и покороче. Скрепляли их проволокой и гвоздями. На бревнах сделали дощатый настил, благо, досок по берегам валялось много. Заготовили пару длинных жердей, чтобы ими отталкиваться от дна. Колодки использовали в качестве сидений. Беспокоила одна мысль: выдержит ли плот троих девятилетних или нет?
Закончив сборку, решили сразу провести «ходовые испытания плавсредства», как выразился Андрей. По наклонным рельсам плот легко заскользил к воде и закачался на прибое под дружное «ура» его строителей. Ребята спешно полезли на плот и, к их радости, он здорово погрузился, но выдержал вес всех троих. Повторно прокричав «ура», они взялись за жерди и неспешно поплыли по мелководью озера.
Все лето плот радовал детей. Наконец-то они не должны были просить у кого-то лодку, чтобы порыбачить, покупаться, понырять с маской. Подводным плаванием увлечены были все трое. Под заякоренным на мелководье «Гидрометром», в его тени скапливалась рыба: в основном, окуни, но нередко стояли и щучки и ребята нашли способ на них охотиться и, довольно, успешно, сделав из стальной проволоки примитивные пики. После плавания в конце дня они выталкивали плот по рельсам насколько могли, чтобы просушить бревна и повысить его плавучесть.
В конце лета перед отъездом в город дети вытащили плот на сушу, в надежде, что он им послужит и следующем году. Этого не случилось. Приехав на дачу в июне, Саша бегом побежал на берег, в надежде увидеть свой плот на месте, но его там не оказалось. Видимо, кто-то из взрослых местных жителей был рад использовать детскую мечту в качестве дров.
Свидетельство о публикации №225112301206
Мария Купчинова 23.11.2025 21:41 Заявить о нарушении