Среда определяет сознание и будущее человечества
Истоки этой дискуссии уходят в глубокую древность. Еще Аристотель в своей «Политике» утверждал, что досуг является основой всей человеческой деятельности, и заявлял, что «досуг должен быть предпочтен труду». То есть именно в состоянии свободы от принудительного труда человек обретает подлинное удовольствие, счастье и блаженство.
Спустя века Карл Маркс сформулировал свой знаменитый тезис: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
Что же несет нам будущее, если руководствоваться этим принципом? Увы, ничего утешительного.
Нас, скорее всего, ждет эпоха умственного однообразия, примитивных интересов и серости. Это станет особенно очевидно, когда уйдут поколения, воспитанные в иной системе ценностей.
Достаточно сравнить глубину и разнообразие мирового кинематографа 50-60-х годов с нынешней массовой продукцией, чтобы увидеть: между ними почти нет точек соприкосновения.
Корень проблемы: школа и общество
Всё начинается со школы. Вечный треугольник «учитель — ученик — родитель» — это хроническая болезнь всей системы образования. Возникает парадокс: человек с педагогическим дипломом зачастую выслушивает поучения от родителей, не имеющих к педагогике никакого отношения. При этом никто не учит полицейского ловить преступников, а шеф-повара — готовить. Но если ребенок приносит двойки, винят сразу же учителя.
Безусловно, у педагогов хватает проблем, а современные подростки, особенно в старших классах, становятся все менее управляемыми. Но кто виноват? Школа кивает на семью, семья — на школу. А ребенок в это время погружен в смартфон, и его интересы лежат далеко от школьной программы.
Взгляните на процесс выбора школы для первоклассника. Это настоящее безумие. Родители опрашивают знакомых, штурмуют интернет-форумы в поисках «идеального» заведения. Но разве бывают плохие или хорошие школы? Учебный процесс везде построен примерно одинаково, и результат зависит в первую очередь от способностей и мотивации самого ребенка.
Мы часто заблуждаемся, считая своих детей гениями, которым нужен особый подход. Но если ребенок к семи годам не умеет читать и пересказывать простой текст — это ли не повод для беспокойства? Учитель получает класс из 25 детей с разным уровнем развития и должен дать каждому базовые знания. Справиться с этим только на уроке невозможно — именно для этого и существуют домашние задания.
Не стоит ждать от учителя чудес. У него нет волшебного средства, чтобы сделать всех отличниками, и нет индивидуальных программ для каждого: для одаренных, для средних и для тех, кто с трудом концентрируется.
Эксперимент, который все объясняет
Чтобы понять, как формируется сознание, стоит вспомнить эксперимент американского психолога Уинтропа Келлога.
В 1931 году он попытался воспитать детеныша шимпанзе по имени Гуа вместе со своим собственным сыном Дональдом. Цель была — выяснить, может ли обезьяна, растущая в человеческой среде, перенять наши черты.
Они жили как брат и сестра: одинаково одевались, ели, играли и воспитывались. Первое время результаты казались удивительными: Гуа быстрее училась есть ложкой, открывать двери и даже проявляла ласку. Однако эксперимент пришлось срочно прекратить. Дональд, чей мозг как губка впитывал все вокруг, начал копировать поведение шимпанзе. Он перенимал ее звуки — лай и крики, вместо того чтобы развивать человеческую речь.
Это идеальная модель того, что происходит с нашими детьми. Их сознание формируется той средой, которая их окружает. Если самым ярким и значимым «другом» становится примитивный цифровой контент или не самые интеллектуальные сверстники, мозг ребенка будет ориентироваться на эти низкие стандарты.
Бытие определяет сознание: приговор или возможность?
Из этого следует неутешительный вывод: в племени людоедов невозможно стать вегетарианцем. Подавляющее большинство детей растет в среде, где ценности сводятся к «хлебу и зрелищам». Интернет, при всем своем потенциале источника знаний, чаще поставляет «навоз», потому что именно такой контент проще всего потреблять и он лучше удерживает внимание.
Культурный капитал — язык, кругозор, система ценностей — передается по наследству. Ребенок из семьи, где не читают книг, и ребенок из семьи академиков изначально живут в разном «бытии», и их сознание формируется соответственно.
Где же выход?
Решение не в том, чтобы все поголовно стали интеллигентами. Выход в осознанном формировании среды:
Создавать «обогащенную» среду. Для ребенка это — книги, музеи, качественное кино, интеллектуальные беседы. Это создает альтернативу примитивным развлечениям.
Учить информационной гигиене. Так же, как мы учим мыть руки, нужно учить фильтровать информационный поток и отличать «жемчуг» знаний от «навоза».
Ценить наставников. Иногда один умный и неравнодушный учитель может стать для ребенка окном в другой, более богатый мир, и перевесить влияние негативного окружения.
Уроки недавнего прошлого
Проблема фундаментальна для современной России, но у нас есть исторический пример, когда эта схема работала.
В СССР именно экономика — бурное развитие, индустриализация, масштабные стройки — формировала передовое сознание. Учились не для «корочки», а ради знаний, потому что государство давало четкую цель и работающие социальные лифты. Инженер, ученый, строитель были нужны стране и получали уважение и признание.
Однако к 70-80-м годам экономика вошла в стагнацию, исчезли грандиозные цели, связь между знаниями и успехом ослабла. Престиж образования упал, так как талантливые люди не видели достойного применения своим силам.
Именно понимание того, что «сознание определяется бытием», дает нам ключ к изменению ситуации. Чтобы изменить сознание следующих поколений, мы должны начать с изменения их «бытия» — сначала в рамках своей семьи, а в идеале — и всего общества. От этого выбора зависит наше общее будущее.
Свидетельство о публикации №225112301233