Добряк - любимый ученик
– Вы такая уютная, как бабушка из сказки!
Нина Вениаминовна рассмеялась.
Потом, во втором классе, когда она сидела, уставшая, после окончания четвёртого урока и куталась в пуховую шаль, мальчик подошёл и, потрогав край шали, спросил:
– А это зачем?
– Зябну я что-то осенью, Володя. Шаль для тепла.
На следующий день её перед началом уроков ждал возле двери шикарно одетый отец Добрякова с новеньким электрообогревателем в руках. Улыбнувшись, произнёс:
– Здравствуйте, уважаемая Нина Вениаминовна! Вовка наш вчера места не находил, переживал, что вы в кабинете мёрзнете!
В третьем классе у неё кто-то дома украл золото: серёжки, два обручальных кольца и ещё янтарные бусы. К ней в этот день заходили двое: Добряков и Шилов. Они принесли сумку с тетрадями и остались делать стенгазету к празднику. Утром учительница сказала им о пропаже, оставив одних в классе. Оба смотрели честными глазами.
Вечером она обнаружила пропажу в аккуратном пакетике в своём почтовом ящике. Назавтра мать Шилова сообщила со слезами, что кто-то неизвестный покалечил сыну в подъезде правую руку. Пока мальчик лежал в больнице, учебный год закончился, и Нина Вениаминовна ушла на пенсию.
Гуляя как-то по аллее возле своего дома, она увидела Добрякова с двумя мальчишками-подростками на велосипедах. Он приветливо поздоровался:
– Здравствуйте, Нина Вениаминовна!
– Здравствуй, Володя. Как дела?
– Нормально! Скоро восьмой класс закончу. На пятёрки!
Один из мальчишек крикнул:
– Эй, Добряк! Хорош базарить, поехали!
Следующая встреча с Володей через восемь лет тоже была случайной. Во время дождя под стареньким зонтиком пришлось бывшей учительнице идти в аптеку. Проходя мимо легковой машины, услышала диалог. Такой знакомый голос произнёс:
– К нам просился.
– Ну и?
– Да ну его! Он у ментов засвечен.
Пожилая женщина подняла голову: за рулем сидел Володя Добряков. Увидев её, выскочил под дождь, с сияющим лицом сказал:
– Здравствуйте, Нина Вениаминовна! Садитесь, подвезу куда надо!
Заметив удивлённый взгляд напарника, который не мог понять, что общего у Вована с этой нищенкой, пояснил:
– Это моя первая и самая любимая учительница!
Тот заулыбался:
– А-а-а… Первый класс… Воспоминания о детстве беззаботном…
Настойчиво усадив учительницу в машину, съездили в аптеку и накупили кучу лекарств на все случаи жизни. Зашли в супермаркет, вынесли большие пакеты с разными вкусностями, с улыбками проводили женщину на её бедную кухню. Но от чая отказались – недавно в ресторане пообедали.
Прошло ещё пятнадцать лет. Сгорбленная старушка несла цветы на могилу мужа, старательно глядя под ноги. Жаровихинское кладбище в Архангельске начинается с «аллеи героев». Там стоят памятники с молодыми лицами убитых мафиозников. От одной свежей могилы её окликнули. Нина Вениаминовна подняла голову и увидела толпу братков с бычьими шеями.
Один позвал:
– Учительница! Идите выпейте с нами за упокой Владимира! Застрелили его в подъезде дома. Он про вас рассказывал. Родителей, говорил, так не жалел, как вас! Идите к нам!
У старушки выпали из рук мелкие бедные цветочки и медленно-медленно полетели к ногам. Потекли слёзы. Но она не могла сделать к этим людям ни шагу. Не могла!
– Ишь, переживает! Да, Добр её любил. А что, братва, может, скинемся?
Качок мотнул головой в сторону бывшей учительницы в жалком пальтеце и стоптанных туфлях. Она очнулась:
- Нет! Нет! Мне ничего не надо! Я и так доживу.
Она развернулась и медленно побрела назад на автобус. От кого-то из стоящих возле свежей могилы своего бывшего ученика услышала растроганное, басистое:
- Расстроилась как из-за Добра! Любимый ученик! Уважал её Добр, мне рассказывал: «Такая учительница у меня первая была хорошая…»
2002 г.
Свидетельство о публикации №225112301237