Коканд

Коканд

Назар Шохин

Последняя столица одноименного ханства предстала перед бухарскими школьниками уютным, тихим, безмятежным малоэтажным советским городком с приветливыми жителями. Здесь проходила республиканская олимпиада по истории («натаскивавшая» нас по предмету много месяцев Лидия Николаевна Пятина была сама родом из этих мест, но факт сей скрывала или не считала нужным афишировать).

Город показался более скученным, чем родная Бухара, несмотря на меньшую численность населения – возможно, из-за обильной зелени: деревьев с раскидистыми кронами, пышных кустарников, цветов здесь было значительно больше из-за более плодородной почвы и щедрой воды.

Нашу делегацию разместили в интернате с длинными комнатами, железными кроватями и деревянными табуретками. До вечера было несколько часов, чтобы самим, без руководителя – грузного бухарского еврея, работника гороно Михаила Иосифовича – побродить по чистым улицам с преобладанием голубого и бирюзового цветов, попытаться что-то купить родным в подарок.

Но вот закончилась олимпиада. Возвращаться домой было не стыдно: призовое место завоевано! Настроение по этому случаю более чем приподнятое.

Накануне отъезда оргкомитет устроил нам экскурсию в музей, в котором мне запомнились снимки с лежащим на улице поэтом Хамзой, убитым фанатиками, и с могилами великих узбекских поэтов на кладбище (более красивое место упокоения знаменитостей в Ташкенте я увижу только много лет спустя).

Под занавес нас пригласила к себе одна из директоров кокандских школ (похоже, закрепленная за нашей делегацией). Так я впервые в своей жизни увидел загородную дачу. Воздух под Кокандом был необыкновенно чистый, всё утопало в зелени.
На обед подали сытный салат из свежих ранних овощей и, кажется, фасоль с рубленным мясом. Улыбчивая хозяйка всё удивлялась нашему слабому знанию узбекского языка.

…Всё это я попытался восстановить в памяти после своей второй поездки в Коканд из Ферганы – уже по прекрасной дороге, после посещения мест, связанных с великими узбекскими актерами. Первую поездку вспоминаю и сейчас, рассматривая снимки дореволюционных зданий русского Коканда, которые, я надеюсь, мне еще доведется увидеть.

Коканд – очень культурный город, без знакомства с ним невозможно постичь узбекскую духовность.


Рецензии