Происхождение шиитской общины Ливана

Шиизм стал проникать в Ливан в VII в. Считается, что шииты пришли в Ливан вместе с частью йеменского племени Хамдан, которое до этого обосновалось в районе города Куфа (Ирак). Они поддерживали притязания Али, двоюродного брата и зятя пророка
Мухаммеда и его потомков на халифат. Но после того как к власти пришла династия Омейядов (661–750), обложившая население непосильными налогами, часть племени перебралась в Ливан. Сначала они поселились в Горном Ливане, который несколькими веками позднее превратился в оплот христианства. В Кесруане вплоть до начала XIV в. они доминировали, пока христианемарониты, спасавшиеся от репрессий со стороны суннитов, не вытеснили их. Мусульманские историки утверждают, что в тот период шииты поселились в Хомсе, Дамаске, Алеппо, а также на средиземноморском побережье Сирии. Когда Сирия попала под власть династии Фатимидов (909–1171), исповедовавшей исмаилизм , шииты, почувствовав поддержку, расселились по всему Ливану. В частности, г. Триполи, ныне считающийся суннитской столицей Ливана, в XI в. обладал значительным шиитским населением, о чем писал знаменитый иранский поэт и путешественник XI в. Насир Хосров. Однако раскол, произошедший в исламе после смерти имама Хусейна (626–680), навсегда разделил мусульман на суннитов
и шиитов. Знаменитый арабский полководец Салах-ад-Дин, разгромивший армию крестоносцев в битве под Хиттином (1187), объединив территории Египта, Сирии (включая Ливан) и Ирака, создал айюбидское государство, в котором предпочтение отдавалось суннизму. Представители династии Айюбидов (включая основателя династии Салах-ад-Дина) испытывали недоверие к шиитам. А позднее – в XIV в. – после пламенных речей Ибн Таймийи  (1263–1328), объявившего шиитов «рафидитами» (отступниками), т.е. отрицающими трех первых «праведных» халифов, правивших до Али ибн Абу Талиба, считавшегося I шиитским имамом, многие правители стали считать шиитов людьми «второго сорта». Когда в 1309 г. армия мамлюков вошла на территорию Ливана, многие шииты перебрались в горы, в долину Бека’а и южный
Ливан. Преследование властями шиитов заставило их прибегнуть к практике такыйа, которая предполагала сокрытие своей истинной веры. Позднее некоторые, ради спасения своих близких, были вынуждены принять суннизм. Тем не менее шиитская община стремилась сохранить свою веру, поддерживала контакты с шиитами других стран, посылала своих детей учиться в шиитские центры. В XV в. небольшое поселение Карак Нух (близ Баальбека) стало центром шиитского просвещения, где трудились шиитские богословы. Среди них Али ибн Абдулла аль-Караки аль-Амили,
разработавший теорию «вилаят аль-факих» (правление законоведа, замещающего 12-го имама в период его сокрытия ) и «нийабат аль-факих» (наместничество). Позднее шейх уехал в Иран по приглашению шаха Исмаила (1487–1524) из династии Сефевидов, где, получив звание «шейх уль-ислам», стал одним из крупнейших пропагандистов идеологии шиизма. Исмаил также пригласил в Иран мусульманских правоведов из Бахрейна и Южного Ирака. Впоследствии они развили учение имамитского шиизма и сделали его доступным для населения, что способствовало его распространению.
В 1516 г. территория Сирии (включая Ливан) попала под власть Османской империи. Город Триполи, обладавший до османского нашествия значительным шиитским населением, обезлюдел, так как шииты бежали от преследований. Именно после османской оккупации Сирии и Ливана в 1516 г. многие шиитские богословы, ученики и последователи аль-Караки были вынуждены переселиться в Ирак и Иран. Благодаря тому, что османских султанов больше всего интересовало получение налогов с подвластного арабского населения, юрисдикция в Ливане была номинальной. Так, несмотря на власть султана, район Баальбека в XVIII в. находился под контролем шиитов. В Османской империи шииты не были допущены к военной службе, не имели права служить в административном аппарате. Шиитские хавзы (религиозные семинарии) в Джебаа, Джиззине, Машгара, Аль-Карке, Майсаль Джебель и Шакра, где обучались
молодые ливанские шииты, разрабатывались учебные пособия и проводились дискуссии на религиозные темы, были закрыты. К началу ХХ в. шииты Ливана были сосредоточены в долине Бекаа и Джебель Амиль. В основном это были малоимущие крестьяне и городская беднота, работавшая в услужении у богатых семей. Но постепенно сформировались крупные шиитские кланы, владевшие землей. А звездный час их пришел после исламской революции в Иране, когда шиитская община стала доминирующей в Ливане.

Источник: ИСЛАМ В СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ // ШИИТЫ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ
ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ЛИВАНА


Рецензии