1 ноября
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных методов развития творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы. Современные педагогические концепции подчёркивают важность формирования воображения у дошкольников как основы креативного мышления и успешного освоения мира образов и символов. Развитие фантазии является одним из ключевых факторов социализации и успешной адаптации ребенка в социуме.
Цель работы заключается в выявлении психологических особенностей восприятия детьми литературных произведений и разработке рекомендаций по эффективному формированию творческих способностей младших дошкольников средствами художественной литературы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблематике;
- изучить возрастные особенности восприятия детьми сказочных сюжетов и персонажей;
- выявить влияние иллюстрированных книг на развитие образного мышления;
- разработать методику организации занятий по чтению детям дошкольного возраста.
Методологической основой исследования послужили труды отечественных учёных-психологов и педагогов, таких как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.А. Флерина, О.М. Леонтьева и др., посвящённые вопросам детского творчества и психологии игры.
Анализ теоретического материала позволил выделить несколько важных аспектов восприятия ребёнком сказочного повествования:
1. Образная природа сказки способствует развитию ассоциативного мышления, активизирует процесс познания окружающего мира через символы и метафоры.
2. Яркость иллюстраций играет значительную роль в привлечении внимания малыша, стимулирует интерес к книге и создаёт условия для формирования зрительных представлений.
3. Наличие диалогов и повторяющихся элементов сюжета облегчает восприятие содержания произведения, помогает лучше запомнить героев и события.
4. Эмоциональная окраска речи взрослого читателя оказывает позитивное воздействие на формирование эмпатии и коммуникативных навыков у ребёнка.
На основе полученных результатов разработана методика проведения занятий по чтению художественных произведений для детей от двух до четырёх лет. Предложенная методика включает три этапа:
I этап («Подготовка») направлен на создание положительного настроя перед началом занятия, установление контакта с малышом и вовлечение его в совместную деятельность. Рекомендуется начинать занятие с короткого диалога, который позволит ребёнку почувствовать себя комфортно и уверенно.
II этап («Основная часть») предполагает непосредственное знакомство с текстом художественного произведения. Для повышения эффективности данного этапа рекомендуется использовать выразительное чтение вслух, мимику и жесты, а также обращение к наглядным пособиям (иллюстрациям).
III этап («Закрепление») нацелен на закрепление полученного опыта путём повторения отдельных фрагментов рассказа, обсуждения поступков героев и действий, происходящих в произведении. Здесь полезно предлагать малышу задания типа «Покажи, кто живёт в лесу?», «Кто самый добрый персонаж?» и другие аналогичные вопросы, стимулирующие мышление и воображение.
Таким образом, проведённое исследование подтвердило гипотезу о положительном влиянии художественно-литературного воспитания на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка. Практическое применение предложенной методики обеспечит успешное освоение малышом основных приёмов работы с литературой, повысит уровень когнитивного развития и будет способствовать раскрытию индивидуального творческого потенциала каждого ребёнка.
-------
Свидетельство о публикации №225112300165