Человечества сон золотой
«ЧЕЛОВЕЧЕСТВА СОН ЗОЛОТОЙ»
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Пьер Жан БЕРАНЖЕ
Публикуя 23 августа 2025 года на портале Проза.ру статью «Лукавое и хилое творение Господне», я был почти уверен, что вряд-ли она найдёт хотя бы один отзыв/отклик у читателей. Во-первых, современного читателя пугает большой объём статьи, сегодня в моде колумнистика, политический текст не более 100 слов. Во-вторых, мало кто из современных людей желает хотя бы втайне причислить себя к числу хитрованов и лукавцев, созданных Творцом Вселенной якобы «по своему образу и подобию». Однако, не прошло и двух месяцев со дня публикации статьи, как на неё пришёл первый отзыв уроженца Донбасса, инженера-металлурга, ветерана труда на пенсии Николая Скорохода, автора серии замечательных рассказов «Рыбалка на Маныче, на Ивана Купала». Оценив положительно с мировоззренческих позиций мою статью, Николай Скороход поднимает извечную тему смысла жизни и смысла истории, задает самому себе, «городу и миру» вопрос: почему люди за всё время существования человеческой расы так не смогли создать, организовать — придумать, наконец, гармоничную, человечную, эффективную и щадящую систему управления? Создаётся такое впечатление, пишет Николай Скороход, что управляет всем на Земле ВРАЖДЕБНАЯ ИНОПЛАНЕТНАЯ СИЛА. Надо признать, что в таких неутешительных выводах уроженец Донбасса не одинок.
После развала СССР такое негативное впечатление возникло у многих постсоветских граждан, когда исчез привычный двухполярный мир, а вместо него возник, новый мировой порядок, ещё более жестокий и беспощадный в своем студёном космическом равнодушии ко всему живому. Отсюда самые причудливые конспиралогические теории о тайном Всемирном Синедрионе, о внешнем властительном управлении человечеством и социальные фантазии о злобных, коварных и жестоких космических пришельцах. Можно подумать, что именно пришельцы изобрели для людей все без исключения государственные структуры, где власть немыслима без войн и насилия, а убийство человека человеком вообще приравнивается к деяниям сверхчеловеческим, то есть почти божественным. Будь человек разумен и логичен, существование имеющихся у нас государственных структур было бы невозможным; ведь разумный не станет ни рабовладельцем, ни преступником, ни судьёй, ни политиком, ни полководцем, ни полицейским. Удел разумного и мудрого человека — золотая середина: вера без фанатизма, любовь без надрыва и без эйфории, строгость без жестокости, достоинство без надменности и гордыни, жалость без унижения. Разумный человек — штучен, индивидуален, но в основе своей скучно однообразен — он ВСЕГДА ГУМАНИСТ, как и учителя нравственности Аристотель, Сократ и Платон. Он — Человек. Он — открыватель, а не завоеватель, не узурпатор и не ростовщик.
Ему не нужно чужое. Именно такой человек составляет когорту тех «безумцев», (социальных утопистов), которые на протяжение многих веков мечтают создать на Земле справедливое общество всеобщего благоденствия, гармонии и процветания. Или хотя бы в порядке утешения всех униженных и оскорбленных грабажом и насилием периодически навевать «человечеству сон золотой».
Несколько имён великих мечтателей-утопистов перечислил поэт Жан Пьер Беранже в своём стихотворении «Безумцы». Это Иисус Христос, Христофор Колумб, Шарль Фурье, Афантен, Сен-Симон. К ним можно добавить Томмазо Кампанеллу, Томаса Мора, Роберта Оуэна и ещё несколько имён, известным нам по школьной программе.
Не менее сотни знаковых имён социальных мечтателей указано в учебном пособии для высшей школы «Основы культорологии» (М.1996) моего старшего и ныне покойного друга С.П. Мамонтова. Здесь, в главе 13 «Культура и государство» (с.209) речь идет об этичном Человеке, для которого «жизнь как таковая, жизнь растений и животных так же священна, как и жизнь человека, который посвящает себя жизни, находящейся в бедствии» (Альберт Швейцер)
Что касается идеи реального установления мирным путём социальной справедливости при щадящей системе управления страной, то здесь, увы, мечтателей много, а настоящих реалистов-мыслителей и философов, «архитекторов переустройства мира к лучшему», до обидного мало. Из них ещё меньше тех мыслителей и учителей нравственности, чьи идеи, предложения и проекты нашли реальное воплощение в мировой международной политике. Из таких идеалистов и социальных романтиков мне хочется назвать одного из величайших мыслителей в истории человечества «нерусского россиянина» философа Иммануила Канта (1724-1804), который полагал, что войны наносят страшный ущерб человечеству, что они препятствуют возникновению правового общества, в котором люди могут чувствовать себя свободными и в полной безопасности от соседей-агрессоров, а посему надо пытаться их искоренить, как чуму или оспу, и сделать это можно путем создания Всемирного союза государств — наднациональной структуры вроде нынешней ООН только с весьма большими, почти неограниченными полномочиями.
Хотя история человечества интересовала Канта в основном в философском плане, о движущих силах истории, то и он выступал в эпоху Просвещения как философ истории. По его мнению, история — это некий естественный биологический процесс, поскольку людьми-политиками движут ЭГОИСТИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ. Как не допустить прохождение во власть политических животных до сих пор никто их из великих мыслителей не предложил. Всему виной страх и боязнь перед властью диктатуры и насилия, или просто робость перед самой природой человека и его пещерными людоедскими инстинктами? Во-первых власть, как известно, в таких морально-нравственных ограничителях никогда не нуждалась и не будет нуждаться при любом правителе. Надо признать, что улучшение общественного устройства Кант предлагал осуществлять «снизу» и «сверху» только мирным путём, без бунтов, переворотов и насилия, без гражданских войн и революций, поскольку революция не только свергает плохого правителя, но разрушает саму правовую среду и законность и последствия этого разрушения оказываются ещё более страшными. Рассуждая о «вечном мире» в книге «Метафизика нравов»(нем. Grundlegung zur Metaphysik der Sitten,1785) Кант рекомендует людям, которые оказались под управлением плохого правителя,научиться быть терпеливыми, и просто подождать, переждать, пережить нехорошего правителя. Но и при новом правящем режиме моральный закон социума должен нести в себе абсолютную необходимость вне зависимости от действующих лиц или сложижившихся обстоятельств, мораль должна быть в основе человеческого бытия. ,, Этот досточно мудрый и реалистичный взгляд на вещи бытует и в современной политической жизни в условиях информационных и торговых войн, военного противостояния между Россией и Большим Западом. Все лидеры противоборствующих сторон тайно и явно желают смерти друг другу, а их общие враги и «третья сила» — смерти правителей ведущих держав. Так, например, все политические животные из стран ЕС ждут смерти Владимира Путина и Дональда Трампа. Русские патриоты ждут и желают скорой смерти Владимира Зеленского, а украинские националисты и самостийники -смерти Владимира Путина. И эти и те считают, что как эти два лидера исчезнут с шахматной доски мира, всё устаканится, войдёт в мирное русло дружбы и сотрудничества между народами. В мире нет агрессивных и миролюбивых народов, все народы мирные, считал Пушкин и Кант, агрессивными их делают правители, грезящие о своём величии и мировом лидерстве. Человек же как разумное существо от природы имеет волю — причинность, благодаря которой он способен совершать поступки по правилу умения, по принципу благоразумия и по закону нравственности, считал Кант. Всё остальное демагогия, обман и ложь, связанные с бесконечным поиском врага и страстным желанием победить его и унизить, не причиняя при этом себе никакого вреда.
В Российской империи «исправлением нравов» и устройством более человечного и щадящего государственного управления были озабочены историк, публицист, философ, князь Михаил Щербатов и великий ученый Михайло Ломоносов, автор гуманного проекта «О размножении и сохранении русского народа», поданого им на высочайшее имя Елизавете Петровне и оставшееся без ответа. О каком щадящем государственном управлении могла идти речь, когда доблестные рядовые защитники Отечества, герои Полтавской битвы и Семилетней войны, отслужив 25 лет в армии и чудом оставшиеся в живых, возвращались к своим помещикам и снова становились крепостными душами?
Однако и среди российских императоров, наследных рабовладельцев, находились социальные реформаторы-мечтатели, которые пытались изменить жизнь своего народа к лучшему, если не к всеобщему благоденствию, то хотя бы к щадящей форме управления. К таким гуманистам-мечтателям можно отнести «мистика на троне» императора Александра I Благословенного. Временем духовного перерождения и психологической перестройки этого российского монарха стал 1812 год, когда в ходе Отечественной войны ему пришлось сменить привычный образ полководца на роль Отца народа, подвергшегося нашествию неприятеля, вступившего в сражение с Антихристом и в итоге победившего его. Император Алекандр I Павлович не считал христианский мир прочно и справедливо устроенным даже после окончания Венского конгресса и заключения на «вечные времена» Священного союза. Он был уверен, что подлинно евангельского единства Европа может добиться только под эгидой России, поскольку её русский народ и глава избраны Всевышним для выполнения этой высокой миссии. А посему потребовались новые пути развития социума, практические мероприятия на отмену крепостного права, введение в стране конституции, систему воспитания и просвещения подданных в нужном государству направлении -верному служению властям. В самом деле, народ-победитель и народ-освободитель всей Европы не может больше находиться в крепостном рабстве, бесправии и невежестве. Серьёзные противоречия между идеалами веры и практическими требованиями политики, гуманизмом и русским абсолютизмом, делали попытки императора-мистика и как светского главы государства всё более уязвимыми, туманными и непонятными для подданных — рабов и рабовладельцев. В своей затее изменить жизнь русского народа к лучшему, Император Александр I попытался соединить несоединимое: желание дать России конституцию — с появлением военных поселений (прообраза военного коммунизма и трудовых коммун); неприятие крепостного права — с жестокими крепостническими порядками и распоряжениями, торговлей людьми; жалобы на отсутствие реформаторов-энтузиастов — с последовательным удалением от престола людей независимых и нестандартно мыслящих. В результате внутренняя политика Александра I принципиально не отличалась от того, что делалось и творилось до него при бабушке… и потом в царствование его брата Николая I — «жандарма Европы и цензора исторических наук». Отменил крепостное право император Александр II Освободитель, но Великая крестьянская реформа не сделала свободных землепашцев фермерами — «жить стало лучше, но сложней», культура земледелия и животноводства оставалась на прежнем средневековом уровне. Из всех т.н. передовых и просвещённых дворян 70-х годов настоящим гуманистом и просветителем был крупный землевладелец, смоленский губернатор, радетель процветания «Русского Севера», автор «Писем из деревни» Александр Энгельгардт (1845-1903) который сумел у себя организовать рациональное хозяйство — образцовое хозяйство со школой для подготовки «интеллигентных землевладельцев».
Исходя из этого, следует сделать вывод: любая попытка изменить мир к лучшему — это, прежде всего, вопрос о власти над людьми, а не забота о благоденствии и процветании всего народа, в авторитарном, самодержавном государстве на первом месте всегда стояли проблема укрепления власти и безопасность правящей элиты, а социальные вопросы — на самом последнем месте. Всякая уступка власти в пользу построения в стране щадящего управления народными массами, во все времена понималась властными элитами как очередное моральное и политическое поражение. Всякая попытка гуманистов-реформаторов улучшить в стране общественное и государственное устройство, воспринимается авторитарным правящим режимом как покушение на власть. А это, как мы видим, значительно сокращает число гуманистов-реформаторов и авторов «золотых снов человечества. Кроме этого, сюжетов на социально-антропологическую тему и гармоничного (эффективного, рентабельного и гуманного) государственного устройства не так уж много. Выбор небогат — от него трудно уйти, зато очень легко вернуться и снова наступить на грабли. Милитократия, теократия, бюрократия, и плутократия. Они различаются источниками власти: сила, вера, управленческие структуры и богатство. Милитократию сегодня представляет Египет, где военные правят непрерывно уже около тысячи лет. Теократию представляет ныне Иран, бюрократию — Китай, плутократию, полностью контролируемую богачами — Британия и США, а милитократию, бюрократию и плутократию — современная РФ. Сегодня она мучительно переживает переход из дезинтеграционная фаза в развитии государства в интегративную.(Петр Турчин) Причём в условиях межэлитной конкуренции, повышенной конфликтности между правящими кланами и народами, в условиях затяжной войны России с Большим Западом.
Сегодня, в «век раздора» и глобализма, создать в России новое гуманное общественное устройство и тем самым ненадолго продлить собственный «золотой век» так же невозможно, как и 300 лет назад при царе-реформаторе Петре Великом. Авторитарный правящий режим стремится иметь монополию на всё, что связано с жизнью и деятельностью человека. Монополию на жизнь и смерть, на кредит и налог, на ростовщичество и финансовую кабалу, на мир и на войну, монополию на манипуляцию массовым сознанием. Главной движущей силой Нового Мирового Порядка сегодня является Финансовый Интернационал во главе с Всемирным Синедрионом, руководители мировых центральных банков, стремящихся преобразовать свою огромную финансово-экономическую мощь в глобальные институты политического и социального контроля. Центральные банки как Федеральная резервная система США, являются государственными учреждениями только формально. На самом деле они находятся в частной собственности приблизительно 300 семей, среди которых больше половины семьи и кланов являются еврейскими. Сложившая сегодня в мире ситуация грозит человечеству смертельными бедами и разрушительными войнами. Жесткая, беспощадная, лукавая, подлая и бесчеловечная политика «скупых рыцарей», «братьев масонов», тайных борцов за новый мировой порядок и мировую гегемонию порождает в народных массах самые немыслимые фантастические предположения и выводы, например, что мировым сообществом управляют (контролируют и манипулируют вовсе не земные вожди Финансового Интернационала, а ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВНЕЗЕМНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Власть без власти, без репрессивных механизмов, власть интеллекта, мысли и образа без насилия и репрессий, в полном согласии с этическими постулатами учителей нравственности древнего мира, эпохи Ренессанса и эпохи Просвещения — вот заветная мечта многих гуманистов-философов и социальных реформаторов.
Вероятно, и Пушкин мыслил себя гражданином парламентской монархии, в позиции некоего вольномыслящего государственного советника при государе-императоре по делам искусства. В качестве консультанта по делам искусства как «чувственной сферы культуры и государства». Но как оказалось, самодержавная власть в таких культурных советниках, в морально-нравственных ограничителях и учителях нравственности никогда не нуждалась и до сих пор не испытывает в них особой нужды. Как правило их всех с лихвой замещал в одном лице сам авторитарный правитель, который и являлся умом, совестью и честью всей эпохи, был в своё время самым человечным человеком, гениальным вождём народов и Отцом Отечества. Сегодня это проявляется не так грубо, зримо и навязчиво как в середине прошлого века, культ личности в ином облачении и содержании продолжается. А это значит, что никакие социальные мечтатели и э энтузиасты по улучшению правящего строя не нужны, как не нужны мыслители и пророки, философы и футурологи.
Не будем спешить вслед за певцом Генштаба писателем Александром Прохановым видеть в президенте РФ Путине «олицетворение русской истории на её восходящем витке».Не будем спешить впадать в очередное заблуждение и разочарование. Пока идет вялотекущая (наступательная) война на Украине (СВО) о восходящем историческом витке судить трудно, в любой момент он может оказаться нисходящим, а долгожданная победа может в одночасье завершиться или пирровой победой, или позорным Брестом и Хасавюртом. Россия — это метафизическая сущность, живущая вне времени и пространства, но проявляющаяся в исторических катастрофах и подвигах. Чаще всего исход войны определял не только военный потенциал противника и превосходство в живой силе и военной технике не только, но и роковой ход событий, кантовская воля-причинность закон нравственности и принципы благоразумия. В мировой истории случалось не раз, когда от победы до поражения оставался один шаг, и тогда случалось т.н. называемое чудо — поражение немцев под Москвой, в Сталинграде и на Курской дуге под Прохоровкой. Случится ли такое чудо и на этот раз, сказать трудно. Если в прошлом веке шла война за мировое господство между двумя противоположными политическими системами, то сейчас идёт война завышенных амбиций олигархов-бизнесменов и финансистов, гибридная война между тщеславных претендентами на мировое лидерство. Необходимо признать, что нынешняя РФ — страна не совсем благополучная изнутри во многих отношения, прежде всего, в социально-экономических, идеологических, политических и морально-нравственных. Российский социум — это дикий капитализм, бизнес и преступность в одном флаконе. Когда нет идеологии и главный идол поклонения — деньги, нужна личная, персональная ответственность. И непроста в нынешней политике России мы продолжаем наблюдать колебания, двойственность, опасную склонность к «мнимости».
У российских правящих элит после кромешной Смуты 90-х годов сложилась весьма дурная репутация во внешнем мире. И это надо учитывать. Российская элита в значительной её части продолжает торговать национальными интересами страны ради сохранения собственного комфорта. Продолжаются скрытные элитные разборки (игры в тени), где каждый клан пытается перетянуть «Русскую историю» на свою сторону, бросает ей свой «исторический вызов», вместо того, чтобы принять во главе с Путиным Великим скромную роль инструмента в мировой истории. Путина Великого ещё рано величать Отцом Отечества и Демиургом XXI века. Он пока, кроме речей о жертвенной любви к Родине и сохранении национальных (семейных) ценностей, не произнёс своей главной Нагорной проповеди, он не осветил народное сознание своим гениальным, путеводным и плодотворным Смыслом/Идеей. Пока Путину нечего сказать народу о грядущем новом Мировом Порядке, ибо у него нет четкого плана будущего, кроме как победы над коллективным Большим Западом. А как дальше жить на развалинах державы после Победы оставшимся в живых — один Господь Бог знает. Одно ясно, что главной задачей победителей будет не умереть с голоду, от болезней и непосильного труда во время восстановления разрушенного. Тогда будет, как и 80 лет назад, в 1945 году, не до жиру — быть бы живу. тогда всем будет не до грёз о гармоничном, справедливом и счастливом обществе, о стабильном и щадящем государственном управлении: мы согласны всё терпеть — лишь бы не было войны! Мы давно на всё готовы—лишь не было войны! Мечтать не вредно, когда мечты и грёзы уголовно не наказуемы и за них не сажают в тюрьмы, не убивают и прилюдно не сжигают на кострах.
23.11.2025, Колесование великомученика Георгия Победоносца.
Свидетельство о публикации №225112301862
Родлена Кир 09.12.2025 21:26 Заявить о нарушении