Человечества сон золотой

         

                «ЧЕЛОВЕЧЕСТВА СОН ЗОЛОТОЙ»

                Честь безумцу, который навеет
                Человечеству сон золотой!
                Пьер Жан БЕРАНЖЕ
      
       Публикуя 23 августа 2025 года на портале Проза.ру статью «Лукавое и хилое творение Господне», я  был  почти уверен, что вряд-ли она найдёт хотя бы один отзыв/отклик у читателей. Во-первых, современного читателя пугает большой объём статьи,  сегодня в моде колумнистика, политический текст не более 100 слов. Во-вторых, мало кто из современных   людей   желает  хотя бы втайне причислить себя к числу хитрованов и лукавцев, созданных Творцом Вселенной якобы  «по своему  образу и подобию».  Однако, не прошло и двух месяцев со дня публикации статьи,  как  на неё  пришёл первый отзыв  уроженца Донбасса, инженера-металлурга, ветерана труда на пенсии Николая  Скорохода, автора серии замечательных рассказов «Рыбалка на Маныче, на Ивана Купала». Оценив положительно с мировоззренческих позиций  мою статью, Николай Скороход поднимает извечную  тему  смысла жизни и смысла истории, задает самому себе, «городу и миру» вопрос: почему люди за всё время существования человеческой расы так  не смогли  создать, организовать — придумать, наконец, гармоничную, человечную, эффективную и щадящую систему управления? Создаётся такое впечатление, пишет Николай Скороход, что управляет всем на Земле ВРАЖДЕБНАЯ ИНОПЛАНЕТНАЯ СИЛА. Надо признать, что в таких неутешительных выводах уроженец Донбасса не одинок.
        После развала СССР такое негативное впечатление  возникло у многих постсоветских граждан, когда исчез привычный двухполярный мир, а вместо него  возник, новый мировой порядок, ещё  более жестокий и беспощадный в своем студёном космическом равнодушии ко всему живому. Отсюда самые причудливые конспиралогические теории о тайном Всемирном Синедрионе, о  внешнем властительном управлении человечеством     и  социальные фантазии о  злобных, коварных и жестоких космических пришельцах.  Можно подумать, что именно пришельцы изобрели для людей  все без исключения государственные структуры, где власть  немыслима без войн и насилия, а убийство человека человеком вообще приравнивается  к деяниям сверхчеловеческим, то есть почти  божественным. Будь человек  разумен и логичен, существование имеющихся  у нас  государственных структур было  бы невозможным; ведь разумный  не станет ни рабовладельцем, ни преступником, ни судьёй, ни политиком, ни полководцем, ни полицейским. Удел разумного и мудрого человека — золотая середина: вера без фанатизма, любовь без надрыва и без эйфории, строгость без жестокости, достоинство без надменности и гордыни, жалость без унижения. Разумный человек — штучен, индивидуален, но в основе своей скучно однообразен — он  ВСЕГДА ГУМАНИСТ, как и учителя нравственности Аристотель, Сократ и Платон. Он — Человек. Он — открыватель, а не завоеватель, не узурпатор  и не ростовщик.
         Ему не нужно чужое. Именно такой человек  составляет когорту тех «безумцев», (социальных утопистов), которые на протяжение многих веков мечтают  создать на Земле справедливое общество всеобщего благоденствия, гармонии и процветания.  Или хотя  бы в порядке утешения  всех униженных и оскорбленных грабажом и насилием  периодически навевать  «человечеству сон золотой».
    Несколько имён великих мечтателей-утопистов перечислил поэт Жан Пьер Беранже в своём стихотворении «Безумцы». Это  Иисус Христос, Христофор Колумб, Шарль Фурье, Афантен, Сен-Симон.  К ним можно добавить Томмазо Кампанеллу, Томаса Мора, Роберта Оуэна  и ещё несколько имён, известным нам по школьной программе.
    Не менее сотни  знаковых имён социальных мечтателей  указано  в учебном пособии  для высшей школы «Основы   культорологии» (М.1996) моего старшего и ныне покойного друга С.П. Мамонтова. Здесь,  в главе 13 «Культура и государство» (с.209)  речь идет об этичном Человеке, для которого  «жизнь как таковая, жизнь растений и животных  так же священна, как и жизнь человека, который  посвящает себя жизни, находящейся в бедствии» (Альберт Швейцер)
    Что касается идеи реального  установления мирным путём  социальной справедливости при щадящей системе управления  страной, то здесь, увы, мечтателей  много, а настоящих реалистов-мыслителей  и  философов, «архитекторов переустройства мира к лучшему», до обидного мало. Из них ещё меньше тех мыслителей и учителей нравственности, чьи идеи, предложения и проекты нашли  реальное воплощение в мировой международной  политике. Из таких идеалистов и социальных романтиков мне хочется назвать одного из величайших мыслителей в истории человечества «нерусского россиянина» философа   Иммануила Канта (1724-1804), который полагал, что войны наносят страшный ущерб человечеству, что они препятствуют  возникновению правового общества, в котором люди  могут чувствовать себя свободными и в полной безопасности от соседей-агрессоров, а посему надо пытаться их искоренить, как чуму или оспу, и сделать это можно  путем создания Всемирного союза  государств — наднациональной  структуры  вроде нынешней ООН только с весьма  большими, почти неограниченными  полномочиями.
      Хотя история человечества интересовала Канта в основном в философском плане, о движущих силах истории, то  и он выступал в эпоху Просвещения как философ истории. По его мнению, история —  это некий естественный  биологический процесс, поскольку людьми-политиками движут ЭГОИСТИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ. Как не допустить прохождение во власть политических животных до сих пор никто их  из великих мыслителей не предложил. Всему виной  страх и боязнь перед властью диктатуры и насилия, или просто робость перед самой природой человека и его пещерными людоедскими  инстинктами? Во-первых  власть, как известно, в таких морально-нравственных ограничителях никогда не нуждалась и не будет нуждаться при любом правителе. Надо признать, что улучшение   общественного устройства Кант предлагал осуществлять «снизу» и «сверху»   только мирным путём, без бунтов, переворотов и насилия, без гражданских войн и революций, поскольку революция не только свергает плохого правителя, но разрушает  саму правовую среду и законность и последствия  этого разрушения оказываются  ещё более страшными. Рассуждая о «вечном мире» в книге «Метафизика нравов»(нем. Grundlegung zur Metaphysik der Sitten,1785) Кант рекомендует людям, которые оказались  под управлением плохого  правителя,научиться  быть терпеливыми, и просто подождать, переждать, пережить нехорошего правителя. Но и при новом  правящем режиме моральный закон социума  должен  нести в себе абсолютную необходимость вне зависимости от действующих лиц или сложижившихся обстоятельств, мораль должна быть в основе человеческого бытия.  ,, Этот досточно мудрый и реалистичный взгляд на вещи бытует и в современной политической жизни в условиях информационных и торговых войн, военного  противостояния между Россией и Большим Западом. Все лидеры противоборствующих сторон тайно и явно желают смерти друг другу, а их общие  враги и «третья сила» —  смерти  правителей  ведущих держав. Так, например, все политические животные из стран ЕС ждут смерти  Владимира Путина и Дональда Трампа. Русские патриоты  ждут и желают  скорой смерти Владимира Зеленского, а украинские националисты и самостийники -смерти Владимира Путина.  И эти и те считают, что как эти два лидера исчезнут с шахматной доски мира, всё устаканится, войдёт в мирное русло  дружбы и сотрудничества между народами. В мире нет агрессивных и миролюбивых  народов, все народы мирные, считал Пушкин и Кант, агрессивными их делают правители, грезящие о  своём величии и мировом лидерстве.  Человек же  как разумное существо от природы   имеет волю — причинность, благодаря которой он способен совершать поступки  по  правилу умения, по принципу  благоразумия  и по закону нравственности, считал Кант. Всё остальное демагогия, обман  и ложь, связанные с бесконечным поиском врага  и страстным желанием победить его и унизить, не причиняя при этом себе никакого вреда.
   В Российской империи «исправлением нравов» и устройством более  человечного и щадящего  государственного управления   были озабочены историк, публицист, философ, князь Михаил    Щербатов  и великий ученый Михайло Ломоносов, автор гуманного проекта «О размножении и сохранении русского народа», поданого им на  высочайшее имя Елизавете Петровне и оставшееся без ответа. О каком щадящем государственном  управлении могла идти речь, когда доблестные  рядовые защитники Отечества, герои Полтавской битвы и Семилетней войны, отслужив  25 лет в армии и чудом оставшиеся в живых, возвращались к своим помещикам и снова становились крепостными душами?
      Однако и среди российских императоров, наследных рабовладельцев, находились социальные реформаторы-мечтатели, которые пытались изменить жизнь своего народа к лучшему, если не к всеобщему благоденствию, то хотя бы к щадящей форме  управления. К таким гуманистам-мечтателям можно отнести «мистика на троне» императора Александра I Благословенного. Временем духовного перерождения и психологической перестройки  этого российского монарха стал 1812 год, когда в ходе Отечественной войны ему пришлось сменить  привычный образ полководца на роль Отца народа, подвергшегося нашествию неприятеля, вступившего в сражение с Антихристом и в итоге победившего его. Император  Алекандр I Павлович  не считал христианский мир прочно и справедливо устроенным даже после окончания Венского конгресса и заключения на «вечные времена»  Священного союза. Он был уверен, что  подлинно евангельского единства Европа может добиться  только под эгидой России, поскольку её русский народ и глава избраны Всевышним для выполнения этой высокой  миссии. А посему потребовались  новые пути   развития социума, практические  мероприятия  на отмену  крепостного права, введение в стране конституции, систему   воспитания и просвещения  подданных в  нужном государству направлении -верному служению властям.  В самом деле, народ-победитель и народ-освободитель всей Европы не может больше находиться в крепостном рабстве, бесправии   и невежестве. Серьёзные противоречия между идеалами веры  и практическими требованиями  политики, гуманизмом и русским абсолютизмом, делали попытки  императора-мистика и как  светского главы государства всё более уязвимыми, туманными и непонятными для подданных — рабов и рабовладельцев. В своей затее изменить жизнь русского народа к лучшему, Император  Александр I попытался соединить несоединимое: желание дать России конституцию — с появлением военных поселений (прообраза военного коммунизма и трудовых коммун); неприятие крепостного права — с жестокими крепостническими порядками и распоряжениями, торговлей людьми; жалобы на отсутствие реформаторов-энтузиастов — с последовательным удалением от престола людей независимых и нестандартно мыслящих. В результате внутренняя политика Александра I  принципиально не отличалась от того, что делалось и творилось до него при бабушке… и потом в царствование его брата Николая I  — «жандарма Европы и цензора исторических наук». Отменил крепостное право император Александр II Освободитель, но Великая крестьянская реформа не сделала свободных землепашцев фермерами — «жить стало лучше, но  сложней», культура земледелия и животноводства оставалась на прежнем средневековом уровне. Из всех т.н. передовых и просвещённых дворян  70-х годов  настоящим гуманистом и просветителем был  крупный землевладелец, смоленский губернатор, радетель процветания  «Русского Севера», автор «Писем из деревни»  Александр Энгельгардт (1845-1903) который сумел у себя организовать рациональное хозяйство — образцовое хозяйство со школой для подготовки «интеллигентных землевладельцев».
     Исходя из этого,  следует  сделать вывод: любая попытка изменить мир к лучшему — это, прежде всего, вопрос о власти над людьми, а не забота о благоденствии и процветании  всего народа, в авторитарном, самодержавном государстве на первом месте  всегда стояли проблема укрепления  власти и безопасность правящей элиты, а социальные вопросы — на самом последнем месте. Всякая уступка власти в пользу построения в стране  щадящего управления народными массами, во все времена понималась властными элитами как очередное  моральное и политическое поражение. Всякая попытка гуманистов-реформаторов улучшить в стране общественное и государственное устройство, воспринимается авторитарным правящим режимом  как  покушение на власть. А это, как мы видим, значительно сокращает число гуманистов-реформаторов и авторов «золотых снов человечества. Кроме этого, сюжетов на социально-антропологическую тему  и  гармоничного (эффективного, рентабельного и гуманного)  государственного устройства не так уж много. Выбор небогат — от  него трудно уйти,  зато очень легко вернуться и снова наступить на грабли. Милитократия, теократия, бюрократия,  и плутократия. Они различаются источниками власти: сила, вера, управленческие  структуры и богатство. Милитократию сегодня представляет Египет, где военные  правят непрерывно уже около тысячи лет. Теократию представляет ныне Иран, бюрократию — Китай, плутократию, полностью контролируемую богачами — Британия и США, а милитократию, бюрократию и плутократию — современная РФ. Сегодня  она   мучительно переживает переход из  дезинтеграционная фаза в развитии государства  в интегративную.(Петр Турчин) Причём  в условиях  межэлитной конкуренции, повышенной конфликтности между правящими кланами и  народами, в условиях  затяжной войны России с Большим Западом.
      Сегодня, в «век раздора» и глобализма,      создать в России  новое  гуманное общественное устройство и  тем самым ненадолго  продлить  собственный «золотой век» так же невозможно, как и 300  лет назад при царе-реформаторе Петре Великом.      Авторитарный правящий режим стремится иметь монополию на всё, что связано с жизнью и деятельностью человека.  Монополию на жизнь и смерть,  на кредит и налог, на ростовщичество и финансовую кабалу,   на мир  и на войну,  монополию на манипуляцию массовым сознанием.  Главной движущей силой Нового Мирового Порядка  сегодня является  Финансовый Интернационал во главе с Всемирным Синедрионом, руководители мировых центральных банков, стремящихся преобразовать свою огромную финансово-экономическую мощь в глобальные институты политического и социального контроля. Центральные банки   как Федеральная резервная система  США,  являются государственными учреждениями только формально. На самом деле они находятся в частной собственности  приблизительно   300 семей, среди которых больше половины  семьи и кланов являются  еврейскими. Сложившая сегодня в мире ситуация грозит человечеству смертельными бедами и разрушительными войнами. Жесткая, беспощадная, лукавая, подлая  и бесчеловечная политика «скупых рыцарей», «братьев масонов»,  тайных борцов за новый мировой порядок  и мировую гегемонию порождает в народных массах самые немыслимые фантастические  предположения и выводы, например, что мировым сообществом управляют (контролируют и манипулируют  вовсе не  земные вожди Финансового Интернационала, а   ПРЕДСТАВИТЕЛИ  ВНЕЗЕМНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
       Власть без власти, без репрессивных механизмов, власть интеллекта, мысли и образа без насилия и репрессий,  в полном согласии с этическими  постулатами учителей нравственности древнего мира, эпохи Ренессанса и эпохи Просвещения  — вот  заветная   мечта многих гуманистов-философов и социальных реформаторов.
       Вероятно, и Пушкин мыслил себя гражданином парламентской монархии, в позиции некоего  вольномыслящего государственного  советника при государе-императоре по делам искусства. В качестве консультанта  по делам  искусства  как «чувственной  сферы культуры и государства». Но как оказалось,  самодержавная   власть  в таких культурных советниках, в  морально-нравственных ограничителях и учителях нравственности   никогда  не нуждалась и до сих пор не испытывает в них особой нужды. Как правило  их всех   с лихвой   замещал в одном лице сам авторитарный правитель, который  и  являлся умом, совестью и честью всей эпохи, был в своё время  самым человечным человеком, гениальным вождём народов и Отцом Отечества. Сегодня это проявляется не так грубо, зримо и навязчиво как в середине прошлого века,   культ личности в ином облачении и  содержании продолжается. А это значит, что никакие  социальные мечтатели и э энтузиасты  по улучшению правящего строя не нужны, как не нужны  мыслители и пророки, философы и футурологи.
      Не будем спешить вслед за певцом Генштаба писателем  Александром Прохановым  видеть в  президенте РФ Путине «олицетворение русской истории на её восходящем витке».Не будем спешить впадать в очередное заблуждение и разочарование.  Пока идет  вялотекущая (наступательная) война  на Украине (СВО)  о восходящем историческом витке судить трудно, в любой момент он может оказаться нисходящим, а долгожданная победа может в одночасье   завершиться или пирровой победой, или   позорным Брестом  и Хасавюртом. Россия — это метафизическая сущность, живущая вне времени и пространства, но проявляющаяся в исторических катастрофах и подвигах.  Чаще всего исход  войны определял не только военный потенциал противника и превосходство в живой силе и военной технике    не только, но и  роковой ход событий,  кантовская воля-причинность закон нравственности и  принципы благоразумия. В мировой истории случалось не раз, когда  от победы до поражения оставался один шаг, и  тогда случалось т.н. называемое  чудо — поражение немцев под Москвой, в Сталинграде и на Курской дуге под Прохоровкой. Случится ли такое чудо и на этот раз, сказать трудно. Если в прошлом веке  шла  война за мировое господство  между двумя противоположными политическими системами, то сейчас идёт война  завышенных амбиций олигархов-бизнесменов и финансистов,  гибридная война   между тщеславных претендентами  на мировое лидерство. Необходимо  признать, что нынешняя РФ — страна не совсем благополучная  изнутри во многих отношения, прежде всего,  в социально-экономических, идеологических, политических   и  морально-нравственных. Российский социум — это дикий капитализм, бизнес и преступность в одном флаконе. Когда нет идеологии и главный идол поклонения — деньги, нужна личная, персональная ответственность. И непроста в  нынешней политике России мы продолжаем наблюдать  колебания, двойственность, опасную склонность к «мнимости».
      У российских правящих  элит после кромешной Смуты 90-х годов сложилась весьма  дурная  репутация во внешнем мире. И это надо учитывать.   Российская элита в значительной её части  продолжает  торговать  национальными интересами страны ради сохранения собственного комфорта. Продолжаются скрытные  элитные разборки (игры в тени), где каждый клан пытается перетянуть «Русскую  историю»  на свою сторону, бросает  ей свой «исторический вызов», вместо того, чтобы принять во главе с Путиным Великим скромную роль инструмента в  мировой истории. Путина Великого ещё рано величать Отцом Отечества и Демиургом XXI века. Он пока, кроме речей о жертвенной любви к Родине и сохранении  национальных (семейных) ценностей, не произнёс своей главной  Нагорной проповеди,  он не осветил  народное сознание своим гениальным,   путеводным и плодотворным Смыслом/Идеей. Пока Путину нечего сказать народу о грядущем  новом Мировом Порядке,  ибо у него нет четкого плана будущего, кроме как победы над коллективным Большим Западом. А как дальше  жить на развалинах державы  после Победы оставшимся в живых — один Господь Бог знает. Одно ясно, что главной задачей победителей будет не умереть с голоду, от болезней и непосильного труда во время восстановления разрушенного.  Тогда  будет, как и 80 лет назад, в 1945 году,    не до жиру — быть бы живу. тогда  всем будет не до грёз о гармоничном, справедливом и счастливом обществе, о стабильном и щадящем государственном управлении: мы согласны всё терпеть — лишь бы не было войны! Мы давно на всё готовы—лишь не было войны! Мечтать не вредно, когда мечты и грёзы уголовно не наказуемы и за них не сажают в тюрьмы, не убивают и  прилюдно не сжигают на кострах.

23.11.2025, Колесование великомученика Георгия Победоносца.

    


Рецензии
Набрала в поисковике свою публикацию в "Литературной газете" "Человечества сон золотой", а вышла - Ваша. Зачиталась. Столько открытий! Надо подумать. Потом напишу.http://lgz.ru/article/chelovechestva-son-zolotoy/

Родлена Кир   09.12.2025 21:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.