Список получивших денежное жалование на Ельце

Мой предок Богдан (Куприян) Васильев сын Руднев был сотником в Ельце, упоминания о нём начинаются с 1593 года. В 1604 году по разборному списку и по сказке сотнику: Богдану Рудневу дано поместного жалованья 200 чети, денежного 6 рублей.
Все его потомки в XVII веке были служилыми людьми, часть из них была на военной службе, остальные служили подьячими -- площадными или в Приказной избе, то есть никто из них не входил в податное сословие.

Ждан Руднев (другое его, христианское, имя -- Абрам), сын Богдана, также начальный человек, как и его отец, погиб в Литве в 1655 году, в период Русско-польской войны 1654—1667 годов (Тринадцатилетняя война), находясь на службе в полку боярина и воеводы Василия Петровича Шереметева. Его имя упоминается в "Синодике по убиенных во брани", документе второй половины XVII в., рукопись хранится в Рукописном отделе Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.
В документе говорится:
" Убиенным же на государеве службе, которые были в литовских городех з боярином и воеводою с Василием Петровичем Шереметевым с товарыщи.
Ельчаном Ждану Рудневу с товарыщи.
И всех городов дворяном и детем боярским и всяких чинов ратным людем, на бою побитым и всякою нужною смертию скончавшимся, веч(ная) пам(ять)."

1622 год

По 200 чети

Ждан Богданов сын Руднев. Сказали про него окладчики и сам Ждан: поместья за ним в дачах 138 чети, однодворец. Будет под ним на Государевой службе с тово поместья конь в возу, ружья самопал да рогатина. Поместье ево пуста, запустела от татар. А писал-де я тое службу надеючись на государево жалованье. Собою Ждан добр. Денег ему с городом 7 рублев.

1655 год

Стан Елецкой

Городовые

По СН (250) чети

Ждан Кипреянов сын Руднев умре на службе

Один из правнуков Ждана Руднева--Иван Захарович, подьячий Елецкой Приказной избы c петровских времён, судя по описям множества дел по Елецкому уезду, в которых он упоминается, занимался интенсивной скупкой поместных земель в уезде, пик его активности приходится на 1726 год, первый год по окончании правления Петра I, когда Иван Захарович Руднев лихорадочно скупил одно за другим семь елецких имений у разных помещиков в рекордные сроки -- в течение десяти дней. И это была, не знаю, малая ли, но только часть его поместий, так как есть записи в Поместном приказе о покупке земель в разных деревнях и сёлах Елецкого уезда не только за этот период. Также встречаются прошения Рудневых в Поместный приказ, относящиеся к XVII веку о передачи им имений, в основном, их предков, (т. к. в то время детям боярским ничего не отдавалось "мимо родства"), но также и новых пустошей и "порозжих" земель в сёлах и деревнях и по урочищам.

К слову сказать, в Ельце была целая династия подьячих Рудневых, начиная ещё с XVII столетия, с сына Ждана Руднева, Феодосия Жданова сына Руднева (родной брат моего предка Арефия Жданова сына Руднева), затем Захар Феодосиев сын Руднев и т.д. Подьячие с такой фамилией служили не только в Ельце, но также в приказной избе г. Ефремова, в Приказе Казанского дворца, в Поместном приказе, Патриаршем разрядном приказе, в Московском отдаточном дворе, дьяк в Азове и др. Т. е. они не случайно вошли в состав служилой бюрократии, а принадлежали к числу старинных её представителей.

Во время правления Софьи Алексеевны елецкий подьячий Феодосий Жданов сын Руднев и его жена были заподозрены властями в расколе и вынуждены были бежать на Дон, чтобы не подвергнуться наказанию, может быть -- расправе. Первым делом Захария Руднева при заступлении на должность площадного подьячего, назначенного по принципу "сын за отца не отвечает" в 1682 году, было данное ему "иезуитское" поручение о розыске его отца и матери.

Кроме этого случая, жизнь их видна, в основном, как бы из окна Поместного приказа: главным образом известны сведения о покупке и продаже поместий, крестьян и дворовых людей, часто, но не всегда, происходивших внутри рода. Другие стороны их жизни, в общем-то, остаются неосвещёнными.

Часто интерес в этих делах вызывают только фамилии помещиков, с которыми Рудневы совершали сделки: Лутовиновы, Арцыбашевы, Кологривовы, даже Нелидовы (185 лет носившие фамилию "Отрепьевы", а ещё раньше звавшиеся "Фарисеевыми"; первовыехавшим из Литвы был Владислав Нелидовский). У одного из этих Нелидовых Иван Захарович Руднев когда-то купил поместье елецкого имения.

В 1760 году Михаил Феоктистович Прибытков, потомок знаменитого воронежского судостроителя сына боярского Мины Прибыткова (на коне с парой пистолей), участника Азовского сидения 1641 года, происходящего из рода воронежских купцов и пушкарей, купил у Прокофия Оболешева в Елецком уезде крестьян, принадлежавших когда-то Ивану Ивановичу Рудневу, сыну Ивана Захаровича.

Что-то мне всё больше кажется, что Прибытковы могли быть из поморов, не зря видно Мина Прибытков построил верфь в Воронежском уезде, где изготавливали струги-однодеревки, какие делали поморы. Некоторые из них вполне могли попасть в руки людям Степана Разина. Ведь в 1669 году по приказу боярина и воеводы, князя Григория Григорьевича Ромодановского 10 таких "моноксил" Прибыткова были переданы для отправки на Дон донскому станичному атаману воронежцу Якову Гавриловичу Веневитинову, перешедшему в какой-то момент на сторону Степана Разина. Яков Веневитинов пришёл за стругами в Воронеж вместе с одиннадцатью донскими казаками и тремя калмыками, людьми Солом-Церена тайши, приверженцами буддизма.

Анастасия Максимовна Руднева, внучка подьячего Ивана Захаровича Руднева, (в замужестве -- Сотенская, ранее писались как Сотницкие, старинный дворянский род), моя кровная родственница, жившая во времена правления Елизаветы Петровны, была дочерью Максима Ивановича Руднева, елецкого помещика.

Сын Анастасии Максимовны Рудневой, Гавриил Иванович Сотенский -- двоюродный дядя матери Михаила Федоровича Де-Пуле, Варвары Ивановны Сотенской, т. е. он приходится двоюродным дедом Михаилу Федоровичу Де-Пуле, действительному статскому советнику, который был известным литературным критиком и публицистом, оставившим воспоминания о поэте И. С. Никитине. М. Ф. Де-Пуле также занимался изданием исторических документов. Среди его предков со стороны матери был стряпчий Ларион Степанович Мерлин. М. Ф. Де-Пуле об этом не знал, в его родословной Сотенских ничего не говорится о Мерлиных. Я, его (Де-Пуле) свойственник (дальний), постарался найти и дополнить сведения об этом роде.

Возможно, елецкие Рудневы принадлежали к тому же роду что и Картелей Григорьевич Руднев -- московский дворянин воевода в Добром городище в конце XVII века, и в Серпухове в начале XVIII века. Как мне удалось узнать, в молодости его звали Андреем, Картелием (греческое имя Картерий) он стал называться после того, как стал занимать определённые должности начиная с сокольника и т.д. Среди его знакомых были: стольник Андрей Ильич Безобразов (казнённый при Петре I по подозрению в колдовстве), стольник Воин Афанасьевич Ордин-Нащокин (знаменитая личность, герой многих художественных произведений), стряпчий Партимофей Тургенев. Вместе с Партимофеем Тургеневым они начинали службу сокольниками.
Дядей сестры Картелия Руднева был Гай Федюкин, задворный конюх, придворный чин.
Может быть это был дядя и самого Картелия, он часто встречается с ним в одних и тех же документах, в поместных делах, и Федюкина -- это может быть фамилия  матери Картелия. Я так пишу осторожно, потому что прямого указания в документах на родство с Гаем Федюкиным у Картелия Руднева нет, но, кажется, родство подразумевается.

Особенно много детей боярских Рудневых было в XVII веке в Каширском уезде, с которым есть какая-то, пока не выясненная, связь служилых "по отечеству" людей Ельца.


РГАДА 210-12-319
Список получивших денежное жалование на Ельце в 1651 году за посольский размен на Волуйке.

От царя И Великого Князя Алексея Михайловича всеа Русии на Елец стольнику Нашему Федору Ивановичу Сомову [...].
Ивашка Сапелкина с товарыщи [...] человек [...] в нынешнем во 7159-м (1651) году были на Нашей службе на Волуйке для посольские розмены, а иным жалованья им на Волуйке не дано всем им [?] денежного жалованья по полутора рубли человеку. И то им ныне денежное жалованья послана на Елец с челобитчиком с ельченином с Ывашком Сапелкиным по полутору рубли человеку, а хто именем ельчане дети боярские на Нашей службе на Волуйке были на посольском розмене [?]

И как ельченин челобитчик Ивашка Сапелкин на Елец с Нашим денежным жалованьем прибудет, и ты б Наше жалованье велел роздать в Съезжей избе при сем все сполна полутора рубли, да о том к Нам отписал, и роспись кому Наше денежное жалованье роздал к нам слал за своею рукою.
Писано на Москве 7159-го (1651) декабря в 22 день.

Имяна ельчаном да ливенцом детем боярским которые в нынешнем во 7159-м (1651) году были на Государеве службе на Волуйке с окольничим со князем Федором Андреевичем Хилковым да з дьяком с Ываном Микитиным а Государева денежного жалованья им не дано.
И в нынешнем во 7159-м (1651) году февраля в 3 день по Государеву указу и по помете на выписке дьяка Григорья Ларионова велено им дать Государева жалованья по полутора рубли человеку и те деньги посланы на Елец на 29 человек с челобитчиком с Ываном Сопелкиным. На Ливны с челобитчиком Ваською Ефановым.

Елец

Иван Дмитриев сын Сопелкин
Мартин Иванов сын Очкасов
Ждан Купреянов сын Руднев (мой предок -- И. С.)
Сава Лукьянов сын Шаталов
Иван Фирсов сын Воротинцов
Онофрей Нефедьев сын Сухинин
Фома Савельев сын Григорьев
Микита Матвеев сын Щедрин
Степан Алексеев сын Измалков
Павел Семенов сын Моняхин
Варлам Лукьянов сын Козлов
Иван Харитонов сын Гриднев
Кузьма Григорьев сын Сальков (такая фамилия была у матери А. П. Гайдара, родственницы М. Ю. Лермонтова -- И. С.)
Степан Микитин сын Корчагин
Федор Харитонов сын Гриднев
Нестер Микулин сын Толстой
Дорофей Олфимов сын Понарьин
Моисей Романов сын Огнев
Федор Мелентьев сын Белоусов
Федосей Данилов сын Брежнев
Савостьян Игнатьев сын Монаенок
Прохор Васильев сын Коротеев
Феоктист Григорьев сын Коротеев
Алексей Потапов сын Меркулов
Федор Григорьев сын Молютин
Селиверст Васильев сын Молютин
Сава Иванов сын Лоухин (мой родственник -- И. С.)
Меркул Филипов сын Руднев (мой родственник, племянник Ждана Руднева -- И. С.)
Олфим Тимофеев сын Головин

Ельченин сын боярской Сидор Семенов ручал Ивана Сопелкина, что ему послана Государево денежноя жалованья на Елец сорок два рубли, и те деньги отвесть ему на Елец, и места поручика Игнатия Чернова, Совелья Пищулина руку приложил.

                *  *  *      

Царю Государю и Великому Князю Алексею Михайловичю всеа Русии бьют челом холопи Твои ельчане детишка боярские Ивашка Дмитриев сын Сопелкин, Жданка Руднев, Мартинка Очкасов с товарыщи дватцать девять человек.
По Твоему Государеву указу были мы, холопи Твои, на Твоей Государеве службе на розмене с окольничим со князем Фёдором Андреевичем Хилковым, и за тое службу указано нам дать Твое Государево жалованья по три рубли человеку. И мы, холопи Твои, били челом Тебе Государю здесь на Москве. И нам дано Твоего Государева жалованья только по полтора рубли человеку. А другая половина по полтора рубли указано дать было на ружье. И нам, холопем твоим, ружья не дано и деньги по полтора рубли из новгородские чети перенесены в Розряд, и нам бедным денег другой половины ни ружья не дадут и по се число.
Милосердый Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всеа Русии, пожалуй нас, холопей Своих, за наше службишко, вели Государь нам по Своему Государеву указу из Розряду ружье выдать.
Царь Государь, смилуйся пожалуй!


Рецензии