Воспитание человека жизненной средой воспитателя
И тем не менее, даже стопроцентное следование букве таких методических разработок в общем и целом имеет весьма скромный эффект по сравнению с реальной деятельностью того выдающегося педагога, принципы работы которого с его воспитанниками легли в основу какой-либо формализованной методики организации воспитательного процесса. Данный факт позволяет утверждать, что любая воспитательная процедура содержит в себе нечто такое, что принципиально нельзя формализовать в какой-то теоретической концепции, в соответствии с которой происходит разработка учебников и методических рекомендаций. Это «нечто» – душевность, проявляемая воспитателем при общении с воспитуемым. Главным же в этом вопросе представляется не само по себе проявление душевности, без чего никому не дано стать даже средней руки воспитателем, а сущностная нацеленность такого явления.
На самом деле, довольно широко распространена неправильная формализация предмета научных исследований в данной сфере педагогики. Исследователи пытаются, образно говоря, найти чёрную кошку в тёмной комнате при том, что в комнате кошки нет и в помине, то есть стремятся определить некий материальный агент, к примеру, импульс биоизлучения в момент яркой чувственной реакции воспитателя, исходящий в направлении воспитуемого. Это неверное представление о сути воспитательного процесса, поскольку воспитательное воздействие на воспитуемого производится не непосредственно воспитателем, а самой окружающей средой, в которой воспитатель создаёт определённую душевную атмосферу, активно проявляя характеристические качества своей личности. Так, в музыкальной среде человек воспитывается на основе музыкальной культуры, в технической среде – на основе техногенных ценностей жизни, в потребительской среде – как продвинутый потребитель, в воровской среде – как правонарушитель ради собственного обогащения и т.д.
Великие воспитатели достигали выдающихся воспитательных результатов не с помощью насильственного взламывания психики воспитуемых, а благодаря тому, что они, являясь высококультурными существами, везде, где бы они не находились, создавали вокруг себя душевно притягательную атмосферу всестороннего благоденствия, насыщенную их мыслеобразами гармонично развитых индивидов, какими в идеале они желали бы видеть в реале своих воспитуемых. Таким образом, воспитательный процесс состоит в восприятии воспитуемыми таких мыслеобразов, которые при своей первоначальной смысловой размытости поступательно приобретают отчётливое смысловое содержание. Воспринимая такие мыслеобразы, воспитуемый постепенно формирует качественные свойства своей личности, по мере возможностей копируя идеальный типаж того или иного мыслеобраза.
13.02.2024
Сергей БОРОДИН
Свидетельство о публикации №225112300027