Луис Бин - одинокий пророк. Выборы в США 1948 г

Благодарю профессора Теодора Розенофа (Theodore Rosenof)), автора историко-биографического исследования о Луисе Бине [1], за внимание к моей работе и представленные мне ценные материалы. Профессор Т. Розеноф помог мне установить контакт с дочерью Луиса Бина Mrs. Elizabeth B. Fountain, которой я выражаю глубочайшую признательность. Elizabeth Fountain выслала мне редкую фотографию ее отца и дала право на размещение фотографии в Интернете.
Кроме того от дочери Бина получен ряд документов, которые еще не были использованы в настоящей работе. Это: правленные Бином заметки о его детстве, краткая биография Бина и ранее полностью не публиковашееся пространное интервью с Бином (88 машинописных страниц), записанное на магнитофон 11 сентября 1970 года Джерри Хесс (Jerry N. Hess) и хранящееся в the Harry S. Truman Library.


Известно, история повторяется. Так, в ситуации завершения американской президентской кампании 2016 года просматривается множество черт кампании 1948 г. В 2016 году большинство полстеров и псефологов прогнозировали успех Хиллари Клинтон, но президентом был избран Дональд Трамп, победу которого предсказали совсем немногие.
В 1948 г. Джордж Гэллап, Арчибальд Кроссли и Элмо Ропер, верно предсказавшие победителя президентских выборов 1936, 1940 и 1944 годов, ошиблись в предсказании победителя 1948 года, но был один статистик – Луис Бин (Louis Hyman Bean, 1896–1994), который верно прогнозировал победу Гарри Трумэна.


Бин не был исследователем общественного мнения, он был аналитиком экономических и политических процессов и особое внимание уделял приемам прогнозирования электоральных кампаний. Он одним из первых начал использовать статистические методы в политическом анализе. Значимость его результатов признавали ключевые фигуры Чикагской социологической школы Чарльз Мерриам и Харольд Госнелл. Гэллап относил Бина к пионерам политической географии и отмечал его вклад в изучение соотношения экономических факторов и электорального поведения.
Бин родился в еврейской семье в Литве, входившей тогда в состав России. Ему было 10 лет, когда он вместе с родителями переехал в Америку. Еще в школе определился его интерес к экономике. В 1918 году, будучи студентом, он добровольно вступил в армию и в качестве лейтенанта пехоты участвовал в Первой мировой войне. В 1919 году был демобилизован, вернулся в университет и в том же году получил степень бакалавра. Проработав два года менеджером на мануфактурной бирже, Бин поступил в Гарвардскую Школу управления бизнесом, где получил в 1922 году степень магистра в области управления бизнесом.


В 1923 году Бин начал работать в Департаменте сельского хозяйства, в Бюро сельскохозяйственной экономики (Bureau of Agricultural Economics) – структуре, отвечавшей за сбор и анализ статистики. Его многолетняя деятельность включала изучение динамики цен на сельскохозяйственные продукты и оценку доходов ферм. Во второй половине 1920-х годов Бин исследовал зависимости между показателями развития сельского хозяйства и промышленности. На рубеже 1940–1950-х годов он занимался проблемами послевоенной экономики.
Бин часто повторял, что он, как загипнотизированный, следил за сбором и анализом электоральной статистики с 1896 года на уровне штатов и заметил в ней некоторую смутную упорядоченность. Анализ истории выборов, начиная с возникновения Демократическо-Республиканского противостояния в 1850-х годах, позволил ему обнаружить нерегулярное, но заметное чередование в установках избирателей по отношению к этим двум партиям. Циклы длились примерно по два десятилетия: первое Республиканское господство сменилось Демократическим всплеском, а затем партии сменяли друг друга. После 1930 года наступил «Демократический поток». Таким образом, возникала определенная база для прогнозирования избирательных кампаний.


Эти теоретико-эмпирические построения Бин изложил в 1940 году в книге “Ballot Behavior” («Избирательное поведение»). В ней делался вывод о том, что знание электорального поведения в течение продолжительного периода времени принципиально уменьшает неопределенность в предсказании итогов новых выборов. Гэллап отмечал полезность этой книги для всех, кто анализирует политические тренды.
Согласно воспоминаниям Бина, в 1940 году он пристально следил за всеми аспектами избирательной кампании и через помощника Рузвельта Джеймса Роу передавал свои выводы президенту. «Если Рузвельт знал меня, – отмечал Бин, – то, вероятнее всего, из-за этих материалов, хотя в то время мое имя появлялось в прессе чаще, чем в последние годы, в связи с проблемами сельского хозяйства». В 1940 году опросы проводились интенсивнее, чем когда-либо до этого. Практически еженедельно Бин получал электоральную статистику по каждому штату, и «Гэллап тогда делал огромную работу. Это позволяло наблюдать еженедельные тренды в силе партии президента в течение всей кампании». Выводы Бина не касались ведения избирательной кампании, от него не требовались рекомендации типа «в связи с тем-то необходимы такие-то речи» или «направьте президента в тот штат, а не в этот». Роу ждал от Бина интерпретаций отношения населения к политике, в том числе – к войне и участию в ней Америки. При этом Бин отмечал, что он и сам не знал, как все это использовалось.


В июле 1948 года вышло в свет наиболее известное произведение Бина “How to Predict Elections” («Как предсказать выборы»), где были приведены результаты удивительно точных прогнозов президентских и партийных выборов, состоявшихся в предыдущем десятилетии. Там же Бин предсказал, что на выборах 1948 года победителем станет Демократический кандидат. Широкий исторический и социально-политический взгляд на тренды экономической и электоральной статистики составлял ядро, суть прогностического метода Бина. Его лозунгом было: «Прошлое – ключ к будущему». Текущие обстоятельства подсказывали ему, как прошлое должно «взвешиваться и учитываться».
В сентябре 1948 года, основываясь на итогах опросов Гэллапа, Бин зафиксировал некоторый рост поддержки Трумэна; поэтому он предположил, что за Трумэна проголосуют многие из тех, кто на момент опроса еще не определился с выбором. Это означало, что в действительности Трумэн находился в лучшем положении, чем показывали данные Гэллапа. Бин оказался прав.


Обобщая многолетнюю статистику, Бин пришел к выводу, что, чем больше людей придет на выборы, тем вероятнее победа демократов. Поэтому в 1948 году он настаивал на необходимости активизировать участие населения в выборах, ведь остающиеся дома – потенциальные сторонники демократов.
Когда прогноз Бина осуществился, он стал легендарной личностью. Его называли «одиноким пророком» победы Трумэна, признавали «волшебником от статистики». Исследователи политики стали активно изучать метод Бина. Издатель книги «Как предсказать выборы» начал рекламную кампанию под слоганом: «О мистер Гэллап! О мистер Роупер! Очевидно, вы не знаете работу Бина “Как предсказать выборы”». Обыгрывая фамилии трех ведущих полстеров страны, говорили: «Что остановит галоп доктора Гэллапа? Кто остановит кросс мистера Кроссли? Был ли мистер Роупер (roper – канатный мастер) обвязан канатом?» Сам Бин, реагируя на поздравления, скромно отвечал, что его вердикты в значительной мере были удачным «политическим эпизодом».


Бин не противопоставлял свою методологию прогноза приемам исследователей общественного мнения; наоборот, он верил в их методы и строил свои заключения на основе их статистики. Теодор Розеноф, анализировавший творчество Бина, писал мне, что Бин в своем историческом анализе американских электоральных трендов использовал результаты опросов Гэллапа и других полстеров. Розеноф прислал мне выдержки из двух писем Бина Гэллапу. В первом (от 10 марта 1952 г.) Бин поздравлял Гэллапа с точным прогнозом результатов выборов в Англии и подчеркивал, что «все еще верит в опросы».
Подробнее: Докторов Б.З. Отцы-основатели. История изучения общественного мнения. М.: ЦСП. 2006. стр. 345-349.

1. Rosenof T. The Legend of Louis Bean: Political Prophecy and The 1948 Election. // The Historian. V. 62. No. 1. 1999.


Рецензии