опус 09. 02 традиция

Здесь выложена статья человека, взявшего себе псевдоним Индерь Белобог, под названием «О традициях и обрядах белых сибиряков» || см. ВК, сообщество «ЛПХ Глубинка». Белобог в славянской мифологии = бог удачи, счастья, блага || антипод Чернобог = богом тьмы, разрушения, страха. С календарной точки зрения статья интересна тем, что в ней описывается происхождение слова «колодар» = "календарь".

Вера, традиция, колесо.
У коренного населения Сибири не было понятия «вера». У нас была «традиция». Каждый род, хоть белый, хоть азиатский, жил по своей традиции, при этом уважая чужую, и ничего друг другу не навязывая, как это принято у религиозно-озабоченных людей. Традиция - это то, что противоположно вере. Вера, для меня и сейчас пустое понятие. У нас в традиции самым простым символом было и есть простое колесо от телеги. А ещё раньше, в незапамятные времена, колесо от боевой колесницы. Даже и сейчас в глухих деревнях Западной Сибири есть ещё некоторые дворы, где на обозрение выставлено тележное колесо. Оно может висеть на стене дома или на заборе, или над воротами, и даже просто лежать на крыше, обращённое к солнцу. Это значит, тут ещё живут люди, чтущие многотысячелетнюю Сибирскую Белую Традицию. Это ведь про нас, коренных староверов, пришлые христиане-старообрядцы говорили: «Живут в лесу, а молятся колесу». На самом деле, мы конечно колесу не молились, оно для нас просто символ, напоминание о ходе вещей и о первопричине самой жизни на земле - ЯрГа, катящееся по небу Солнце. А рисовали этот символ с колеса, как с простейшего образа, со спицами полукружными или «лучами с углом». Это обозначало движение/вращение нашего светила по часовой стрелке. Свастики есть правые и левые. Левая свастика вращается против обращения солнца = символ земной власти. Наша свастика правая = символ небесной власти. Рисовали их обычно в паре, поскольку ни та, ни другая, друг от друга неотделимы. Так что, когда видишь только свастику левую или правую, есть повод задуматься. Сейчас не видят этой разницы, хотя она так же велика, как небо и земля. А вот крест - однозначный символ проклятия в традиции. Им у нас даже детей пугали, как и попами христианскими. Выражения «крест наложить», то есть, окрестить, и «проклятье наложить» - это у нас полные синонимы.

Знание и действие.
В Сибири всегда были в почёте знание и действие. Традиция - это и есть знание прошлого. То есть, история рода, правила жизни, знание о своей земле, сохранение уклада жизни, почитание богов и предков, священных мест и передача всего этого последующим поколениям в виде сказов, былей, историй. Все, кто живёт сегодня на «постАрдынском пространстве» отличаются меньшей зависимостью от материального. Ни у кого нет потребительского отношения к миру, как и у большинства народов Азии. Что касается славян, то жизнь без излишеств была вполне осознанной. Ведь даже у наших не отдалённых ещё предков, сохранялся «культ не обладания». Когда чрезмерное владение вещами считалось не столько греховным, сколько нерациональным. Дело в том, что люди ведических времён жили в теснейшей связи с природой, и всю её вокруг себя (лес, луга, реку, горы) почитали своим домом, то есть, продолжением жилища. И брать от дикой природы лишнее считалось нецелесообразным, глупым. Ведь всё равно всё оно своё, а больше чем влезет - не съешь. Бралось ровно столько, чтобы хватало на жизнь. Мои деды и бабки показывая мне, что и как можно брать и есть в лесу, обязательно говорили, что нельзя полностью выбирать ту или иную траву одного вида на одном месте, иначе придя туда на следующий год, там ты это растение уже просто не найдёшь. Отношение к лесу-кормильцу было точно такое же, как и к собственному огороду или саду. Лишнего дерева не срубали никогда. И даже постройки обычно делали лишь на век человеческий, чтобы в землю потом ушло и глаза потомкам не мозолило. А западной культуре это как раз и не присуще. Культ вещей, культ потребления, накопительство, стяжательство - совсем всё это не наше. Я, сообразно с нашим сибирским традиционализмом, выработал для себя «концепцию потребительского минимализма», согласно которой, тот предмет, отсутствие которого у меня не приведёт к болезни или смерти, мне просто не нужен. Я бы мог купить пару машин, но пользуюсь ногами и велосипедом. А ещё раздаю или дарю кому-нибудь те вещи, которыми не сподобился воспользоваться хотя бы раз в полгода.

Обряд кремации.
На территории нашей Сибири, по крайней мере, по былям и фольклорной памяти, не менее 4500 лет бытуют ритуалы сжигания тел умерших. В нашем коренном роду это уже 150 с лишним колен. Это только те, что по памяти передаётся у бабок, а реально, думаю, гораздо дольше. Предание тел земле считается преступлением перед родом, так как медленное разложение плоти полагают самой страшной мукой для души. На костре же душу мгновенно отвязывают от тела, она не томится, уходит в Ирий и не испытывает желания слоняться в тех местах, где жила, а затем снова родиться. По нашей традиции человек не должен возвращаться к жизни сразу же, только через несколько колен. Это знают христиане, поэтому всех кого подозревали не только в ведовстве, но и в родстве с коренными язычниками, старались сжигать, часто заживо, часто целыми деревнями, чтобы исключить даже возможность возврата на добрую сотню лет непокорных душ. Тут, в Западной Сибири, это было всего-то 250-300 лет назад широкой практикой. В летописях своих писали, что староверы язычники «самосжигались». Но это гнусная ложь. Самоубийство у нас самый тяжкий грех. Поэтому попы при поддержке казаков загоняли непокорные семьи, роды и целые деревенские общины в сараи и избы, заколачивали и жгли. Христианское гноение тел вообще воспринимается как нечто жуткое, это не покойники, они маются и не покидают родственников многие годы, пока не рождаются снова и снова же ввергаются церковью в эту поистине адскую круговерть. РПЦ же, мало того что крест на живого человека от рождения налагает, так и после смерти ему в могилу втыкает деревянный крестообразный кол. У нас это самый ужасный символ проклятия. Человеческая душа долго вынуждена пребывать рядом с домом и своим кладбищем, так как связь с ещё не распавшимся телом очень крепка. Поэтому существовал и существует поныне этот древнейший ведический обряд «костёр». Этакая катапульта, отправляющая душу в Ирий небесный. В погребельный костёр кидали вещи умершего, которыми он при жизни пользовался и которые могли ему пригодиться в недолгом путешествии в Ирий. Так же клали на костёр еды на три дня пути + угощения для встречных людей и зверей, чтобы не были они ему по дороге горней поперечными. И близкие клали покойному в руки памятки: свои вещички, амулетики, украшения, игрушки, берёсточки, щепы и клубочки с посланиями для ранее ушедших родственников, которые уже ждут его у Ирийских врат. Пока костёр горел, посылали мысленные и устные послания, гадали ответы по трескам и щелчкам дров, по дымам. Большой костёр создавал сильный огненный вихрь, сжигавший всё недоброе и уносивший душу человека вместе с мыслями близких ему во след. Искры, летящие из костра, считали за успешно посланные вслед за умершим послания. Часть золы бралась людьми и рассыпалась по межам, для урожая. Но в основном всё развеивалось и пускалось по водам, что-то клалось под каменья. Так земное возвращалось в землю, а небесное без томленья устремлялось в высь. Это целые проводы на небо, великое торжество, где человек улетал как посланник, неся богам и предкам весточки от живущих. Считается, что иначе путь в Ирий долог, страшен и тяжёл. А все древние погребения европеоидов, что часто по Сибири находят археологи, могу точно сказать - результат культурных ассимиляций с другими народами. У других сибирских народов свои обряды погребения, в том числе и у тюрко-язычных. Наши просто не оставляли таких погребений, были только места сожжений, поминальные курганы, внутри которых нет ничего. Очень многие гробокопатели обломились, пытаясь искать в них драгоценности. Так что, какая-нибудь «алтайская принцесса», выкопанная на плато Укок, никак не может быть коренной белой женщиной. Скорее всего, она из смешанного рода. Тем более, что явно знатная особа. Такую особу у нас бы непременно после смерти кремировали. А пепел знатных особ у нас отправляли в путь по водам в лодочке, почти также, хотя и много позже, делали викинги и русы. Этот же обряд «кремация в костре» когда-то в Индию отсюда перекочевал, и практически там не изменился. Разве что из-за недостатка дров им это делать сложно и очень дорого. Многие из наших считают, что можно услугами крематория воспользоваться, по-современному. Правда, прах по обычаю всё равно развеивается в любимых местах умершего. Но всё же, большинство предпочитают своих усопших кремировать на обычных кострах. Наши деды всегда задолго к своему костру кедровые дрова собирали.

Обряд поминания.
В древнейшие времена, в Сибирских царствах, а может и по всей территории европейской части России, был распространён своеобразный поминальный обряд. У подножия холма, где, как правило, проводились сожжения усопших, каждый год втыкался в землю кол, на который водружалось коло = деревянная колода с вертикальным сквозным отверстием в центре. На этой колоде весь год отмечались самые важные события рода. И вот заканчивался год, старую колоду относили к поминальному холму, а взамен её деды тесали и начинали нарезать новую колоду. И так год от года около кургана образовывался поминальный круг из колод. Приходя поминать умерших родичей, все обходили вокруг холма и, останавливаясь у каждой колоды-календаря, вспоминали весь год, которому она соответствовала, при этом вращали её все вместе по часовой стрелке руками. А потом поминался предыдущий год, и так далее. Колод в кругах накапливались десятки и сотни. Сейчас у нас уже нигде этот древний обычай не сохранился. Но пришлые из дальних стран люди видели эти колоды, что-то перенимали. Сейчас во всех буддистских странах и по сей день этот древний ведический обычай присутствует в виде их молитвенных барабанов, которые суть и есть наши поминальные колоды, но изменившиеся за века и на вид, и по смыслу. Буддисты вращают эти полые внутри барабаны, с заложенными в них молитвенными текстами, посылая «на небеса» свои просьбы. Вот такими прихотливыми путями видоизменяются обычаи. В описанном мной нашем старом обряде фигурирует ещё одна любопытная деталь. Поминальная колода, будучи нанизана на кол, как горшок на штакетник, в обряде уже называлась не "колодарь", а "коло-кол" (колодарь на колу), и только так, а не иначе. Кстати, и дедЫ, отвечавшие за нарезания календарных и событийных символов и рисунков на колодарях, и проводившие эти поминальные обряды, назывались "колдунами". Возможно, от этого и пошло название «колдун». Вероятно, есть свидетельства и о более древних подтверждаемых традициях. Но я с ними пока не сталкивался.

P.S.
Общепринятые трактовки терминов:
1) вера = глубокая убеждённость в существовании, истинности, неизбежности чего-либо, не требующая доказательств и обоснований
2) традиция = наследие, передающееся от поколения к поколению в течение длительного времени
3) культура = ценности, нормы, обычаи, творческие достижения, создаваемые и усваиваемые человеком


Рецензии