Италия Сиена часть 10 Музей контрады Сова
Музей контрады Сова (Чиветта)
«Vedo e taccio»
«Вижу — и молчу»
За день до моего отъезда из Сиены Сильвия сказала:
— Сегодня мы пойдём туда, где молчат даже тени, в храм нашей памяти.
Она повела меня по узкой улочке , где стены были выкрашены в чёрно-белые полосы, как оперение ночной птицы. Воздух пах воском, старой бумагой и полынью. Мы подошли к историческому центру квартала. Музей располагался в трёхэтажном здании XV века- бывшего дворца Каппони. Внутри - уютный дворик.
-Здесь перед Палио проходят совместные ужины и благословляют лошадь- сказала Сельвия. Музей принадлежит самому кварталу и управляется старейшиной и волонтёрами. Он не публичный, даже для жителей других контрад вход ограничен. Для гостей же квартала — особый статус. Как говорит старейшина Совы:
«Тот, кто спит под нашими стенами, имеет право увидеть нашу душу — но только если попросит с уважением».
Над аркой — фреска совы: глаза — из красного стекла, будто живые.
— Это Сова, — прошептала Сильвия. — Квартал, который всё видит, но ничего не говорит.
- И ты не говори: “Я хочу посмотреть музей”-скажи: “Могу ли я прикоснуться к вашей памяти?” -и они откроют дверь» -напутствовала меня Сельвия.
У входа нас встретил старик в чёрной жилетке с вышитой совой на груди. Он кивнул — и открыл дверь.
— Это Риккардо, — сказала она, входя. — Бывший барабанщик. Он помнит все Палио, где Сова победила… и все, где проиграла.
- "Наш музей разделён на три зала, каждый — как глава в летописи чести" -тихим голосом сказал он.
Первый зал Побед был прохладным и тихим.
На стенах 18— шёлковых знамён, каждое под стеклом, каждое — слеза Девы Марии, застывшая в ткани.
— Вот 2009 год, — указала Сельвия на полотнище с изображением Мадонны под дубом. — Последняя победа.
— А почему они не выигрывают с тех пор?
— Потому что Сова не бежит за славой, она ждёт, когда слава придёт к ней.
Над одним знаменем висел маленький колокольчик.
— Если он зазвонит без ветра — к победе, — сказала Сильвия. — В прошлом году он тихонько звякнул в полночь. Мы все услышали.
Во втором Зале — зале Лошадей пахло кожей, сеном и железом.
На стене — подковы, вбитые в дуб. Каждая — с именем лошади и годом.
— Эта — Лампо, 1957-й, наша собственная «Молния» — Сильвия провела пальцем по ржавой подкове. — Она упала на первом круге, но встала и дошла до финиша. Пришла седьмой. Но квартал считает это победой.
А это седло без сёделки, на котором ездил легендарный жокей Анджело Мелони по прозвищу «Пикколо».
В углу стояло чучело лошади, глаза — из стекла,а грива — настоящая. Она погибла.
— Её чучело делал сам жокей, — сказала Сельвия. — Каждый вечер он приходил сюда и говорил ей: “Прости, что не удержал”.
Третий зал был Самый тёмный зал- Зал Тайн. Только одна свеча на столе.
На стенах — пергаменты, письма, договоры.
Здесь — архив квартала:
— протоколы с 1680 года,
— списки членовконтрады,
— письма жокеев,
— Здесь хранятся клятвы и предательства, — прошептала Сельвия.
А рядом — пустая вешалка.
— Для плаща того, кто однажды предаст Сову, — сказала она. — С 1656 года никтона неё ничего не повесил.
В день покровителя — музей превращается в церковь: там служат мессу, крестят младенцев. Для контрады музей — это не прошлое - это — настоящее, укоренённое в вечности, это — дом души квартала.
Когда ребёнок из контрады впервые входит в музей, ему не говорят:
«Смотри, это наше знамя».
Ему говорят: «Это — твои предки. Они ждали тебя».
А накануне скачек Палио в музее проводят «Ночь Совы»:
— все огни гаснут,
— только одна свеча горит у знамени 2009 года,которое мы выиграли после 32 лет без победы;
— дети квартала кладут руку на подкову и клянутся: «Буду видеть — и молчать».
Пройдя все три зала, мы вышли во дворик. Я была под огромным впечатлением от увиденного и рассказанного.
— Музей Совы — не про то, что мы выиграли, — продолжила Сильвия. — Он про то, что мы помним.
— А если Сова снова победит?
— Тогда колокольчик зазвонит сам, — улыбнулась она. — А сова на фреске закроет один глаз… и начнёт моргать.
И я поняла: некоторые кварталы бегут за славой.
А Сова — ждёт, когда слава сама постучится в её дверь.
По дороге домой Сильвия, помолчав, вдруг сказала : хочешь расскажу — самое интересное о Сиене, что редко рассказывают туристам: пять малоизвестных, но подлинных фактов:
1. Знаешь, как в средние века разносили новости?
Сиена — город-лабиринт с акустическим секретом: её улицы построены так, что шёпот на одной площади слышен на другой через два квартала. Это не миф — это акустический феномен, созданный средневековыми архитекторами. Один человек говорил у ратуши, и слухи летели по городу без глашатаев.
2. В Сиене нет соли в хлебе — это символ её независимости.
Это не экономия, а политический жест XII века: когда Флоренция наложила высокие пошлины на соль, сиенцы отказались от соли в знак протеста. С тех пор — это традиция. Говорят: «Наш хлеб без соли — но наша честь — солёна».
3. Сиена — единственный город в мире с «гражданством квартала»
В ней официально разрешено иметь два гражданства:
итальянское (государственное) и гражданство своей контрады (например, «гражданин Совы»).
Это закреплено в статутах кварталов и признано муниципалитетом. При крещении ребёнку выдают два паспорта — один государственный, другой — контрады.
4. Площадь Пьяцца-дель-Кампо наклонена к фонтану — как символ щедрости. Площадь спроектирована под уклон так, что вся дождевая вода стекает к фонтану Гая (Fonte Gaia). Это не инженерная ошибка, а средневековая метафора: «Богатство города -вода- течёт к народу». Даже в засуху фонтан полон — это сердце площади.
5. Сиена спасла евреев во время Холокоста .
Во время Второй мировой войны все 17 контрад спрятали еврейские семьи. Никто не сообщил фашистам. Когда немцы пришли искать, сиенцы показали пустые дома. После войны выяснилось: ни один еврей из Сиены не погиб. Город никогда не хвастался этим подвигом. Об этом говорит лишь один мемориал у синагоги: «Qui nessuno fu tradito» «Здесь никто не был предан».
- Вот такая она - наша любимая Сиена - с гордостью произнесла Сильвия.
Дорогая Сельвия, благодарю тебя от души за такую интересную экскурсию. Как жаль мне расставаться с Вашим уникальным сказочным городом, в котором я прожила целую жизнь. Я будто перелетела на машине времени в средние века. Впечатления от него у меня останутся навсегда, и возможно когда-нибудь , я обязательно сюда вернусь.
Фото из интернета Благословление лошади перед Палио
Использованы материалы из открытых источников и документы из архивов Сиены
Свидетельство о публикации №225112300643
Знаете, когда посещаешь такие города, кажется, что на краткий миг прикасаешься к самой истории, прикасаешься к легенде.
Да, и как может быть иначе, если течение жизни в городе-традиции, наверное, можно и так сказать, несмотря на все ветры перемен, бушевавшие в мире, продолжает сохраняться таким же, как несколько столетий назад.
И такая верность традициям достойна уважения, немногие могу похвастаться тем, что продолжают во всех аспектах жизни придерживаться заветов предков.
И это касается не только скачек, как видим, это пронизывает все стороны существования жителей Сиены.
А теперь и читатели, благодаря Вам, Светлана, смогли приобщиться к таким необычным традициям.
За что готов выразить самую искреннюю признательность!
С глубочайшим уважением,
И еще добавлю - и пусть Ваш "колокольчик" иногда звенит без ветра!
Сергей Макаров Юс 23.11.2025 19:51 Заявить о нарушении
Вот и закончился мой цикл по Сиене. Оказалось, что у многих он вызвал живой интерес. Сиена живет легендами - и не всегда разберешь где правда, а где вымысел. Но она навсегда осталась в моём сердце, как самый удивительный город Италии.
А впереди нас ждут Помпеи.
Благодарю Вас от души за отклик
Светлана Шершнева 23.11.2025 20:45 Заявить о нарушении