Илицюань традиция и современность
Илицюань - статьи:
http://proza.ru/2025/11/23/708
http://proza.ru/2025/11/23/667
http://proza.ru/2025/11/22/1990
http://proza.ru/2020/07/11/754
http://proza.ru/2018/02/21/745
http://proza.ru/2021/11/18/1977
http://proza.ru/2025/02/02/19774
Журнал Будо Глобал
Автор Максим Кожевников
2 мая 2024
Ссылка на источник
https://dzen.ru/a/ZjOkA-siNgQPu3fg
ЧТО БЫЛО В НАЧАЛЕ?
Извечный и неразрешимый вопрос — кто же сильнее: адепт традиционных боевых искусств или же боец школы современных спортивных единоборств? Судя по огромному количеству провокационных видео в интернете, влиянию моды и СМИ, ответ, на первый взгляд, очевиден. Однако споры не останавливаются, и каждой из сторон есть что противопоставить.
Что было в начале — курица или яйцо? Если традиция исчерпала себя, то почему школы традиционных боевых искусств продолжают жить, развиваться и привлекать к себе всё большее количество последователей? В чём секрет успеха? Ответ содержится в вопросе, и сегодня, в очередной раз, займёмся поисками истины.
Не первый раз будет написано и проговорено, но не лишним будет повторение, что первое и основное, отличающее традицию и спортивные единоборства — это методика подготовки учеников. Плюс, в настоящее время традиционными боевыми искусствами занимаются, как правило, в качестве хобби и увлечения. Спортивные единоборства строятся на других принципах и взаимоотношениях — правила и результат! Да, важно — в традиционных школах никогда не было правил проведения поединка. Правила переключают внимание и отвлекают от момента настоящего… Однако эту тему раскроем дальше.
Возвращаясь к спорту ещё важно отметить, что поединок в спорте — это, прежде всего, дуэльная схватка. Грандмастер Александр Скалозуб однажды привёл отличный пример, который оказался случаем из жизни — пейнтбол и реальная армейская подготовка. Теоретически, первое можно использовать для отработки тактических приёмов, навыков ведения боя, и так далее, в том же духе. Но углубившись в вопрос, становится понятным, что не стоит даже и пытаться. Тактическая подготовка бойца спецназа включает в себя распознавания вида огнестрельного оружия по звуку выстрела, отсюда вытекает понимание пробивной способности выстрела. Это понимание формирует выбор укрытия, а значит — выживание бойца на поле боя. В реальном столкновении нет места ни правилам, ни вторым шансам. Подготовка комплексная, направленная не на победу в бою по заранее заданным параметрам, а на выживание и нейтрализацию противника всеми доступными способами.
Так же и с традиционными стилями, и спортивными единоборствами. Отметим — никто вовсе не осуждает спортивные направления и соревнования, это лишь попытка сформировать правильное понимание сути вопроса.
Традиция учит понимать жизнь, чувствовать законы природы, быть подобно воде. Спорт — структурирован правилами, иными словами — человеческими законами, тренировочный процесс выстраивается на правилах. Даже незначительное изменение правил может полностью изменить рисунок боя. Традиция же следует по пути «Да Дао» — Большой Путь, законы, созданные не человеком, а природой.
Школа, о которой сегодня пойдёт речь, базируется на философии, на правильном выстраивании мышления, а затем и движений. Девиз школы — боевое искусство осознанности.
Илицюань — кулак силы и мысли, намерения и осознанности. В основе школы лежат философии Чань (Дзэн в японской традиции) и Дао. И дабы понять технический арсенал школы, разучить даже базовые упражнения, потребуется хорошенько пересмотреть своё восприятие момента, времени, движения и ощущений. Но не стоит бояться — тем эта школа и уникальна, что позволяет взглянуть на привычные вещи под совершенно новым углом. И результат не заставит себя ждать.
КОРНИ СЛОВА И СИЛЫ
Ныне Хранителем Врат (кит. Чжанмэньжень) и Патриархом стиля Илицюань является Грандмастер Чин Фансён. Он получил свои знания и навыки боевых искусств от своего отца, Грандмастера Чин Ликюна (1929 — 2014).
Основой Илицюань стало переосмысление и систематизация Чин Ликюном боевого наследия старинных школ китайского кунфу, традиции которых он унаследовал от своих учителей. Мастер Ли Сум обучал Чин Ликюна кулачному искусство в традиции южного Шаолиня, которое так и называлось Лицюань — «Кулачное искусство мастера Ли». Ещё одним стилем, который освоил Чин Ликюн, был Фэнъянцюань — «Кулак глаза феникса». Другие два стиля, традицию которых принял Чин Ликюн от своих учителей — Фунъян синьицюань — «Кулак сердца и воли из провинции Фунъян», и стиль Жуйи багуачжан, который можно перевести как «Ладонь восьми триграмм естественной воли». Позже уже его сын Чин Фансён дополнил систему Илицюань особой медитацией в традиции Тяньтай чжи-гуань.
Первая тренировка Александра Скалозуба с основателем Илицюань — Чин Ликюном. Куала–Лумпур, Малайзия, 2001 год
Стиль Фунъян Синьицюань дал Чин Ликюну основу работы с энергетической структурой тела и понимание принципов нэйдань (внутренней алхимии). Жуйи багуачжан глубже раскрыл Чин Ликюну работу в точке контакта и практическое понимание философских принципов даосизма. Фэнъянцюань помог мастеру лучше понять работу по точкам меридианов, а Чжи-гуань — практику работы с сознанием. Последний учитель Чин Ликюна мастер Ли Кимчоу обучал его практике вращающихся и липких рук.
По мере развития своего кунфу Чин Ликюн находил новые способы усовершенствования собранного им искусства. А это привлекало новых учеников. Так, в 1976-1977 году мастер вместе с группой своих учеников создал Ассоциацию Илицюань. В то время свободные занятия по боевым искусствам считались незаконными, поэтому для продолжения тренировок было необходимо создать официальную организацию.
В те годы юный Чин Фансён уже начал завоевывать Олимпы различных соревнований. В 1975 — турнир по карате, в 1977 — Full contact Lay Tai, также известные как «бои на помостах», в 1979 — турнир по туйшоу, «толкающим рукам», и многие другие.
А в 1991 году Чин Фансён переехал с семьёй в Калифорнию. В 1992 переехал в штат Нью-Йорк, где помогал строить и развивать буддистский монастырь Чжуаняньсы. Там Чин Фансён, развивал унаследованные от отца знания, формируя современную методику преподавания Илицюань. Постоянно находясь в монастыре, будучи уже зрелым мастером он продолжал самостоятельно тренироваться и обучал других. И тем самым развил теоретическую базу школы Илицюань, добавив медитацию в традиции Тяньтай чжи-гуань. Расширив понимание принципов Чань и Дао для достижения высших уровней Илицюань.
Одна из первых проблем, с которой столкнулся Чин Фансён в Америке, была разница в восприятии европейцев и людей Востока. Необходимо было пересмотреть манеру преподавания, систему школы для того, чтобы пройдя необходимые изменения школа смогла расти и развиваться дальше, уже в мире Запада.
ФИЛОСОФСКИЙ ЦЗЫБЕНЬГУН
Система Илицюань состоит из трех компонентов: теория — философские принципы и методика тренировок; базовые упражнения (цзыбэньгун) — объединение сознания и тела; работа с партнером — постижение себя через партнёра, понимание партнёра через себя. И все три компонента объединяются философией Чань и Дао. Как? Разберём дальше.
Основной акцент внимания ставится на ощущение настоящего, происходящего в данный момент. Внимание и концентрация на моменте, осознание того, о чём думаешь, внимание к тому как двигаешься являют собой процесс обучения и постановки базы. Философия и методы тренировок объединены здесь знаком «равно».
А дальше перед учеником ставятся следующие вопросы: что есть знание? Как ты можешь узнать? На чем основывается знание? Размышление над этими загадками сопровождается отработкой базовых упражнений, в ходе которых и происходит объединение сознания и тела.
Углубимся немного в термин «знание». Знание состоит из двух частей: знание из прошлого и знание из настоящего. Проще понять, о чём речь будет, если переложить эти вопросы на работу с партнёром. Тогда две части знания будут объединены точкой контакта с партнёром.
Но из одних вопросов вырастают другие: что есть прошлое, а что есть настоящее? В ответах на них кроется один из философских, фундаментальных суждений Илицюань. Ощущения — имеют прошлое, оценочные суждения — так же имеют прошлое, опыт тоже не отличился оригинальностью. Чем же тогда характеризуется настоящее? Ответ одновременно и прост, и не очень: фокусом на внимании.
Вернёмся же к точке контакта с партнёром. Находясь во взаимодействии предугадать движения партнёра можно только в том случае, если не пытаешься просчитать, предугадать его движения, а целиком и полностью сконцентрировавшись на точке контакта. Тогда тело начинает следовать за движениями. Всё, что для этого необходимо — чёткий акцент и концентрация на внимании.
Кунфу Илицюань включает в себя навыки, действия, мысли, образ жизни и дисциплину для понимания себя. Дисциплина для методичного изучения, диалога и знакомства с собой. Тренировки, проходящие под лозунгом «Настоящее», учат распознавать условия, в которых находится человек, и взаимодействовать с ними. Как? Момент настоящего — это диалог, контакт индивида со всем вокруг. А в диалоге лучше всего можно понять условия и причинно-следственную связь происходящего. Исходя из момента — осуществлять действия. Тут внимание! Действия буду зависеть не от «нравится — не нравится», не на опыте прошлых лет и ситуаций, а на ощущении настоящего в точке контакта с моментом.
Находясь в одной и той же ситуации несколько разных людей воспринимают её по-разному, что логично. Но если немного сместить точку зрения и посмотреть через призму Илицюань, то объяснить это можно так. Разное мнение, ощущения, настроения, действия и прочее в большинстве своём основываются на опыте, как было написано выше, а вот если восприятие точки контакта с настоящим строится исходя из внимания и концентрации на моменте, то и восприятие одной ситуации у разных людей будет… одинаковое! Опыт у всех разный, а настоящее — одно! Настоящее — это перехлёст линий прошлых событий в одной точке. И в этой точке находятся все.
Нет ничего более важного, чем что–либо ещё!
Говоря о восприятии момента, мне вспоминается доктрина самураев. В «Будосёсинсю» есть такие строчки: «Самурай должен прежде всего постоянно помнить — помнить днём и ночью, с того утра, когда он берёт в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги — что он должен умереть». Тем самым самураи использовали факт смерти как инструмент для формирования восприятия реальности, совершения поступков, построении суждений, да и вообще мировоззрения. Не буду сильно углубляться в особенности философии самураев, остановлюсь на этом.
То есть, факт смерти — это константа. Но её ожидание бросает тень личной окраски на все происходящее. А личная окраска мешает правильному знанию о моменте. Искажённое восприятие момента может повлечь за собой неправильные суждения, а неправильные суждения — такие же поступки.
Основу Илицюань составляют Чань и Дао. Углубимся в Чань. Буддисты нейтральны в своём отношении и реакции. Их знание и ощущения происходящего исходят из нейтральности, а у самураев — из смерти.
Что есть нейтральность? Середина, центр, пустота, баланс, наполненность, умиротворенность… нейтральность учит изменениями. Изменениям с изменениями.
Боевые искусства — системы естественные и натуралистичные. Природа характеризуется прежде всего тем, что она постоянно меняется своим непостоянством. Процессы перерождения, циклы жизни и смерти происходят постоянно… Поэтому, чтобы быть с природой, чтобы сохранять стабильность, необходимо непрерывно изменяться. Только тогда вы сможете пребывать в нейтральном состоянии.
Итак, мы подошли к ещё двум основополагающим принципам Илицюань — природность и изменение с изменениями.
ПУТЕШЕСТВИЕ В РОССИЮ
Основоположником Илицюань в России является мастер Александр Скалозуб. В 1998 году российский специалист, уже имеющий за плечами богатый опыт практики Винчун — Александр Скалозуб, прилетел в Нью–Йорк по работе. Его друг рассказал ему о мастере китайского кунфу невероятной мощи. Заинтересовавшись, Александр пришёл на тренировку. Проведя учебную схватку с Чин Фансёном пришло осознание, что друг не приукрасил достоинств мастера кунфу. Таким образом российский мастер стал личным учеником китайского мастера в Америке.
С 1998 по 2000 год Александр регулярно тренировался в монастыре Чжуан Янь Сы и развивался в Илицюань, а в 2000 году выиграл чемпионат мира по тайцзицюань «Наследие Тайцзи 2000» после чего получил официальное разрешение на открытие школы в России.
ФИНАЛЬНЫЙ АККОРД
К настоящему времени филиалы Илицюань находятся в следующих странах: Россия, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Польша, Словения, Словакия, Хорватия, Австрия, Великобритания, Германия, Италия, Норвегия, Болгария, Израиль, США, Канада, Казахстан, Нидерланды, Голландия, Малайзия, Сингапур, Япония, Австралия… Думаю, что это говорит только о том, что школа, основу которой составляют не физические нагрузки и функциональные тренировки, является действенной, общепризнанной и практически применимой. Важно будет отметить, что среди воспитанников Александра есть чемпионы по муайтай, К-1, кикбоксингу, дзюдо, ушу-саньда и других контактных стилей. А теперь вишенка на тортик — все воспитанники практиковали только Илицюань. О чём это говорит? Что, всё-таки, курица была сначала. И о том, что заниматься традицией надо так же упорно, как если заниматься чисто спортивными единоборствами. Можно достичь успеха как спортивной арене, так и в повседневной жизни. Потому что основа мышления будет выстроена одинаково правильно. Что на ковре, что в жизни. Чань и Дао.
Свидетельство о публикации №225112300667