Дубровский. Как я прочитал это произведение

               
     Вступление.
   Мне кажется, что некоторые произведения классической литературы XIX века их авторы вольно или невольно сделали, так сказать, двухслойными. Первый слой… своего рода пенка, но не вкусная, как на какао, а как на бульоне, которую снимают и выбрасывают, а если оставляют, то бульон будет мутным и невкусным. К таким произведением, на мой взгляд, относится и повесть «Дубровский».

   Пенка на "Дубровском", это первое впечатление о благородстве отца и сына Дубровских, которое складывается не без влияния учителя или одноименных экранизаций, в зависимости от того, кто или что первым воздействовал на шестиклассника. Именно эту пенку надо снять и выбросить.
Давайте оценим персонажи повести, руководствуясь исключительно последовательностью событий и логикой. 

     Дубровский старший.
   «Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова.»

   Следовательно, пороки Троекурова не были чужды и Дубровскому старшему, но вот его бедность не давала им развернуться, а то и у него был бы гарем, а по поместью бегало бы много его копий. Впрочем, далеко не факт, что ни гарема, ни побочных детей у Дубровского ст. не было.
 
   Следует отметить, что Дубровский ст. беден не потому, что скромен, а потому что содержит сына гвардейца, у которого масса карточных и, наверное, иных прочих долгов, которые едва ли покрыла бы вся стоимость имения Дубровских, то есть, в любом случае Владимир остался бы без имения. Кроме того, у Дубровского ст. есть псарня, то есть её содержание тоже чего-то да стоит, к тому же псарь для крепостных… такой же паразит нахлебник, какими являются оба Дубровских. Не исключено, что псарь объект ненависти и презрения кистенёвцев. Интересно узнать о судьбе этого псаря. Кроме псаря в нахлебники был выведен и Гришка – денщик Владимира.
   Вообще, мне непонятна преданность крепостных Дубровским.

   Что-то мне не верится в революционность Дубровского ст, а вот в наличие зависти и жёлчности запросто, ибо с чего бы иного он так вдруг озаботился сопоставлением уровня жизни собак и крепостных Троекурова. (Пример: достаточно вспомнить полуразвалившуюся избушку бабушки «рыжего бесёнка». «... полуразвалившейся избушки, первой с края»… первая с края полуразвалившаяся? То есть вторая, третья и т.д. тоже полуразвалившиеся?). Значит причиной ссоры стали даже не неосторожные слова Дубровского, а сказанные им с намерением уязвить Троекурова, иначе его фразу объяснить никак нельзя. А может быть и оскорблён Дубровский ст. был не столько отповедью троекуровского псаря, сколько тем, что его псарь не смог бы так же ответить даже более захудалому барину, чем его хозяин.
   Мог бы Дубровский ст. выйти из критической ситуации без потерь? Да без проблем: хлестни он псаря арапником да скажи: «Попридержи язык мерзкий холоп»! Может и было бы это Троекурову неприятно, но не было бы оскорбительно, не то, что ультиматум.

   Был бы Дубровский ст. примерным отцом и хозяином, он бы не позволил определиться сыну в гвардию, а настаивал бы на реальном образовании и статской службе, уж ему-то непременно известно было, что нищему дворянину в гвардии, кроме долгов, делать нечего. Вместо охот и собаководства Дубровский ст. должен был озаботиться восстановлением документов на имение, в чём Троекуров непременно и с удовольствием помог бы ему. Каким образом его сын вступил бы в наследство, не имея возможности подтвердить своего права на него?
   Удар, случившийся с Дубровским ст. едва ли мог случиться исключительно из-за якобы несправедливости судилища, а был результатом всего образа его жизни – жизни неудачника во всём.
   Резюме: не знаю как вы, а я не нашёл не единой положительной черты в образе Дубровского ст., каким он представлен нам Пушкиным.

     Троекуров Г.П.
   Распущенность барина Троекурова не подлежит сомнению, следовательно барином он был образцово-показательным, поэтому совершенно непонятно, почему отставной поручик Дубровский пользовался у него уважением. Если бы Андрей некогда спас ему жизнь, то Кирилла Петрович непременно помогал бы ему продвинуться по службе, даже при вполне возможной бесперспективности своего протеже. В обычной же жизни… отставной пожилой поручик не более, чем предмет для вышучивания. Надеюсь, я доказал, что носителем каких-то морально-нравственных качеств Дубровский ст. не был. Знание им тонкостей псовой охоты едва ли являлось уникальным, следовательно дружба Троекурова генерал-аншефа, (2 класс по Табели о рангах) и Дубровского ст. (поручика 13-12 класс) было проявлением его демократизма, пусть и необъяснимого иначе, чем капризом.
   Проявлением его демократизма было и то, что он был не прочь выдать Машу за Владимира, чем исполнить мечту последнего, как бы не спесь Дубровского старшего
Необходимо отметить, что Троекуров приезжал к Дубровскому, чтобы, скажем, выпить мировую, но нарвался на хамоватого сыночка с известными последствиями для этого сыночка – достойного продолжателя дела своего отца.

     Дубровский младший.
   «Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости.» Не о любви, подвигах и славе мечтал юнкер Дубровский, а о богатстве! Воистину романтичный юноша - поборник чести, носитель самый высоких идеалов!
   Есть некоторые разночтения в возрасте Владимира: 20 или 23, но в 23 года быть всё ещё юнкером, то есть болтаться между сержантом и офицером?
   В пользу Владимира говорит то, что он не знал истинного виновника ссоры отца с Троекуровым, но это же говорит и против него, так как он мог, а может быть, и должен был выяснить причину из перво- нет из второ-источника, то есть нанести визит… вежливости Троекурову, благо езды было всего 10 минут, но в кадетском корпусе, вероятно, не давали понятия о презумпции невиновности. Вообще неплохо было бы ему узнать из-за чего сыр-бор разгорелся, а не пускать дело на самотёк.
Вынеся вердикт, что приказные не виновны он распорядился сжечь их, интересно, что он сделал бы с виновными? Ах да, он ограбил и отпустил Спицына, которого счёл виновным, а Троекурову вообще никакого вреда не причинил, если не считать убийство медведя местью. Ещё он отомстил ни в чём неповинной Маше, так как без появления в её жизни Дубровского, Троекуров едва ли выдал бы её за своего ровесника.
   Как ему было не влюбиться в Машу – богатая и красивая, а уж богатая! … но и красивая! Каких-то иных её качеств он не мог рассмотреть также, как их не увидел и сам Пушкин!
Это только по мнению Владимира он обогатил подельников, на самом же деле они все вместе едва ли получили хотя бы столько же денег, сколько присвоил их предводитель.
   Распуская же шайку, он обрекал её участников на каторгу или солдатчину.
Не подлежит сомнению, что со своими долгами Владимир не расплатился, иначе это было бы известно Пушкину. Вот вам и благородство…
   А не претит ли читателю, что крепостные своего нахлебника и разорителя Владимира Дубровского называют "кормильцем"?

     Кузнец.
   Наименее притесняемый крепостной, поэтому наиболее авторитетный в Кистеневке мужик, он активен и априори за Дубровского, так как конкуренции с покровским кузнецом мог и не выдержать.

     Прочие же крепостные.
   Они, как утята: кто движется – тот и мама. Ещё их привлекла воля, в смысле отвязность, а на грабёж подняться гораздо проще, чем на защиту… экологии, например. В результате из крестьян превратились через грабителей и разбойников в татей, так как убивали своих же братьев, только в шинелях. Просто было сказать холостяку Дубровскому: «Идите куда хотите», а как быть семейным крепостным?    
   Дальнейшая судьба крепостных кандалы и каторга или солдатчина.
   Небезынтересно, как пережили зиму семьи крепостных-погорельцев.

     Местные власти.
   Кроме продажности ещё и некомпетентны. Достаточно было в Кистеневке разместить небольшой гарнизон и переловить всех членов шайки по одному, так как они непременно проведывали свои семьи и помогали как-то выжить погорельцам.
   Зимой было бы ещё сподручнее обезвреживать шайку – натоптанные тропинки, дымы от костров заметнее, чем в любое другое время года.
   Дремучий лес хорошая метафора, но до города семь верст, рядом по крайней мере три села, на самом деле ещё больше, и Волга, то есть естественное барьерное место. Прав, наверное, был Троекуров, укоряя местные власти в продажности, но в таком случае хабар шайки был ещё меньше

     Бедная Маша
   Только из-за причуды отца с медведем она обратила внимание на Дубровского, а то так бы он и пребывал в ранге… мебели. Её любовь можно назвать эффектом присутствия, так как молодёжи в имении Троекурова не бывало, а если и была, то подобострастие к её отцу едва ли способствовало её увлечению кем-либо.
   Если в обычной жизни генеральская дочь из популярного некогда романса прогнала титулярного советника (9 класс по ТоР», то какие шансы были у юнкера, вообще не предусмотренного Табелем о рангах, как бы не апломб его батюшки  и медведь её батюшки?
      Саша***.
    Совершенно неповинно пострадал от Дубровского, который лишил его возможности выучить язык с помощью француза, будем надеяться, что временно.

Вывод. 1. В романе нет положительного героя, кроме Дефоржа**, все остальные отрицательные, а Маша так и вообще никакая.
2. Пушкин показал всю отвратительность барства, что богатого и всесильного, что бедного и слабого.
3. Барство Троекурова всё же предпочтительней тем, хотя бы, что он хранит дружбу с человеком, который несопоставимо ниже его в любом отношении, что такая категория, как совесть, ему не чужда. Даже его матримониальные планы насчёт Маши и Владимира говорят о его демократичности.
4. Дубровский старший был бесперспективным офицером, иначе его выход в отставку поручиком объяснить невозможно. Только зависть толкнула выговаривать Троекурову за грехи, которые и ему самому были не чужды.
5. У Владимира едва ли были перспективы по службе, так как в его возрасте быть юнкером... даже не смешно. Мечты же Дубровского не простирались далее удачной женитьбы, вероятно, на вдове, так как дочь за нищего и бесперспективного полу-сержанта-полу-офицера никто не отдаст. Может Владимир и обогатил по своим понятиям подельников, но разорил их семьи, спалив их избы и лишив их кормильцев.
6. Маша никогда даже не подумала бы о Дубровском, как возможном супруге, как бы не романтическая литература и... папенькин медведь.
7. Князь Верейский - вполне достойный представитель своего сословия.
8. Поскольку Кистенёвка перешла во владение Троекурова, совсем не исключено, что он способствовал выживанию кистенёвцев зимой после пожара и ухода мужиков в разбойники, что опять же должно добавлять ему симпатий читателей.


-----------------------------
*-До 1797 г. генерал-аншеф соответствовал полному генералу, стоявшему рангом ниже фельдмаршала. Звание соответствовало второму классу Табели о рангах. Г-А было всего 7! А поручикам в отставке, а тем более юнкерам, и счёт, вероятно, не вёлся!
**- он приехал в далёкую и чуждую ему страну, чтобы своим трудом содержать старушку мать.
***- любителям прообразов и аналогий. Не предрекал ли Пушкин появление другого Саши - Герцена?               


Рецензии
Александр! Здравствуйте!
Мне тоже всё это бросалось в глаза, но я пошла другим путём:
для кого это писалось? У Пушкина же:
..."Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил".

"Мух давил" - это не в прямом смысле.
Он постоянно был "под мухой". А настоящих
мух не давят - прихлопывают, бьют. Пушкин не мог
этого не знать и рифму подобрал бы на раз.
Выражение "раздавили бутылку на двоих" - распили,
а он в одиночку "давил".

Вот эти полупьяные "читатели" могли вникнуть в нестыковки?

Романы писались для читательниц-девиц, которые могли болтать на нескольких
языках, но на каждом языке самую обыкновенную... чушь...
"Чудо какая глупенькая!",- некоторые открыто восторгались этими барышнями.

Но и в советские времена подобного "добра" навалом: молодые специалисты
в первый же день на производстве стучат кулаком по столу - учат, сточивших
на этом деле зубы, работать. У читателей, и зрителей дух захватывает: какой
прогрессивный!.. Аааа! Уууу!

С интересом читала, с удовольствием говорю о прочитанном.

Спасибо. Хорошо и убедительно пишете,

Дарья Михаиловна Майская   01.12.2025 17:19     Заявить о нарушении
Здравствуйте Дарья!
Едва ли "Дубровский" был написан для девиц. Пушкин вполне понимал и пытался объяснить читателям от которых что-то зависело, что барство, это порок страны и из-за барской глупости и спеси могут произойти великие беды.

"Муха" - это рюмочка 25 граммов. Был ещё мерзавчик - 62 гр.

Спасибо за отзыв!

Александр Старостин 3   01.12.2025 18:11   Заявить о нарушении
Вы полагаете, Дубровского Пушкин писал адресно?
Это роман, с романтическими отношениями, хотя,
по объёму не более повести.
Я только подчеркнула уровень читателей, приведя пример
и из советской литературы, ставшей основой кинематографа.

Я читала о Старом и Новом Завете. Священниками разъясняется,
что были сделаны поправки на уровень верующих в разное время...

Удачи Вам,

Дарья Михаиловна Майская   01.12.2025 18:29   Заявить о нарушении
"Был ещё мерзавчик - 62 гр."
Ведро - 12,299 л. Мерзавчик, он же шкалик, - одна сотая ведра. Чаще пишут, что мерзавчик - 61 мл.

Алексей Аксельрод   01.12.2025 18:45   Заявить о нарушении
Мерзавчиком и "четвёрку" называют)

Дарья Михаиловна Майская   01.12.2025 18:49   Заявить о нарушении
а сколько это пол диковинки?

Александр Старостин 3   01.12.2025 20:31   Заявить о нарушении
Дарья, полагаю, что вся литература адресная

Александр Старостин 3   02.12.2025 07:28   Заявить о нарушении
Возможно и так.
Даже на вид нейтральные произведения
можно выглядят как гэтсбинг. Это как
у кавказцев: говорю дочери, а сноха пусть слушает))

Дарья Михаиловна Майская   02.12.2025 16:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.