Три звездных переправы

Судьбы многих из ветеранов Великой Отечественной войны не только изобилуют неожиданными эпизодами, но и с трудом умещаются на географической карте Евразии, демонстрируя величие действий нашей прежней общей родины - Советского Союза.

В краю теплом и сытном
При подробном знакомстве с историей семей оренбуржцев легко выяснить, что большинство из них были неплохо знакомы с «полуденными  странами» - то есть с Казахстаном и Средней Азией: три последних века  наши земляки там торговали, воевали, строили заводы и каналы, работали в самых разных сферах науки и культуры. Кроме того десятки тысяч людей уехали в благодатные южные края, спасаясь от голода 1921-1922 годов, еще столько же оказались там с ярлыками «расказаченных», «раскулаченных» или просто «политически неблагонадежных». Сейчас трудно сказать, каковы были причины отъезда семьи Гридасовых из с.Ключевка; однако точно известно, что накануне войны они поселились неподалеку от Ташкента - в г.Янгиюле. Семнадцатилетний Анатолий Гридасов тогда сразу же устроился работать на консервный завод: это было время бурного развития консервной промышленности Узбекистана - «фруктового сада СССР».

География войны
Однако вскоре грянуло 22 июня 1941, и Анатолию, как и миллионам его сверстников в стране, пришлось сменить профессию. Именно тогда, в самом начале войны, вместе с сотнями уже готовых к сражениям с фашистами молодых парней, он с удивлением обнаружил, что его воинский эшелон направился из Ташкента вовсе не на север – к фронтам Великой Отечественной, а в противоположном направлении - к границам Ирана! Ни он, ни его будущие сослуживцы призванные из Ашхабада, Фрунзе, Сталинабада, не знали, что там в те дни начиналась уникальная совместная операция советских и английских войск «Согласие», предотвратившая вступление Ирана в войну на стороне фашистской Германии. 27 августа на иранскую территорию выдвинулись части 53-й Отдельной армии Среднеазиатского военного округа, где в рядах 430 стрелкового полка оказался и рядовой  Гридасов. Иранские войска «доблестно» разбежались или сдались в плен, практически не оказав сопротивления. Понимая, что дальнейшего сопротивления не предполагается, руководством СССР  уже 9 сентября 1941 года было принято решение освободить из плена всех иранских солдат. Что же касается трофеев, то вооружение, снаряды, автомобили и прочее имущество красноармейцы вывезли на территорию Советского Союза - пригодятся на фронте против немцев!
До конца года большинство советских частей было переброшено с территории нашего южного соседа на фронты Великой Отечественной - держать их в оккупированном Иране не имело смысла. Но те дивизии, что оставались в Тегеране, Мешхеде и Исфагане, помимо обеспечения порядка, еще и готовили кадры для войск практически по всем специальностям так нужным фронту: в том числе действовали полковые и дивизионные школы сержантского состава для связистов, саперов, авиационных  стрелков-радистов. Одну из таких школ связи в Тегеране окончил и А.Гридасов, который в начале 1942 года был направлен на Калининский фронт, в Подмосковье, а затем под Воронеж.

Нервы войны
Войны во все времена жизненно зависела от связи. Много веков назад ее обеспечивали конные курьеры и пешие посыльные, под стрелами врагов с риском для жизни доставлявшие отрядам и эскадронам приказ на атаку или фланговый удар; затем технический прогресс «придумал» не только самолеты и танки, но и телеграф, телефонные кабели и радиостанции.  Кстати, телефонная катушка «специалиста телефонных кабельных линий» роты связи 118 стрелковой бригады, кем и был назначен  в сентябре 1942 года Анатолий, весит добрых двенадцать килограммов! Если учесть, что линию приходилось часто тянуть ползком по грязи и снегу, латая разрывы на ней после обстрелов и перестрелок, то можно примерно представить боевую работу связиста… Фронтовой юмор очень точно характеризовал образ сослуживца-связиста в частушке:
«Шея в мыле, морда в грязи,
 к нам ползет начальник связи!»

Особую трудность для связистов представляло установление связи через водные преграды: линию нужно было прокладывать по дну реки, что предполагало и починку ее с подъемом на плот или лодку, часто под обстрелом. Нередко приходилось, сложив катушку с кабелем, а также гимнастерку и сапоги на пару бревен, плыть через реку, толкая перед собой импровизированное «плавсредство».
В августе 1943 года стрелковая бригада А.Гридасова была включена в состав 136 гвардейской стрелковой дивизии. После разгрома на Курской дуге немцы надеялись на «Восточный вал» - укрепления на правом берегу Днепра. Именно они, по замыслу Гитлера, должны были остановить продвижение Красной армии. Немцы начали стремительный отход на запад, известный в истории Великой Отечественной, как «Бег к Днепру»; и Красной Армии пришлось их не менее стремительно преследовать, что дало возможность с ходу занять двадцать с лишним плацдармов на правом берегу реки. Части 136 дивизии уже 5 октября захватили передовыми подразделениями Казачий остров – маленькую полоску суши между Дарницей и Киевом, стратегически важную из-за наименьшей глубины реки возле него. Это позволило им обеспечить форсирование Днепра и создание плацдарма, как для себя, так и для других частей своего корпуса. Что пришлось при этом испытать связистам - сейчас рассказать никто уже не сможет, но факт того, что сержант Анатолий Гридасов получил за форсирование Днепра свой первый орден «Красной звезды», говорит сам за себя!
Боевой путь гвардейской дивизии прочертил на карте маршрут через Украину, Чехословакию, Польшу, Германию. И здесь на пути парня из Ключевки снова были великие реки Европы - Висла, а затем Одер, за обеспечение связи через которые он получил еще два ордена «Красной звезды»!

Отсечь врага от моря
Пожалуй самое  кровопролитные бои 136 гвардейская дивизия вела  в феврале 1945 в ходе Восточно-Померанской наступательной операции. Главной задачей для Красной Армии здесь было отсечение частей врага от Балтийского моря, на побережье которого спешно эвакуировались остатки армейской группы «Север», прижатые к морю на территории Латвии.
Занимавшая здесь оборону немецкая группа армий «Висла» насчитывала более тридцати дивизий и бригад, в том числе восемь танковых дивизий, десяток гарнизонов крепостей и восемь боевых групп. Кроме того, на аэродромах Восточной Померании базировалось около трехсот самолетов различного назначения. Активную поддержку сухопутным частям оказывал и немецкий флот, корабельная артиллерия которого наносила удары далеко вглубь территории.
На пути наших войск стояли два главных укрепрайона вокруг портов Гдыня и Данциг. На юго-востоке от Данцига проходил канал, и местность в целом была непроходима для танков; кроме того, с этой же стороны находились и хорошо приспособленные к обороне форты старой крепости. В самом Данциге все каменные здания также были подготовлены для ведения огня -  оборудованы позиции для артиллерии, окна домов заложены мешками с песком и кирпичом; кварталы были соединены траншеями; на главных улицах сооружены баррикады, а все перекрестки улиц простреливались с нескольких направлений из дотов и дзотов.
Также основательно была укреплена и Гдыня - вокруг нее было сооружено две полосы обороны; в радиусе двенадцати-пятнадцати километров от города была подготовлена практически непрерывная цепь окопов, заграждений и траншей с артиллерийскими позициями, дотами и дзотами, усиленная минными полями. Гдыня также была подготовлена к уличным боям: город был перекрыт баррикадами, танкоопасные участки заминированы. Такая мощная оборона была вызвана тем, что территория Восточной Померании была уже провинцией  самой Германии!
На всей линии наступления завязались ожесточенные бои, которые с небольшими перерывами шли днем и ночью. Они носили столь упорный характер, что продвижение советских войск в иные дни исчислялось лишь сотнями метров. Иногда уничтожение крупного опорного пункта обороны занимало несколько суток. 28 марта 1945 года после длительных, упорных и кровопролитных боев 70 армия, в состав которой входила и 136 гвардейская дивизия, наконец освободила Гдыню. В боях за город немецкие войска понесли невозвратные потери более чем в пятьдесят тысяч солдат и офицеров; лишились сотни танков и бронемашин, другой техники и вооружения. Кроме того, гвардейская дивизия захватила в порту двадцать различных кораблей. В том числе крейсера «Шлезвиг», «Шлезвиг Гольштейн» и «Гнейзенау».
Следующей и заключительной целью для 136 гвардейской дивизии стал Берлин, который она брала в составе 2-го Белорусского фронта, где перед  солдатами была не только последняя крупная водная преграда - Одер, но и многочисленные каналы, затопленные станции метро столицы Германии. И вновь вместе с саперами наши связисты обеспечивали стремительное наступление Красной Армии. Здесь, в Берлине и закончился военный маршрут длинной в четыре с лишним тысячи километров по дорогам Евразии связиста из маленького села Ключевки - Анатолия Гридасова.
В Оренбуржье он вернулся только через два года после окончания войны: связиста с хорошим образованием и огромным боевым опытом долго не хотели демобилизовывать. Грудь сержанта украшали три ордена «Красной звезды», медали «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией», ряд других наград. Воин вернулся к мирному труду. Анатолий Иванович Гридасов больше двадцати лет проработал на Новосергиевском узле связи, а также несколько лет прокладывал телефонные линии по всей Оренбургской области.


(автор статьи В.Дубовицкий)


Рецензии