31. 10. 25 Руново. Любишь ли Меня
https://t.me/flavianow/63238
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы очень часто читаем этот отрывок евангельский, достаточно много раз в течение года, но ещё и ещё раз его повторю. Когда Христос вопрошает апостола Петра: любишь ли Мя? И Он вопрошает его трижды, и трижды апостол Пётр говорит: да, я Тебя люблю, а в 3 раз даже расплакался.
Дело в том, что перевод с греческого языка на русский не сохранил подлинность слов. В русском языке мы любовью называем все подряд. Люблю посмотреть на огонь, люблю почесаться, люблю жену свою, люблю посмотреть, как кто-то работает. Вот все вроде бы одним словом “люблю”, хотя это все разные вещи, и что-то даже не любовь. Поэтому здесь, если мы берём подлинник, то, что мы слышим, Христос вопрошает: агапи. Помните, такие были когда-то не литургии, а агапы. “Агапи” по-гречески означает высшую степень любви. То есть имеется ввиду: больше ничего не бывает на Земле, в нашей с вами Вселенной. А Пётр Ему отвечает: филос. А если вы помните, что такое философия, да, это тоже любовь - к мудрости, то “филос” в принципе означает “дружба”. То есть: я Тебе друг, отвечает Пётр. Христос его во 2 раз спрашивает: агапи; вы чувствуете - уже игра слов? Я тебя не спрашиваю о том, о чем ты говоришь, Я тебя спрашиваю о другом. Может быть, ты не услышал, имеешь ли такую любовь - самую большую? Любишь ли ты Меня больше всех? А Пётр говорит: филос. И тогда, в 3 раз, как вы думаете, что Христос спрашивает: филос, вдруг ли ты? Потому что так, как Пётр предал Христа, не предал ни один из апостолов. Даже Иуда виноват меньше, он предал за деньги. А Пётр за что - просто так, даже не заметил. Иуда 1 раз предал, а Пётр трижды, и ведь в эту же ночь, да, Христос вот только-только ему сказал: что ты клянёшься и говоришь, что ты душу положишь за Меня, но в эту же ночь ты Меня предашь, как и все. Бессмысленно было спрашивать: кто Меня предаст, да? Христос тогда сказал: один из вас Меня предаст, один из вас Меня предаст. То есть всех остальных Христос простил заранее, хотя предали абсолютно все, вообще все предали, все разбежались, все предали, но Христос знал уже участь Иуды. И, несмотря на это, все-таки его ждал, ждал, когда он прибежит ко Кресту и покается, то есть все-таки шанс ему давался, но Иуда повесился, к сожалению.
И здесь, конечно, мы с вами видим ужасную вещь. Бог нам говорит об одном, мы Ему говорим о другом. Это то же самое, когда родители нам говорят: вынеси мусор, а мы такие: первый раз слышим такое слово. Мусор какой-то вынести, не, у меня уроки. Ты что, мама, ты что? Уже папа подходит: ну, сынок, ну помоги, вынеси мусор. Впервые такое слово слышу, я не понимаю, что это такое вообще! Ну, помоги, что - важнее твои уроки, а что ты прикрываешься уроками? И то же самое, например, мы, мужья, прикрываемся работой, когда жена, например, что-то попросит: помоги. У меня работа, я табуретку делаю. Ну и кому нужна будет эта табуретка? Ну, сделаешь ты её хорошо, но ты нарушаешь закон любви. Чувствуете, как мы легко предаём любовь, да? Вот вообще легко. Поэтому как-то один старец заметил, учитывая все вот эти евангельские события, говорит: когда мы умрём, Христос нас спросит только 3 раза, всего 3 раза спросит, вот это и будет весь Страшный суд. 1 вопрос будет: любишь ли ты Меня? 2 вопрос: любишь ли ты Меня? И 3 вопрос: любишь ли ты Меня? Вот и все.
То есть на этом примере это касается каждого из нас. И, конечно же, у нас в душе, особенно после Причастия, такая благость. И, конечно же, мы хотим сказать: конечно, мы Тебя любим, Господи! Но так ли это на самом деле - будет понятно только тогда, когда нас будут расстреливать. Был такой случай. Я думаю, что это не анекдот. Я думаю, что, скорее всего, это была правда. В одном московском храме пришёл в камуфляже человек с автоматом. В храме было немного людей, также, как и здесь. И, наставив автомат, говорит: кто хочет умереть сегодня, оставайтесь в храме, остальные свободны, можете уходить. Ну, как бы не все хотели умереть сегодня, осталось достаточно мало людей, буквально пару человек. И вот этот террорист снимает камуфляж, надевает стихарь, откладывает свой деревянный автомат, говорит: паки, паки, верные Господу помолимся! Вот так вот проверили, что называется, да, но в Москве были теракты, поэтому я думаю, что вполне возможно, что где-то, может быть, какой-то дьякон решил вот проверить. Так вот, мы с вами вчера как раз праздновали дату, День жертв политических репрессий, то, что на Бутовском полигоне, да, вчера весь день читали эти имена. Там несколько десятков тысяч расстрелянных, там не только священники, там не только жены священников, там простые люди. Простые бухгалтера и бухгалтерши, простые уборщицы и дворники. Система не жалела никого, по любому доносу, так или не так, не та родинка на щеке, не такую буковку выговаривает человек, да? Почему так, почему так работала эта система; но она работала очень жёстко. То есть, если кто-то попадал в застенки НКВД, обычно уже оттуда не выходил. Редко-редко кто выходил, бывали случаи, но это в редких случаях, и потому, получается, людей просто расстреливали. Кто-то ломался, кто-то начинал стучать, доносить таким же образом. Но вот во всем этом потоке, да, это вот 37, 38 год, это буквально спустя несколько месяцев прошло после переписи в СССР. Первая сталинская перепись, где был вопрос: вы верующий человек? И практически все написали, практически все написали: верующие. Вы представляете, в СССР, где полным ходом идут гонения на священников, закрываются храмы полным ходом, люди полным ходом отвечают: верующие. И вот вам 37 год, вот вам эти ночные машинки черненькие, вот эти, помним, да, как называли “воронки”, да, и не все выдерживали, многие ломались, ну, опять же, в этом огромном потоке, это, может быть, не так много, да, слава Богу, большинство из них приняли мученическую кончину. Даже если они ломались, их все равно расстреливали, все равно убивали. Если даже мы вспомним, например, фильм “Излечение страхом” про святителя Луку, кто из вас смотрел? Может быть, вспомните, бывший священник стал его следователем, да, издевался над ним самым страшным образом. Другие так над ним не издевались, как вот этот бывший священник, он начал курить, а так как он никогда не курил, то он, соответственно, очень быстро заболел. И будущий святой Лука, он будущий святой, он ещё не стал святым, он к нему проявляет, помните, что он его лечит, его солдаты оттаскивают: отойди! Говорит: я врач, я могу помочь, он задыхается, я же врач, я ж помогу ему. Смотрите, да, вот мучитель и жертва, а он, оказывается не жертва, он врач, он себя жертвой не чувствует, он продолжает быть врачом, несмотря на всю ситуацию, страшную ситуацию, адскую ситуацию.
Смотрите, мы всей огромной православной страной; у нас даже не апокалипсис был, вот сегодня мы видим в Европе апокалипсис, мы видим апокалипсис, а тогда, в 17 году, у нас просто сразу - раз, и ад наступил! Вот сразу ад. Мы даже апокалипсис не успели заметить, когда он был-то - раз, и ад сразу! А люди бесновались, люди не просто стали неверующие, люди сатанистами стали поголовно, причём продолжали быть верующими, продолжали, потому что благодаря именно этой вере мы переломали хребет фашизму. Переломали не за счёт оружия, не за счёт наших танков, а именно за счёт силы русского духа. Сила русского духа зиждется только на вере православной. Значит, несмотря на вот эту страшную предательскую основу нашей человеческой природы, да, вот она, предательская наша природа, находили люди мужество отдавать свои жизни тысячами, миллионами, если мы берём блокадный Ленинград, или, например, под Москвой сколько миллионов сложило своей жизни, чтобы не пустить немцев к Москве. Это ж миллионы, миллионы, это же обычные люди, они только-только, что называется, ещё учились там, где-то в Подольском училище, например, да? Вот помните, фильм был, вот только-только учились, да, или эти гвардейцы двухметровые, там они только на параде были, да где им сражаться, где - они двухметровых сразу скосят, а их сразу в бой. И сколько так вот скосили наши полководцы доблестные, сколько так вот косило людей и косило. Но мы клали эти жизни, и мы получили мирное небо над головой, в этом и заключается сила русского духа - не бояться смерти, не бояться страданий, не бояться позора, клеветы. Не бояться ничего. Вот вообще ничего, кроме Бога одного. Ну а как проверить: верующий или нет? Вот появляется в нашей жизни, ну в мягкой степени - это клеветники, в более жёсткой - это вот кто-то с оружием. Вот так вот проверяет Господь Бог: мы верующие или нет? И вот, слава Богу, мы с вами почему здесь вот стоим, в этом храме, который наши предки построили; если бы они сейчас увидели, в каком виде вот эта деревня, сколько мужиков спивается, они бы руки развели: ради чего мы жизнь отдали? Ради того, что тут все спивается, все, вся наша страна, куда она девается на глазах, исчезает наша страна! И все-таки она есть, она есть, нас немного; а тогда сколько было, сколько было людей в храмах? Немного, и храмов-то было немного, храмов было немного, все было либо закрыто, либо разрушено, либо превращено во что-то. Поэтому мы оставались верующими, то есть это где-то глубоко внутри нас все равно есть. Вот это мы должны понимать, что большую часть моей жизни я не верующий, но вера во мне есть. Большую часть моей жизни, я не любящий, нет, но любовь во мне есть. Большую часть моей жизни я страдаю суицидом, я хочу смерти, я делаю все, чтобы покончить с собою, и при этом я мило улыбаюсь и порчу жизнь всем остальным. Это делает каждый, а не только я один. Услышали меня? Мы все одинаковые, потому что такова наша человеческая природа.
Но пришёл Христос и нам помогает, помогает как - Он висит просто на кресте, и Он нам руки протягивает, смотрите, как Он протягивает руки. Итак, Он до сих пор висит на кресте и до сих пор проливает кровь. И поэтому молодцы те, которые дерзнули причаститься, и на будущее - так и дерзайте! Вот позвонили вчера, например: завтра будет служба. Все, всем храмом идём, причащаемся, все остальные правила: молитвы, пост - потом, это не препятствие. Если мы не постились 3 дня, если мы не молились, не читали правила - это не препятствует. Апостолы, когда были на Тайной вечере, они какие 3 дня постились? Какие правила они читали? Что у них из этого было? Они вообще поняли, что они сделали вообще, где они были? Это потом произошло осознание, что Христос сказал и сделал, это потом пришло. Поэтому мы причащаемся, чтобы потом понять, какова любовь Божья, как Господь Бог в нас верит. Не мы в Него, а Он в нас, а мы? А мы только учимся, мы только учимся, и, несмотря на то, что мы двоечники, а Господь даёт нам задачки как отличникам, тяжёлые задачки, суровые задачки, задачки со звёздочкой. Тяжело решается, практически невозможно, а Господь радуется - отличненько, значит, вместе справимся. Сам? Нет, не получится. А вместе - да, вполне; также Христос и говорил: человекам это невозможно, Богу же возможно все. Поэтому, что Бог хочет от нас - смирения, больше ничего Он от нас не ждёт, ни подвигов, ни молитв. Он прекрасно знает, какие мы, Он Сам был человеком. Он Сам страдал и Сам прекрасно знает, как мы страдаем, как мы готовы вот-вот сдаться, готовы вот-вот что-то сотворить страшное даже. А Господь протягивает руки, Он Иуде также руки протягивал, но Иуда даже если и видел, но закрыл глаза и бросился, к сожалению, на смерть.
Поэтому, дорогие мои, нам надо учиться жить, а учиться жить мы можем только со Христом. Вот Он не боялся смерти, и если мы не хотим бояться смерти, значит, мы должны быть со Христом. Именно поэтому сегодня очень большой праздник. Многие из этих расстрелянных уже в ликах святых. Их сотни, сотни канонизированных, сотни. А на самом деле ведь что такое канонизация? Это же не прописка. Понимаем же, да, что на самом деле, может быть, они все в Раю. Все вот эти миллионы замученных, они уже в Раю, просто мы даже имён не знаем, сколько их замученных, без вести пропавших. И благодаря их крови пролитой мы с вами нынче живём. Поэтому как мы должны жить - чтобы им не было стыдно молиться за нас. Как мы должны помогать друг другу - так, чтобы им не было стыдно взирать с неба на нас. Как мы себя должны вести каждый божий день - вот это и есть верующий человек, который видит невидимое и слышит неслышимое. Вот что такое быть верующим. Вот что такое быть любящим. Вот мне никто ничего не сказал, а я догадался, я понял. А мы, к сожалению, не догадливые, вот это у нас лучше получается. Учимся быть догадливыми, то есть идём наперекор нашей человеческой природе, учимся быть святыми, учимся, да, вот такая у нас участь. Учимся быть святыми. Как возглас на литургии, один из последних возгласов, помните? Святая святым! Вот если хотя бы на 1 секундочку мы не станем святыми, ну все, тогда нет никакого Причастия. Не было его, мы просто поели и все, а Причастия не было. И только когда мы становимся хоть на 1 секунду, становимся святыми - вот что Господь хочет от нас. Хотя бы 1 секундочку, потом 2, потом, может быть, минуточка, потом, может быть, дольше, дольше, дольше тренируемся, тренируемся всю свою жизнь. Поэтому одна из тренировок – вот позвонил батюшка, сказал: завтра служба. Он же мне также сказал, точно также, вот он мне позвонил, говорит: будешь служить. Да, конечно, буду. И вы меня тоже радуйте. Причащайтесь, пожалуйста, всем храмом, а потом уже совершайте ваши положенные правила, как умеете, как уже можете. Вот поэтому радуйте Бога своим желанием не только ходить в храм, но и желанием причащаться, потому что действительно нет ничего важнее Причастия; не мы себя меняем, а Господь Бог, но для этого мы должны Его впустить. Только Он, войдя, может начать какие-то там наши настроечки, менять там внутри нас. Как-то потихонечку мы становимся другими, проходят не просто годы, десятки лет проходят пока что-то чуть-чуть изменится. Ну вот как на огороде, например, что, у нас одуванчики перестали расти - растут. Вот только чуть-чуть прозеваем и все, сколько их?
Так поэтому продолжаем работать и с благодарностью принимаем жертвенный подвиг всех новомучеников и исповедников российских, Царствия всем небесного, всем замученным, всем невинно пострадавшим. Ведь не все из них страдали за веру Христову, да, их просто убивали, просто, просто убивали, вообще ни за что, просто так. Но и это Господь все видит и знает, и приемлет. Не бывает никогда пролития человеческой крови просто так, вот, даже если я ножиком там, или ты там жена порезалась, например, или там мужик, где-то в гараже поранился, молотком по пальцу - ничего просто так не бывает. Поймите, не проливается человеческая кровь просто так. Это всегда жертва, это всегда жертва, это всегда Господь приемлет, потому что Он Сам просто так кровь не проливал. Всегда это будем помнить. И, соответственно, с благодарностью принимаем жертвы друг друга в том числе. Храни вас Господь, дорогие мои, ещё раз поздравляю с Причастием, ещё раз поздравляю с праздником!
Свидетельство о публикации №225112401118