р. Советские девчонки Гл. 4
Студенческая жизнь
Запись от 8 ноября… Только что дочитала Л.Толстого “Детство. Отрочество. Юность”. Мне понравился простой и интересный язык писателя. Очень понятны и знакомы описываемые им чувства, как будто это ты сам так думаешь… я уже не говорю о другом времени, я говорю о способе мышления – настолько всё современно!
“Американскую трагедию” начала читать с наслаждением. Случайно от девчонок узнала всю будущую историю Клайда, и читать стало неинтересно. Мне неприятен стал сам Клайд, его суждения, мысли и поступки.
С моей соседкой по парте у меня сохраняются дружеские отношения, но я уже замечаю в ней некоторые нехорошие черты. У неё задние мысли о людях и когда я ей мягко намекаю, что это не так, она сразу оскорбляется и говорит что “тогда я вообще с тобой говорить не буду”. Она слишком обидчива и не способна жертвовать собой во имя дружбы.
Когда я заболела из-за кросса на уроке физкультуры, папа написал письмо в редакцию следующего содержания:
“Уважаемая редакция!
Я не педагог, поэтому, может быть, я и не прав кое в чём.
Уроки физкультуры в холодное время проходят на улице, в то время как залы пустуют. Но это ещё полбеды. На моих глазах мальчик, пробежав дистанцию, накинул на плечи курточку, преподаватель сделал замечание ему и велел снять курточку. Все должны быть в одной форме (в спортивных костюмах). Кстати, сам преподаватель был в курточке. По моему мнению, эта парадность не нужна…” и т. д.
Он написал это письмо после того, как нас, одетых в плавки и короткие майки, повели во двор. Я подошла к учительнице, которая замещала физрука Владимира Александровича, и попросила её:
– Можно я выйду в курточке?
– Нет.
– Да вы что, ведь на улице холодно!
– Нормально.
– Я тогда не пойду, потому что не хочу болеть.
– Ваше дело! Потом будете отрабатывать…
А через две недели мы сдавали кросс, и я наглоталась холодного воздуха. Неделю ходила в техникум больная, и два дня отсидела дома. Папа не хотел, чтобы я запустила учёбу и вылетела из техникума, и поэтому родители всполошились из-за этой болезни. Удивительно как 8-й класс я смогла всё-таки закончить, поскольку почти половину года болела.
Редко встречаю учеников бывшего класса (как непривычно звучит “бывшего”). Раньше думала, что соскучусь и буду приходить в школу часто, тем более, есть чем гордиться. Но совершенно нет свободной минутки, звание студента нужно подтверждать знаниями.
Вот только для Тани Сафроновой сделала исключение и заезжала в гости. Таня поживает по-прежнему хорошо. Класс объединили с другим восьмым, и теперь это уже не наш класс, а сборная солянка из чужеродных элементов, которых я знаю только теоретически, по фамилиям. Таня учится нормально. Встречается она с Толей, ему 17 лет. Ей кажется, что она его любит, уже целуются вовсю.
Сергей Бряков до сих пор её не забыл, каждую субботу встречает у школы. Звонит каждый день и ищет встречи, Тане же он окончательно разонравился, и она продолжает над ним зло подшучивать.
Пригласила меня подружка на вечер в школу, чтобы я оценила, какой у них ВИА и увидела мальчика, который играет в этом ансамбле, её нового кавалера, Андрея. У Тани с ним только начинают разворачиваться любовные отношения. Как только я ушла из школы, с грустью подумала я тогда – так организовали вокально-инструментальный ансамбль.
Ну, и основное время подруга рассказывала о лете, когда они пионервожатыми ездили на юг. Я завидовала Тане, ведь если бы я осталась в школе, то тоже поехала бы с ними! Судя по её рассказу, она там была первой красавицей, отбила у Алинки парня, хотя за ней бегало два самых красивых мальчика – наш и местный. В общем, всем крутила голову и под конец все пришли её провожать, а других девчонок – никто. Ни в кого не влюбилась.
Мне уже порядком стало надоедать – всё о ребятах да о ребятах. Предупреждали, что в девятом и десятом классах будет очень сложная программа и середнячки её просто не одолеют. Заниматься надо как следует, а она, уже в Москве, опять за гулянки взялась. Завидовать успеху у ребят я не могла по той причине, что понравилась такому парню, как Слава, а это дорогого стоит. Он меня обманул, но после него простые ребята меня уже не привлекают. Хотя к Славе у меня отношение двойственное, и если смотреть с другой стороны, то я боялась таких, как Слава, он же взрослый. Но от его обмана я всё равно страдала.
Зашла к Тане Сухановой. Она всё так же спокойно живёт. Учится нормально.
Учёба идёт помаленьку. Есть ещё опасность отчисления, но всё же мы уже считаемся студентами.
Вот отрывки из школьной характеристики для техникума:
“Основные оценки знаний Киры – “хорошо” и “удовлетворительно”. Большую склонность девочка имеет к гуманитарным предметам. Кира – скромная, развитая девочка, обладает критическим умом, твёрдым характером. Девочка являлась членом редколлегии класса, увлечённо и добросовестно выполняла свои обязанности. С товарищами по классу Кира дружна, со старшими и преподавателями вежлива, сдержанна”.
Папа год назад после моих расспросов решил поехать и разыскать могилу своего отца. Дедушка Роман погиб под Ленинградом. Папа приехал через три дня. Он нашёл могилу и поклонился праху. Показал мне извещение – потрёпанную на боках и уголках жёлтую бумажку:
“ИЗВЕЩЕНИЕ
Ваш муж Красноармеец Муляр Роман Сергеевич, уроженец – Москва 123. Ст. Лефортово, барак № 2 кв.11
В бою за социалистическую родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество был убит.
Похоронен в Печник Ленинградской области
Командир части____________
Военный комиссар__________
1-й Отдельный Стрелковый Батальон 27 бригады”.
Здесь же помещу и Извещение о втором дедушке, который разделил участь Романа, и так же не вернулся с войны в родной дом в далёкую сибирскую деревню на берегу реки Обь.
“Фроловой Марии Степановне, Алма-Ата –7, ул. Полевая, 52.
11 апреля 1980
ИЗВЕЩЕНИЕ
Ваш муж, рядовой, Фролов Семён Константинович, 1905 года рождения, 8 сентября 1942 года похоронен Ленинградская область, ст. Назия, могила № 16.
Каменский городской военный комиссар полковник Шульман
Первичное извещение выдавалось жене Фроловой Марии Степановне в октябре месяце 1942 года”.
10 ноября.
У нас интересная группа в техникуме. Много юмора, смеха, много двоек. Они-то нам и мешают жить. Но хоть и повесили нас на “Доску почёта”, на уроках у нас всё равно настроение бодрое.
Стали с Наташей переписываться на уроках, чтобы не привлекать внимание учителя. Говорили о моём любимом предмете – о Мирополе. Наташа смотрела фильм и много интересного знает о нём…
А вот Наташина переписка с Викой. Она сидит сзади, на последней парте вместе с Ветой.
“Анонимка
Полякова В. Р. – бяка, подкидывает куртки, щипается, ругается! Прошу оградить меня от этой хулиганки или я за себя не ручаюсь!
Мистер Х
(писал левой рукой)”.
“Ответ Анонимщикам
В ответ на… мы как один ответим:
а). поголовным вступлением в общество “Рутину – с подмостков”.
б). вступлением в общество “Дети – цветы жизни”.
а также:
В соответствии с 135 статьёй Уголовного кодекса части II, в которой предусмотрено и т. д.
Объявить
Общественное АЙ-ЯЙ-ЯЙ
Н. Суховой и К. Фроловой.
Постановление привести в исполнение.
АЙ-ЯЙ, ЯЙ, ЯЙ-ЯЙ, ЯЙ-ЯЙ !!!
Группа сослуживцев”.
“ОПРОВЕРЖЕНИЕ
При чём тут Фролова? …и при чём общества, в которые вы вступили? и прошу не драть мой парик! Он у меня один и не казённый!
В наказание решено:
а). не возвращать владельцу т. Поляковой куртку.
б). выдрать т. Поляковой собственный парик!
в). объявить группе сослуживцев строгий выговор с занесением в “Чёрную книгу”.
Нижеподписавшаяся т. Жукова”.
“Характеристика Поляковой В. Р.
Мы, нижеподписавшиеся, заявляем нижеследующее о вышесказанной Поляковой Виктории Ростиславовне, а именно: зная В. Р. Полякову как хорошего, но знающего работника, а также как отзывчивого, но доброго человека, просим оградить вышеуказанную В. Р. Полякову от нижеуказанных неизвестных лиц. Они (т. е. вышеуказанные неизвестные лица) оскорбили такого хорошего, но знающего работника, а также отзывчивого, но доброго человека, которого мы знаем в лице вышеуказанной В. Р. Поляковой.
Просим на оставлять вышесказанное без нижеследующего внимания.
Группа сослуживцев”.
Вот так мы развлекаемся на уроках.
Прочитала брошюрку В. Островского “Тьфу, тьфу, чтоб не сглазить!”, 1969. Мне кажется, что автор этой брошюры довольно глуп. Книга о суевериях и я уже тогда задумывалась – почему есть вещие сны, почему приметы совпадают, а есть ли Бог? Я почувствовала какую-то фальшь Островского, он не достиг своей цели – разубедить меня в суевериях. Наоборот: я ещё больше стала задумываться о странностях нашего мира…
В книге кто-то оставил запись на странице 37: “Я Ира Андреева, мой телефон: 302-67-62. Звони”.
Я продолжаю переживать о Славе. Целую неделю я ждала субботы, танцев. В субботу первая половина дня была хорошая, но вечером пошёл дождь. Я одела свои шикарные чулковые на платформе и высоких каблуках сапоги, подкрасилась и мы пошли на танцы. На этот раз нас было больше, т. к. к нам проездом из Алма-Аты приехала мамина племянница Таня вместе с подругой Наташей.
Мы думали – народ не придёт, но хотя и моросил дождь, на танцплощадке танцевали. Ребята танцевали с засученными до колен брюками. У девчонок кудри развились и они, мокрые, всё равно танцевали. Народ всё-таки пришёл, несмотря на погоду, и даже веселился!
Среди ребят Славы не было, но зато Сашу я увидела сразу. Он, кажется, меня заметил, но не подходил. Сама первая я бы тоже не подошла. А он и не думал подходить и извиняться за Славу. Настроение у меня стало хуже, но я не подавала виду. Вдруг я увидела, что мама разговаривает с Сашей. Я на неё ужасно обиделась, зачем она вмешивается в наши отношения? Он поступил – и это явно уже было видно – как негодяй. Так зачем мне симпатичный негодяй нужен? К чёрту его! Но мама была крайне расстроена моим первым неудавшимся свиданием. Она продолжала хорошо думать о нём, так надеялась на хорошую развязку, что решила подойти к Саше и спросить, где Слава. Поcле разговора с Сашей мама подошла ко мне и проинформировала:
– Слава сегодня работает, но если успеет – придёт к концу.
И я надеялась на встречу до конца. Я с удовольствием танцевала и улыбка не сходила с моих уст. Но Слава не пришёл. Выходя с танцплощадки, я последний раз окинула взглядом крыльцо-вход, но нигде его не увидела. Видимо, уж так было суждено мне не встретиться с ним. А он мне очень понравился…
Перед глазами вижу его чёрные волнистые волосы, тёмные брови и глаза, его усики… его галстук… его тёплые и нежные руки. Я была резка с ним, отказывалась в воскресенье идти на танцплощадку в Измайлово; сказала, когда он стал уговаривать, что не люблю людей, которые набиваются. Говорила так, чтобы он сразу сделал вывод: если он красивый, то пусть не думает, что все девушки будут вешаться ему на шею. Что есть серьёзные девушки и гордые. А может быть, он искал “лёгкую” девушку, а встретил отпор. В этом случае – мне же лучше, если мы расстались. Он может в этом возрасте от меня требовать то, что я ему сделать не смогу. Конечно, я думаю, целоваться мы с ним могли бы, но на большее я не согласна. А говорят, что им большее просто необходимо. Или девушку бросают. Так лучше сразу… До сих пор верю, что с ним случились какие-то невероятные вещи: перелом или срочная операция. Вот, кажется, позвонит и спросит: “У вас Вика не живёт?”.
Но события могли сложиться иначе, ведь чего только на свете не бывает! Он порядочный человек, уговариваю себя, просто так сложились обстоятельства, из-за которых он и выглядит сейчас в неприглядном свете. И я всегда себя этим успокаиваю.
8 декабря.
Мне уже 16… Говорят, что это самый счастливый возраст – от 16 до 18, и я это чувствую. В то же время понимаю, что трачу годы на ерунду. Ничего мною не сделано: есть стихи – не печатают, валяется повесть, не отсылаю в редакцию, боюсь за успех… У многих в это время уже есть мальчик, любящий или служащий. У меня на пути такого нет. Без него чувствую себя одиноко. Он мне нужен. Но где его повстречать? В автобусе иногда некоторые заинтересованно посматривают, в метро – реже. На улице только заинтересованный взгляд и – до свидания!
На День рождения родители купили мне очень дорогой подарок – золотой перстень с большим красным камнем рубином. Цена – 75 рублей. Оправа очень красивая, необычная. У девчонок есть маленькие перстенёчки, я хотела такой же, но маме попался большой. Но он, конечно, не очень большой, просто на моей маленькой руке он выглядит так.
3 декабря, перед праздником Конституции на последние два часа не пришла учительница истории. Мы обрадовались, но вскоре веселье прекратилось: Юрий Алексеевич, завуч, он же учитель библиографии, в который раз заменял другие пустые часы своими. Нам уже изрядно надоело повторяющаяся каждый день библиография. Мы “взбунтовались”, подошли к учительской и просили Юрия Алексеевича отпустить нас домой. Но он не то чтобы отпустить, а вообще сказал:
– Завтра у нас семь часов, а если будете плохо себя вести, то библиография будет не семь, а восемь часов!
Уйти мы, конечно, не ушли, но когда учитель вошёл в класс, то увидел на доске следующее:
“ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ ГРУПП, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
ДЕВИЗ: Все на борьбу с несправедливостью!
ТРЕБОВАНИЯ:
4-х часовой учебный день,
свободу слову,
в субботу – выходной”.
и более крупными буквами посередине и внизу:
“ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, МИЛЕНЬКИЙ !
ОТПУСТИТЕ НАС ДОМОЙ !!!
Интернационал I “Б” ”.
Когда Юрий Алексеевич заметил нам, что вся эта затея зря, Скубенко Наташка вслух сказала:
– Как Вам не стыдно, Юрий Алексеевич, мы Вас даже “миленьким” обозвали, а Вы не хотите нас домой отпустить!
Всё думаю о Славе. Нарисовала его портрет – такой симпатичный! Неужели вместо Мирополя у меня в голове теперь будет сидеть он? Но он всё же лучше – во-первых, живой, во-вторых, обратил на меня внимание. Ну, а что не встречаемся – это наоборот хорошо, раз он такой взрослый. Может, он подумал, что мы не подходим друг другу из-за того, что он шофёр, а я уже специалист с дипломом. Поэтому в воскресенье поехал на танцы в Измайлово, как и хотел. Нашёл там девушку, проводил, стали встречаться. Вот и всё.
Мама иногда говорит о нём:“На следующее лето сходи на ту танцплощадку, может, Слава там будет”.
А я с полусмехом отвечаю:“Да к тому времени у него семеро по лавкам будут сидеть”.
Имея в виду жену и семеро детей, ведь в таком возрасте ребята вовсю женятся.
Так моя история со Славой закончилась бесславно в прямом и переносном смысле.
Недавно встретила на улице бывшего одноклассника Сашу Захарченко. Идёт навстречу и ещё издали на меня так заинтересованно посматривает. Я в этот день была отлично одета и хорошо выглядела. Когда поравнялись, я с ним поздоровалась, он даже в сторону отскочил и вылупил на меня свои и так лупатые глаза.
– Я что-то вас не припомню, – пробормотал, краснея, Саша.
– Я Кира.
Он неопределённо протянул:
– А-а-а, – и мы разошлись.
Странный какой-то. Он что, задумался, что ли?
На сегодня – всё. Буду собираться на каток.
18 декабря.
На День рождения я хотела пригласить многих, ведь мне всё-таки шестнадцать и я уже студентка! Я знала, что кто-то не сможет прийти и как раз получится нормально.
Из мальчиков я приглаcила:
1. Козиных Витю и Вову. С этими двумя молодцами я вместе жила 5 лет назад. Мы старые друзья и я хотела возобновить дружбу. Два раза мы с мамой заглядывали к ним домой, но они в это время гуляли. Тогда мы написали записку. Ребята постеснялись и не пришли.
2. Ходеева Валеру. С этим юношей я познакомилась на юге в Планерском. Мы не виделись полтора года. Я звонила ему, он вяло со мной разговаривал, и поэтому я поняла, что он не придёт. Испугался дороги – полтора часа езды. Сказал, что ему одному скучно. Тогда я предложила взять с собой друга или девушку. Его мама, которая работает вместе с моей, сказала, что он очень стеснительный.
3. Крючковых Андрея и Сашу мы давно уже предупредили.
Однажды приходит с работы мама, подходит ко мне и говорит:
– Кира, у тебя сегодня много уроков?
– Да нормально, как раз сделать уроки и погулять.
– А то, может, к Тоне съездим? Она говорит, что заранее не хотела нам говорить, чтобы мы подарков не покупали, а сегодня решили пригласить просто вечерком посидеть, чай попить, мороженое поесть, потанцевать…
Это близкая нам семья маминой подруги, в которой мой сверстник Андрей и его младший брат Саша и как раз в этот день у Андрея был День рождения.
– Вот если бы она предупредила! А как жаль! Но у меня завтра зачёт, надо учить.
– Я тогда пойду позвоню, чтобы не ждали. А ты не хочешь Андрея поздравить?
– Ой, мам, ты же знаешь, я не люблю по телефону… С Валерой как-то не так разговаривала… Не хочу. Передай ему привет и поздравления от меня. Он в прошлый День рождения постеснялся и не пришёл ко мне, а я в это…
– Хорошо. Я тогда пойду.
Мама позвонила, объяснила Антонине Степановне, что мы не сможем прийти, и к телефону подошёл Андрей. Мама его поздравила, они поговорили и под конец мама говорит:
– Да, жалко, конечно, что не встретились! Увиделись бы, потанцевали.
– Ничего! – басит Андрей в трубку, – у Киры на Дне рождения потанцуем!
Мама даже опешила – как он уверен! Значит, стыдно было, что в прошлый раз не пришёл, и теперь он ждал и хотел дня моего рождения.
4. Брякова Сергея, моего школьного соседа по парте, сначала приглашать не собиралась. Но в воскресенье, 30 ноября, прямо после лыжной прогулки с Таней Сухановой, ко мне домой пришли Таня Сафронова, моя школьная подруга, вместе с ребятами из класса Серёжей Бряковым и Колей Калиновским. Одноклассники пригласили меня на День рождения к Сергею. Второго декабря мы учимся, поэтому они решили справить в воскресенье.
Семья Бряковых обитает в военной коммуналке и занимает две комнаты из трёх. Мама Сергея очень обаятельная и симпатичная, у неё чёрные волосы и голубые глаза. А папа Серёжи офицер невысокого роста, чёрный, и с карими, как и у Сергея, глазами. Немного говорил лишнего, но, видно, мужчина ничего. Серёжа весь вечер сидел такой тихонький и скромный, правда, как говорят “как именинник”. Но в этот день не только он был именинником, но и его мама. Таня говорила, что у Сергея ещё есть старший брат, но на Дне рождения его не было, он учится в военном училище в другом городе.
Позже произошёл несчастный случай и старший брат утонул. Татьяна знала
его и говорила, что парень он был очень хороший.
Кроме нас пятерых, на празднике присутствовали ещё две девчушки лет по 12 – соседка с подружкой, я на них даже как-то не обращала внимания. Посидели за столом, отведали угощения, потанцевали слегка, и Таня с Серёжей пошли провожать меня до дома. На прощание я ещё раз напомнила Сергею, что жду его на День рождения. Таня что-то закапризничала и не захотела идти ко мне, поэтому я решила, что раз они гуляют, то вдвоём им будет лучше. Тем более, что из девушек я пригласила только моих двух Тань.
Свидетельство о публикации №225112401226
