Крейсера. Роман. Глава 2

Глава 2.
    С высоты холма на котором стоит штаб флота, военно-морская база лежит как на ладони. Справа, рядом с памятником героям североморцам, в простонародье называемый - «Алеша», автоморвокзал, с его короткими причалами для «пассажиров».
Почему его называют «авто-мор» не совсем понятно, потому как, на площади конечная остановка всех рейсовых автобусов. А вот за последние годы, от его причалов не отходил ни один рейсовый теплоход. Говорят, когда-то отсюда отходили рейсовые катера по всему побережью, а уж в «Палермо» так отходили каждые два часа. Сейчас на побережье можно только разве что на машине, трястись по раздолбанному шоссе часа полтора.
«Палермо»,- так между собой называют поселок Полярный, ещё одна база СФ, в которой долгое время базировались дизельные ПЛ флота. Но, времена изменились, флот стал ракетно-ядерным и новые атомные соединения, и объединения разбросали по разрезанному бухтами и бухточками побережью Баренцево моря.
Тёплое Нордкапское течение согревает Баренцево море, поэтому Кольский залив не замерзает круглый год, так что моряки североморцы всегда на страже. Летом и зимой корабли и лодки выходят в море для выполнения боевых задач, в незамерзающий мурманский порт приходят сухогрузы и балкеры, а рыбаки на своих рыболовах выходят на рыбный промысел по всему мировому океану.
    - Лейтенант?
Рядом остановился «капраз» в повседневной кремовой рубашке и внимательно смотрел на меня своими пронизывающими темно-серыми глазами. Для северов июнь месяц не совсем лето, можно сказать, что это некий гибрид поздней весны. Здесь, среди местных даже бытует такая шутка: «Кто знает, в этом году лето было? Было, было, точно помню на прошлой неделе, но в этот день я на вахте стоял». Однако, несмотря на холодный июнь, во дворе штаба нет, нет, да мелькнёт какая-нибудь фигура в легкой кремовой рубашке. То ли покурить вышел, то ли дежурная служба штаба с красной повязкой на правом рукаве.
    - Я товарищ капитан первого ранга! – бодро отреагировал я.
Капраз поморщился от громкости моего голоса и недовольно заметил.
    - Что вы все такие шумные, молодёжь? Не рвите глотку, командирский голос всё равно появится только после первого офицерского звания. Он не зависит от громкости, он вырабатывается количеством ночных вахт и месяцами болтанки в океане. Ты откуда?
    - Лейтенант Иванов, прибыл за назначением, товарищ капитан первого ранга! – чуть тише доложил я.
    - Понятно. И куда хочешь? – с интересом спросил капраз.
    - На РКР «Маршал Устинов», товарищ капитан первого ранга!
    - Ха-ха-ха-ха! Сынок! Да ты мечтатель! Таких как ты тут вагон и маленькая тележка, и все хотят на лучший крейсер флота! Губу закатай, и иди куда кадровик пошлёт. Служба на флоте везде почетна! Понял?
    - Так точно!
    - Ладно, а что во дворе болтаешься?
    - Так, начкадр послал подумать…
    - Ну думай, думай.
На удивление, выражение: «только после первого офицерского звания» я так и не понял. Я вроде уже лейтенант, а он как раз считается первым офицерским званием. Есть правда ещё и младший лейтенант, так он ниже по табелю о рангах. Что он имел в виду?
Уже существенно позже, я столкнусь со стойкой позицией корабельных, что первое реальное офицерское звание приходит только после двух лет службы на «железе». До этого ты считаешься «фенриком», - привыкающим к флотской службе и у тебя только прорезается свой командирский
 голос! Тот период, когда ты начинаешь понимать, что такое реальный «груз ответственности».
    Капраз ушел, а я остался думать, оглядывая задумчиво окрестности ВМБ. Там, на самом мысу закреплен самый большой плавучий причал базы. С левого борта, к нему пришвартован тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров», а с правого, … вожделенный мой РКР «Маршал Устинов»!
    - Лейтенант, я тебе предлагаю самую козырную должность на северном флоте: должность заместителя командира берегового радиотехнического дивизиона! Ты должен понять, что тебе просто несказанно повезло. – монотонно озвучивает очередное предложение заместитель начальника отдела кадров флота, целый капитан первого ранга. Монотонно, потому что уговаривает он меня уже четвертый раз, так что озвучивает предложение «для порядка». А я четвертый раз от такого «счастья» отказываюсь.
Отказываюсь я тоже витиевато. Сказать «нет» прямо, - страшновато. А вдруг действительно отправят куда-нибудь на Кильдин заведовать каким-нибудь ВНП состоящим из трех матросов. Потом оттуда выбираться будешь лет пять. Нас ещё в училище такими случаями стращали. Да и легенд по флоту об это ходит не одна или две.
    - Ты зря менжуешься. У тебя на должности будет всё как у командира части. Личный автомобиль с водителем, отдельная квартира, можешь даже супругу сразу с собой брать, а самое главное, коэффициент к должности один к полтора! У тебя зарплата сразу будет больше двухсот рябчиков, не то что у большинства твоих однокашников! Ну что, согласен?
    Про береговое РТД я уже знаю. Это целая эпопея, которая обросла слухами, и теперь передаётся из поколения в поколение молодых лейтенантов.
Началась с того, что в одном из выпусков, молодой лейтенант позарился на квартиру, и попал как кур во щип. На острове кроме радиотехнического поста была ещё законсервированная батарея береговой РБУ, и всё! Добираться до острова можно только на катере, в хорошую погоду. Кто служил на Севере, знает, что выход из Кольского залива это второй Бискай, всегда свежая погода. Ни много ни мало, волнение от двух до четырех баллов. При двух баллах катер ещё с горем по полам будет ползать по гребням волн, а вот при трех, четырёх уже даже пробовать не будет. Мореходность у него максимальная три балла. И если при трёх баллах в самом заливе можно проскакать от берега к берегу, то на выходе, это чревато большими проблемами. В общем, связи с цивилизацией у острова почитай почти нет. Раз в три месяца приткнётся к причалу флотский корабль снабжения, да и то на пару часов, перекачать топливо для «дизелька» да передать продукты для гарнизона. Правда, есть вертолётная площадка, на всякий случай для прибытия высокого начальства. Но высокое начальство на острове было последний раз лет… цать назад, так что вертолётка уже заросла мелким кустарником и полярным мхом.
Лейтенанту повезло, кто-то из высоких начальников летел в ту сторону, и по просьбе начкадра согласился подкинуть лейтенанта с супругой к месту службы на вертолёте. Неслыханная щедрость! А обманутый лейтенант посчитал что это «рейсовый автобус» до его нового места службы. Как же он обманывался!
    Супруга от лейтенанта сбежала на случайном катере, уже следующе весной!
Пока лейтенант с подчинёнными отрабатывал задачи очередного флотского учения, к берегу причалил катер с проверяющим, который решил рискнуть и добраться до отдалённой радиотехнической точки.
Проверяющий «капдва» задержался ненадолго, и как только погода начала свежеть отчалил, … забрав с собой супругу лейтенанта, которая успела собраться в «дальний поход» за 15 минут! Да, от такой жизни можно и за пять минут сбежать!
А лейтенант остался!
В отличие от супруги, он давал присягу, «стойко переносить все тяготы и лишения воинской службы» - так что запрыгнуть в пролетающий временами мимо острова вертолёт или уйти на катере в редкий штиль к побережью, не мог! Судьба!
    Отпустили лейтенанта через два года, да и то,… в отпуск!
К этому времени стал он уже «старлеем», получил медальку, везде его хвалили, ставили в пример! Вот только личная жизнь у старшего лейтенанта проходила в компании двух старшин и шести матросов, в общей казарме, разделённой на две части: для личного состава и для офицеров!
    Убыв в отпуск, лейтенант запустил все силы небесные и нажал на все имеющиеся педали земные! Надо сказать, что педали у сына двух докторов наук были достойные! К исполнению своих обязанностей, «старлей» больше не вернулся, перевёлся, … сразу в Москву!
Случай стал достоянием офицерской гласности, а командование ещё долго горевало о потере такого хорошего командира дивизиона, и искало случай заполнить вакантную должность.

    Обычно, при поступлении офицерского пополнения на флот, кадровики сами заполняют имеющиеся вакансии, исходя из характеристик на вновь прибывших лейтенантов. Но тут особый случай. За мной уже зарезервирована должность на 120 БРК.
Как говорят в таких случаях евреи, «весь цымус» в том, что меня целевым назначением ждут ровно на такую же должность, - заместителя командира радиотехнического дивизиона ракетного крейсера «Маршал Устинов». И беда кадровика в том, что я это знаю. Конечно, на меня могут нажать, могут в конце концов приказать, и никуда я не денусь, поеду принимать дела на побережье. Но,… командование соединения может пожаловаться вышестоящему начальству, что флотские кадровики препятствуют пополнению  офицерским составом лучшего крейсера флота. А это уже другой коленкор. За это можно и схлопотать от командующего. А комфлота, адмирал Капитанец человек горячий, может и вдарить по самое не хочу. В его понимании, везде должен быть порядок!
Ещё только придя на должность комфлота, у него было стойкое убеждение, что на КСФ надо наводить порядок, как будто все предыдущие командующие были бездарностями и всё развалили. В общем, был определённый риск, и этот риск был тем выше, что крейсер готовился к боевой службе! А для этого он должен был заполнить всю штатную численность личного состава!
    - Ладно, черт с ним с дивизионом. Вот есть должность заместителя командира роты обеспечения ракетного арсенала. Это прямо тут, в городе. Даже ехать никуда не надо. Там же семейное общежитие для офицеров, сможешь супругу поселить и жить нормальной семейной жизнью!
    - Не хочу я на берег товарищ капитан первого ранга!
    - А куда ты хочешь сынок? – раздражённо, но пока ещё с ноткой фамилиарности спросил начкадр.
    - На корабль. Я окончил военно-морское училище чтобы ходить в море, а не топтать бетонные площадки склада БК. Если бы я хотел этого, я бы закончил общевойсковое ракетное, или какое-нибудь техническое!
    - Откуда ты такой упрямый?
    - Я срочную служил товарищ капитан первого ранга, на ЧФ в средиземноморской эскадре! После срочной в училище, специально, чтобы в море ходить!
    - Ладно. Даю тебе три дня отдыха, пока подготовим документы и приказ о назначении. Жду тебя в понедельник в восемь утра!
    - А куда?
    - Куда, узнаешь в день назначения, - отрезал капраз, - Свободен!
    - Есть!
Ну вот, достал я его. Теперь жди подляны. Три дня неизвестности и нервов. Теперь я буду думать куда меня сунут на должность, и чем мне это грозит? Не то чтобы я сильно переживал, но ехал я на флот со стойким убеждением, что назначат меня туда откуда пришёл запрос – в 120 БРК на ракетный крейсер «Маршал Устинов».


Рецензии