Сирийская пустыня и долина евфрата. Племя Джаммаса

Небольшое племя, даже скорее клан, проживающий по обе стороны Евфрата преимущественно в пределах губернаторства Ракка. На западном берегу – в селении Хамрат Джаммаса, относящемся к округу (нахия) аль-Карама. На восточном – в селении ад-Дальха в округе Сухна. На сегодняшний день также проживают в городе Ракка, в районах Расэль-Айн и Камышлы (оба – в губернаторстве Хасаке). Джаммаса происходят из рода внука пророка Хусейна бен Али бен Аби Талиба. Таким образом, они – сейиды. Их изначальный клан называется Бени Сабаа, однако кланы, оказавшиеся их соседями на Евфрате, присвоили им прозвище «джаммаса», которое идет от слова «джамус» – буйвол. Связано это с тем, что данный клан единственный в регионе занимался разведением буйволов. При этом, будучи из рода пророка Мухаммеда, Джаммаса были освобождены султанским фирманом (говорят, что самим Сулейманом Великолепным в 1534 г. от уплаты налогов и от воинской службы в турецкой армии. Помимо этого с 1586 г. район проживания племени на территории нынешней сирийской провинции Ракка был выделен в отдельный санджак имени Джаммаса. В 1641 г. их посетил султан Мурад IV, поскольку турки, провозгласившие себя халифами мусульман, в целом весьма благоволили к потомкам пророка Мухаммеда.
Бени Сабаа преимущественно распространены в Ираке. Их общим родоначальником считается сейид шериф Ахмед ас-Сабаи аль-Кабир аль-Хусейни аль-Хашеми из линии известного шиитского имама Мусы аль-Казыма. Его потомки – основатели многочисленных ветвей Сабаа. Сирийские Джаммаса имеют двоих родоначальников – братьев Мухаммеда бен Захера по прозвищу «шейх Мхейри» и Марбуа бен Захера. Поэтому племя иногда называют Джаммаса Альбу Захер. Кстати, его представители нередко добавляют к своим семейным фамили-ям более широкое указание на происхождение – например, аз-Захири аль-Джаммаси Джаммаса – единственное, пожалуй, сирийское племя, которое отличается таким количеством религиозных деятелей, причем преимущественно суфийского направления (Кадиритский Рифаитский тарикат). Такие семейства, как аль-Бари, аш-Шуа и Аль аль-Ляджая (ед.ч. Ляджи) были «главными поставщиками» духовных шейхов, чье влияние распространялось далеко за пределами традиционной зоны проживания племени, достигая Ливана и Иордании.
Вместе с тем племя также вело в прошлом военные операции. Известно, что один из их шейхов – Сейид аль-Биби командовал отрядом в 1837 г. в битве при Телль аз-Зиябат (к северу от Ракки, на реке Балих) против авангарда египетского
военачальника Ибрагима паши, разгромил его и освободил взятых в заложницы женщин племени. В 1885 г. во время эпидемии чумы численность Джаммаса значительно сократилась.

Источник: ИНСТИТУТ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА // ПЛЕМЕНА СИРИЙСКОЙ ПУСТЫНИ И ДОЛИНЫ ЕВФРАТА


Рецензии