5. Кризисный управляющий

5. КРИЗИСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ. Почти одновременно с Всеволодом Большое Гнездо ушел из жизни и киевский «расстрига» Рюрик. Всеволод Чермный немедленно занял освободившийся трон и вышвырнул из столицы наследников умершего князя. Изгнанники всей толпой кинулись в Смоленск, искать защиты у своего могущественного родственника - Мстислава Удалого. Однако ему сейчас было не до них. Мстислав с головой ушел в решение проблем Господина Великого Новгорода.

В 1213 году литовцы осадили главный новгородский пригород Псков. Момент ими был выбран очень удачно, ибо город в ту пору остался и без князя и без войск: Владимир Мстиславич Псковский незадолго до того был с позором изгнан из города за свои слишком тесные, по мнению горожан, отношения с рижским епископом и за явное тяготение к католическому Западу, а псковская рать отправилась собирать дань в чудских землях и вернуться на защиту родных стен просто не поспела бы. Так и вышло, что город остался практически без защиты. Тем не менее, псковитяне оказали врагу яростное сопротивление и сумели отбить все приступы. Разграбив окрестности, литовцы ушли в свои болота. Мстислав Удалой отправил на княжение в Псков своего двоюродного племянника, Всеволода Борисовича, а сам тем времененм ополчился на крестоносцев, которые все чаще стали наведываться с грабительскими рейдами в Северную Ливонию, продолжавшую еще платить дань Руси. 15 тысяч псковских, новгородских и торопецких ратников выступили в поход на запад и прошлись по Ливонии от русских рубежей до самого моря. На своем пути они не встретили ни одного рыцаря. Крестоносцы в тот раз предпочли уклониться от боя, переждав нашествие «еретиков» за стенами Риги. Собрав дань с чуди, Мстислав повернул назад. В Новгород он вернулся без славы, но с товаром.

Вскоре после возвращения из Ливонии Мстислав решил, что ему все-таки следует заступиться за род Мономаха. Тепло попрощавшись с новгородцами, он отправился на юг, выбивать Ольговичей из Киева. Сделал он это играючи, почти не напрягаясь. У Мстислава Удалого, очевидно, была такая «харизма», что никто не хотел с ним драться. Обремененный годами и болезнями Всеволод Чермный о сопротивлении даже не думал. Он без боя сдал город смолянам, бежал в Чернигов и там вскоре умер. В 1214 смоленская княжеская фамилия вновь установила свой контроль над бренными останками древней русской столицы. А еще через год Мстислав Удалой окончательно перебрался на берега Днепра, пообещав новгородцам, что они всегда смогут рассчитывать на его помощь.

В 1215 году на княжение в северную русскую столицу был приглашен Ярослав Всеволодович Переславль-Залесский, который был женат на Мстиславовой дочери. Выбор оказался не самым удачным. Вечники видели в Ярославе-Федоре всего лишь мужа дочери почитаемого ими князя, но Ярослав в первую очередь был сыном Всеволода Большое Гнездо. На берегах Волхова он повел себя так, будто бы это был не Новгород, а Переславль. Несколько новгородских бояр вместе с семьей тысяцкого за какую-то провинность были брошены в темницу, а их достояние отдано на разграбление толпе. Строгость нового князя пришлась городской черни по вкусу, и в Новгороде начался самосуд над непопулярными в народе боярами. На деревянные мостовые северной столицы полилась кровь ее «лучших людей». Ярослав слишком поздно понял, что ситуация в городе вышла из-под его контроля, и остановить бунт он уже не в силах. В крайнем раздражении он уехал в Торжок и, желая утихомирить разбушевавшуюся толпу, применил «оружие массового поражения». К северной столице был прекращен подвоз хлеба, и в блокированном от внешнего мира городе немедленно воцарился голод. Отчаянные попытки новгородцев договориться с князем о его возвращении и снятии блокады успехом не увенчались. Прошло еще немного времени и люди в городе начали умирать от истощения.

11 февраля 1216 года в погибающий Новгород въехал Мстислав Удалой. Изнуренные голодом горожане встретили любимого князя, как самого Спасителя, только что не молились на него. Быстро вникнув в сложившуюся обстановку, Мстислав, как опытный «кризисный управляющий», вновь энергично взялся за решение проблем, вставших перед Северной Республикой. Первым делом были взяты под стражу все бояре, прибывшие в Новгород вместе с переславским князем. Затем в Торжок к Ярославу был отправлен гонец с требованием немедленно покинуть город. Ярослав в ответ снарядил в Новгород отборную дружину в сто человек с приказом найти и обезвредить смоленского авторитета по кличке «Удалой». Дружинники явились в северную столицу, отыскали Мстислава и всем скопом перешли к нему на службу. Разъяренный Ярослав велел перевязать две тысячи новгородцев, ранее задержанных его людьми в Торжке, и под охраной отправить их всех в Переславль-Залесский. Над Северной Русью вновь поплыл мерзкий запах междоусобной войны.

В том, что Юрий Суздальский заступится за своего младшего брата, никто в Новгороде не сомневался. Однако выделить для похода к Торжку большую рать изнуренные голодом вечники не смогли. Основу Мстиславова ополчения составили псковские ратники, которых привел на помощь брату Владимир, успевший уже к тому времени вернуться из Риги и помириться с псковитянами.

Юрий меж тем действительно откликнулся на призыв Ярослава и снарядил в поход к Новгороду десятитысячную рать, доверив командование войском другому своему брату Святославу Юрьев-Польскому. Святослав вступил во владения республики, осадил Ржевку, в которой, если верить преданию, в тот момент насчитывалось не больше сотни дружинников, но взять город сходу не смог. Разумеется, будь у великокняжеских воевод побольше времени, они бы эту небольшую крепость разметали по бревнышку, но тут, весьма некстати, из Новгорода прискакал Мстислав Удалой с малой дружиной и большой «харизмой» и одним своим появлением заставил не очень отважного Святослава снять осаду.


Рецензии