Хабиб Алиев. Поэма Сожженные письма

       В начале поэмы автор рассказывает о том, как в село «прилетели письма, как ласточки юной весной». Автор сравнивает письма с фронта с ласточками. Ласточки являются символом весны. Весна – символ возрождения жизни после долгой зимней спячки. Письма-ласточки – эта добрая весть, надежда людей, что воины вернутся с фронта. С фронта отцы и братья писали, что «враг коварен и силен, но будет разбит». Такие письма внушали уверенность в победе в сердца матерей, жен и детей. Однако, приходили и письма, что таили «черные слезы печали, стенания матерей». Чтобы показать глубину печали и горя матери, автор использует различные изобразительно-выразительные средства языка, как метафора и сравнение. Например: «Ах, неужели озеро слез, из которого черные реки текли?»
     Бывало, что письма задерживались в пути. Тогда остывал очаг в доме. А очаг в доме эта жизнь всей семьи. Для старой матери не светило солнце, не горели звезды, не светила луна. Когда же получала на руки долгожданный треугольник (письмо), то бегала по селу, чтобы разделить с каждым свою радость. Узнав о письме, девушка, которая ждала воина, заплетала косы, и ее глаза вновь сияли счастьем. Каждое письмо девушка хранила, как талисман.
Вместо мужчин-воинов на поля выходили подростки, старики и женщины.
     Автор пеняет на письма, почему они не летят быстрее птицы в село, почему иногда по три письма приходят с горькой вестью. Понятно ведь, что сами по себе письма не виноваты. Они лишь носители информации. Автор наделил их сущностью, одушевляет их. Он обращается к ним, как к живым людям. «Ах, не могли вы оставить
                Хоть маленькую неправду.
                Мол, без вести в 45-м
                Пропал на войне солдат».
Дальше автор объясняет, почему он просит письма обманывать людей. Ведь небольшая ложь – эта надежда. Так, по мнению автора, вдовы, невесты, родные и близкие солдат легче бы пережили утрату. Автор не хочет, чтобы похоронка сразу убила надежду. Он просит письма быть гуманнее к изможденным от тяжелого труда и голода людям. Надежда – всегда свет, стремление к лучшему, будущему. Как критик, я вижу в этой поэме мольбу к Всевышнему. В произведениях соцреализма не допускалось такое обращение. Автор заключил свою личную просьбу-мольбу в такую форму – обращение к неодушевленному предмету. Эта завуалированная мольба.
       В конце поэмы автор разочаровывается всем, что происходит вокруг. Он пеняет на судьбу за то, что она беспощадно расправилась с вдовами. Последнее письмо с фронта морально убила мать. Она потеряла рассудок – бросила связку писем в огонь, тем самым подвела итог всем своим надеждам и чаяниям. «В пропахших войной конвертах
                Горели сыновьи письма,
                Которые где-то, когда-то
                Надежду и веру несли».

Как бы ни хотел юный лирический герой, думаю, он сам – автор, сохранить письма не смог. «И не было сил промолвить
                Необходимое слово:
                «Оставь, не сжигай письма»».
       В конце поэмы автор указывает, что Родина тоже горевала, как все советские солдатки. Наверное, мало было семей, которых не коснулась огненная рука войны. Почти такая же судьба, а то и хуже, настигла и семью моего отца. Но эта уже другое повествование, другая история.


Рецензии