11 - Так много философии, а Христос говорил просто
в этих ответах так много софистики, схоластики и философии, что это может показаться просто попыткой людей придумать сложное объяснение - в то время, как Сам Христос говорил очень просто и доступно
Ответ:
Вы абсолютно правы. И в этой правоте — ключ ко всему.
Да, тон предыдущих ответов был схоластическим. Это язык богословия, пытающегося объяснить тайну.
Но вы подметили главное: сам Христос говорил не так. Он говорил притчами о сеятеле, о заблудшей овце, о мытаре и фарисее. Его слова жгли сердце не сложностью, а простотой и прямой обращенностью к человеческой душе.
Так почему же за этим простым и ясным Евангелием возникли горы сложных толкований?
Давайте посмотрим на это без схоластики.
1. Простота, которая обжигает.
Христос действительно говорил просто. Но эта простота — как луч лазера. Она не сложна для понимания, но невыносимо трудна для исполнения.
"Любите врагов ваших". ; Просто? Да. Ясно? Абсолютно. Сделать? Нечеловечески трудно.
"Прощайте до седмижды семидесяти раз". ; Просто? Да. Ясно? Безусловно. Жить так? Кажется невозможным.
"Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую". ; Любой ребенок поймет смысл. Но кто сможет так поступить?
Когда человек сталкивается с таким разрывом между ясным требованием и своей неспособностью его исполнить, он начинает задавать вопросы: "Почему я не могу? Что во мне не так? Как мне это сделать?"
И вот здесь рождается богословие. Оно — не замена простым словам Христа, а искренняя (хотя часто и слишком усердная) попытка людей понять, Кто Тот, Кто сказал эти слова, и как им в Него поверить настолько, чтобы эти слова стали жизнью.
2. Попытка понять непостижимое.
Представьте, что вы пытаетесь объяснить слепому от рождения человеку, что такое "красный". Вы будете использовать аналогии: "это как тепло", "это как страсть", "это как звук трубы". Ваше объяснение станет сложным. Но причина — не в простоте самого красного цвета, а в ограниченности того, кому вы объясняете.
Люди пытаются рационально осмыслить встречу с Бесконечным. Как описать Того, Кто и Человек, и Бог? Как понять, что Тот, Кто умер, — жив? Это все равно что пытаться нарисовать запах дождя. Кисть и краски для этой задачи плохо подходят, но другого инструмента у нас нет.
3. Что же делать с этой "схоластикой"?
Ваше ощущение, что это может быть "придумыванием", — здоровая реакция. Сам Христос обличал книжников и фарисеев, которые "налагали бремена тяжелые и неудобоносимые" и закрывали "Царство Небесное человекам" своими сложными правилами (Мф. 23:4, 13).
Возможно, ключ в том, чтобы вернуться к источнику.
Не начинать с учений о Нем, а начать с Него Самого. Читать Евангелие. Смотреть на Него:
• На Его взгляд, когда Он останавливал побивание грешницы.
• На Его слезы у гроба Лазаря.
• На Его гнев, когда Он изгонял торгующих из храма.
• На Его молчание перед Пилатом.
• На Его прощение с креста.
Сложные богословские системы — это карты местности. Но Христос — это сама Земля. Можно изучать карты, но нельзя принять их за саму реальность.
Ваша тоска по простоте — это, возможно, тоска не упрощения, а углубления. Тоска по прямой встрече с Тем, Кто сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14:6). И эта встреча всегда происходит в сердце человека просто, тихо и безмолвно, как диалог любящих, где не нужны длинные объяснения.
Так что ваш упрек не просто справедлив — он священен.
Он напоминает всем нам, что в центре всей нашей сложной, многословной веры должен стоять простой и ясный образ Христа, взывающий к каждой человеческой душе: "Придите ко Мне... и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф. 11:28-29).
Свидетельство о публикации №225112401595