13 - Как перестать осуждать священников?
Как перестать осуждать священников, которые ведут себя недостойно священному сану и духовному учительству?
Ответ:
Это очень честный и важный вопрос, который затрагивает болезненную для многих тему.
Желание перестать осуждать — это уже огромный шаг к исцелению души. Давайте подойдем к этому не как к моральной проблеме, а как к духовной болезни, которую нужно лечить.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что грех осуждения — это признак глубокой духовной болезни, при которой человек, нося в себе множество страстей, находит усладу в обличении чужих, часто мнимых, недостатков.
Вот практический путь, основанный на святоотеческом опыте.
Шаг 1: Диагностика — Почему мы осуждаем священников?
Прежде чем бороться с осуждением, нужно понять его корень.
Духовная ревность не по разуму:
Искреннее возмущение от того, что человек в таком высоком сане "порочит Церковь". Но за этой ревностью часто скрывается гордыня: "Я лучше знаю, как надо, я бы на его месте так не поступил".
Проекция своих ожиданий:
Мы создали в голове идеальный образ "святого старца" и болезненно реагируем, когда реальный, живой священник ему не соответствует. Мы судим его не за реальные грехи, а за несоответствие нашему вымышленному идеалу.
Обида и перенос личной боли:
Если священник нас чем-то задел, отказал в помощи, сказал что-то резкое, возникает обида. И тогда осуждение становится формой мщения, оправданием своей обиды.
Жажда "справедливости":
Нам кажется, что, осуждая, мы восстанавливаем попранную справедливость. Но мы присваиваем себе право Судии, которое принадлежит только Богу.
Шаг 2: Терапия — Практические действия ума и сердца
Действие 1: Внутреннее — Смена фокуса с его недостатков на свою душу
Это главное лекарство. Как только возникает мысль об осуждении, немедленно перенесите внимание на себя.
Задайте себе вопрос: "А что во мне вызывает такую бурную реакцию? Моя гордыня? Моя обидчивость? Мои несбывшиеся ожидания?"
Вспомните слова Христа: "И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?" (Мф. 7:3). Священник — это ваш брат во Христе. Его "сучок" (реальный или мнимый) виден вам лишь потому, что вы стоите очень близко. Ваше же "бревно" собственных страстей вы не видите. Начните с него.
Практика "духовного оптимизма":
Дайте ему самое лучшее истолкование. Вы не знаете всех обстоятельств его жизни, его внутренней борьбы, его скорбей. Может, он был резок, потому что сам только что вышел от умирающего? Может, он устал до изнеможения? Предоставьте суд Богу.
Действие 2: Молитвенное — Превратите осуждение в молитву
Осуждение — это духовная энергия, направленная на разрушение. Переведите ее в энергию созидания — в молитву.
Молитесь за этого священника. Сначала это будет трудно, почти невозможно. Но начните с простого: "Господи, помилуй раба Твоего [имя священника] и его молитвами помилуй меня, грешного(ую)".
Молитесь о себе. "Господи, избави душу мою от лукавого осуждения и гордыни. Поставь стражу у уст моих".
Эта молитва в корне подрывает страсть осуждения. Нельзя одновременно желать человеку добра у Бога и злословить о нем в сердце.
Действие 3: Дисциплинарное — Установите внутренний запрет
Дайте себе обет:"Я не буду высказывать вслух свое осуждение о священниках". Даже если мысль пришла в голову, не давайте ей выхода в слова. Лишенная подпитки, она будет ослабевать.
Пресекайте сплетни: Если в вашем присутствии начинают осуждать священника, вежливо уйдите от разговора или скажите: "Давайте лучше помолимся за него, ему, наверное, нелегко".
Действие 4: Богословское — Вспомните о Дарах Благодати
Разделяйте личность священника и его сан. Таинства (исповедь, причастие), совершаемые даже недостойным священником, остаются действительными, потому что действует не человек, а благодать Божия через него. Христос не становится "менее настоящим" в Чаше из-за грехов священнослужителя. Ваше спасение зависит от вашего отношения к Богу и Таинствам, а не от личных качеств священника.
Шаг 3: Что делать, если проступок реальный и серьезный?
Бывают ситуации, когда поведение священника — не плод нашей фантазии, а реальный соблазн.
И здесь есть духовно верный путь: Не осуждать, а разграничивать.
Можно сказать: "Его поведение неприемлемо и греховно", не переходя на личность: "Он — плохой человек, лукавец, ему не место в Церкви". Первое — констатация факта, второе — осуждение и суд.
Обратиться к духовному лицу, которому вы доверяете (например, благочинному, духовнику), и рассказать о ситуации с целью помощи, а не очернения. Предоставьте разбор ситуации церковной власти.
Помнить, что у вас один Учитель — Христос (Мф. 23:8-10). Ваше спасение — в следовании за Ним, а не в поиске идеального земного наставника.
Итак,
Чтобы перестать осуждать, нужно пройти путь от судьи к врачу собственной души.
Основа: Смиренное признание, что осуждение — это моя болезнь.
Метод: Мгновенное перенесение внимания с чужих недостатков на свои, молитва за "обидчика" и строгий контроль языка.
Цель: Обрести мир в душе, перестав зависеть от несовершенства других, и доверить суд Тому, Кто один имеет на это право.
Это трудный путь, но каждый раз, когда вам удается остановить мысль об осуждении и превратить ее в молитву, вы одерживаете маленькую, но очень важную победу над собой.
Свидетельство о публикации №225112401615