Ч. 5 Огненная Звезда вспыхнула и сгорела
Генри Адамс со всех ног бросился к капитану. Услышав его доклад, капитан Юл изменился в лице и сам помчался к носовому люку. Когда он открыл люк, его обдало жаром от полыхавшего огня.
Юл захлопнул люк. Он надеялся, что из-за недостатка кислорода огонь погаснет, поэтому приказал задраить люки и закупорить все вентиляционные трубы. Но это не помогло.
Перепуганные пассажиры поднялись на верхнюю палубу: находиться в заполненных ядовитым дымом помещениях было невозможно. Стали заливать трюм забортной водой, качая её помпой, но огонь не унимался.
Капитан направил клипер к берегам Новой Зеландии. Но ветер сменился, начался шторм, Юл решил идти в залив Хаураки Большого Барьерного острова.
20 апреля капитан распределил по четырём оставшимся шлюпкам всех, кто не входил в пожарную партию. Объяснил это тем, чтобы пассажиры и незанятая часть экипажа не толкались на палубе и не мешали тушению пожара.
Руководить пожарной партией он назначил старпома Сарджента.
Все четыре шлюпки с пассажирами и членами экипажа должны были держаться около клипера. Капитан объявил, что если пожар не удастся потушить, то все направятся к островам архипелага Чатем.
Тушением пожара занимались вызвавшиеся добровольно шестнадцать членов экипажа и один доброволец из пассажиров третьего класса Джон Ормонд.
На одну из лучших шлюпок капитан посадил нескольких женщин из первого класса, четырёх гребцов и предупредил, что когда все покинут судно, он пойдёт на этой шлюпке.
В шесть часов утра 21 апреля старпом Сарджент обнаружил, что около клипера нет ни одной шлюпки, исчез и капитан Юл.
Сарджент бросился в рубку и увидел, что капитан забрал с собой все навигационные приборы. Тогда он направился в его каюту. Там ему стало ясно, что Юл, прежде чем дезертировать с корабля, забрал с собой и все хронометры.
Он забыл в каюте только старый компас. Все, кто остались на клипере, были обречены на гибель. Сарджент собрал людей, объяснил обстановку и предложил бороться за спасение клипера, а в случае его гибели спасаться на плоту.
Он распределил всех на две группы, которые будут работать посменно, меняя друг друга.
Одна группа занималась тушением пожара, а вторая строила плот. Старпом распорядился снять нижние паруса, чтобы их намочить и закрыть люки. Приходилось всё время поливать палубу. Затыкали отверстия, в которые прорывался огонь, и поливали их водой.
Обезумевшие свиньи носились по палубе, пока их не сбросили за борт. На мачтах остались только верхние паруса.
К 25 апреля погода начала ухудшаться, штормило до 28 апреля. День и ночь, практически без отдыха, поливали забортной водой горячую палубу и люки. Спать на палубе было невозможно.
Штуртросы (система тросов, соединяющих рулевое колесо с баллером – вертикальным валом, передающим вращательное движение от штурвала к рулю) сгорели, и управлять судном можно было только с помощью верхних парусов.
Сарджент опасался, что скоро рухнут мачты. Джордж Мэйбер, механик, вызвался посмотреть, в каком они состоянии. Его обвязали верёвкой, намочили одежду, мокрым платком он закрыл нос и рот.
Механик спустился в носовой люк, где всё было раскалено. Мэйбер увидел, что нижняя часть фок-мачты прогорела и скоро мачта рухнет, а корабль превратился в скорлупу: внутри всё выгорело.
Его вытащили наверх, где, отдышавшись, он доложил об увиденном Сардженту. Придя в себя, вместе с другим добровольцем, квартирмейстером Уильямом Маршаллом, он снова спустился внутрь, чтобы опустить в цистерну с пресной водой шланг.
Но цистерна оказалась закрытой крышкой, которую заклинило. У них не хватило сил её открыть, оба задыхались. Их вытащили наверх в бессознательном состоянии и долго не могли привести в чувство.
Жара на палубе была невыносимой. Люди питались остатками продуктов на камбузе и курицами, которые находились в клетках. Стали страдать от нехватки пресной воды. Плот, который построили, был очень ненадёжным для открытого моря. Постоянно штормило.
Всё, на что они могли надеяться, – это каким-то образом добраться до земли или встретить другой корабль. Сарджент был прекрасным навигатором. Он сумел, маневрируя парусами, направить клипер к Новой Зеландии.
3 мая клипер находился примерно в 98 милях от Новой Зеландии. Увидели два острова, вероятно, Меркурий и Олдерман. Но очередной шторм 4 мая снова отогнал «Огненную Звезду» далеко в море.
На следующие сутки плот, построенный на случай гибели судна, ночью волны смыли с палубы. Вся надежда на сушу исчезла. В 11:00 утра фок-мачта рухнула за борт, забрав с собой верхнюю мачту и верхние реи.
11 мая произошло чудо: в 22 часа, когда по расчётам Сарджента, они находились в 26 милях от Новой Зеландии, на «Огненной Звезде» увидели огни другого корабля.
Стали пускать последние ракеты и зажгли синий свет (синий свет - рыхлый химический состав, сжигаемый в открытом ручном полусферическом деревянном стаканчике - что-то вроде бенгальского огня).
На чужом судне заметили сигналы бедствия и подошли ближе к «Огненной Звезде». Судно оказалось барком «Бесстрашный», которым командовал капитан Мур. Он отправил на вельботе к клиперу своего помощника, чтобы выяснить обстановку.
После доклада помощника Сарджент попросил капитана Мура прибыть на клипер, чтобы определить, можно ли ещё спасти судно. Мур согласился и побывал на клипере, подтвердив, что спасти «Огненную Звезду» невозможно.
Он забрал всех с клипера, на котором в носовой части вырвалось огромное пламя, и вскоре судно затонуло на южной широте 37°5' и восточной долготе 175°42'.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №225112401620
Доброго здоровья
Анатолий
Анатолий Клепов 24.11.2025 22:35 Заявить о нарушении
