15 - Следует молиться лично или в церкви?

Вопрос:
Объясните также следующее высказывание о молитве:
"(1 Фес. 1, 6–10; Лк. 11, 1–10). Господь дал молитву общую для всех, совместив в ней все нужды наши, духовные и телесные, внутренние и внешние, вечные и временные. Но так как в одной молитве нельзя совместить всего, о чем приходится молиться Богу в жизни, то, после молитвы общей, дано правило на случай частных о чем-либо прошений: “просите, и дано будет вам; ищете, и найдете; стучите и отворят вам”. В церкви Божией так и делается: христиане все обще молятся об общих нуждах, но каждый частно излагает пред Господом свои нужды и потребности. Обще молимся в храмах по установленным чинопоследованиям, которые все ничто иное, как разъясненная и в разных видах изложенная молитва Господня, а частно, дома, всякий как умеет просит Господа о своем. И в храме можно молиться о своем, и дома можно молиться о своем, и дома можно молиться общею молитвою. Об одном только надо заботиться, чтобы, когда стоим на молитве, дома ли или в церкви, у нас на душе была действительная молитва, действительное обращение и восхождение ума и сердца вашего к Богу. Как кто сумеет пусть делает это. Не стой как статуя и не бормочи молитв, как заведенная машинка, играющая песни. Сколько ни стой так и сколько ни бормочи, нет у тебя молитвы, когда ум блуждает и сердце полно суетных чувств. Уж если стоишь на молитве, приладился к ней, что стоит тебе и ум и сердце привлечь сюда же? И влеки их, хотя бы они упорствовать стали. Тогда составится молитва настоящая и привлечет милость Божию и Божие обетование молитве: просите и дастся, исполнится. Не дается часто оттого, что прошения нет, а только просительное положение."

Ответ:
Это замечательное и очень практичное наставление святителя Феофана Затворника, которое раскрывает сердцевину христианской молитвенной жизни. Давайте разберем его по частям, чтобы увидеть всю глубину и пользу.

Основная идея высказывания.

Феофан Затворник описывает два неразрывных измерения молитвы: общее и личное, и подчеркивает, что главное в любом из них — это не внешняя форма, а внутреннее состояние ума и сердца, обращенных к Богу.

Разберем ключевые тезисы и их объяснение.

1. Два типа молитвы: Общая (Отче наш) и частная (личные прошения)

"Молитва общая для всех" (Отче наш): Святитель Феофан называет её совершенной, потому что в ней Господь "совместил... все нужды наши". Действительно, в ней есть всё:

• Прославление Бога («Да святится имя Твое»).
• Принятие Его воли («Да будет воля Твоя»).
• Просьбы о самом необходимом («хлеб наш насущный дай нам на сей день»).
• Прощение и духовное очищение («прости нам долги наши... и не введи нас в искушение»)

Это духовный каркас, фундамент всей молитвенной жизни.

"Правило на случай частных прошений": Поскольку одна формула не может охватить все жизненные обстоятельства, Господь дает универсальный принцип: "просите, ищите, стучите". Это благословение на личную, доверительную беседу с Богом о наших конкретных скорбях, радостях и нуждах.

Вывод: Здоровая молитвенная жизнь — это сочетание верности общему правилу (молитва по чину Церкви) и свободы в частной молитве (личное обращение к Богу).

2. Два места молитвы: Храм и дом

В храме мы молимся прежде всего общим чином (литургия, молебны), но можем и о своем.
Дома мы молимся и общим правилом (утренние/вечерние молитвы, включающие "Отче наш"), и о своих личных нуждах.

Вывод: Нет строгого разделения "здесь молимся так, а здесь — иначе". Молитва едина. Церковная молитва питает личную, а личная молитва готовит к общей в храме.

3. Главный критерий: "Действительная молитва"

Это центральная мысль всего отрывка. Феофан Затворник выступает против двух крайностей:
Формализма ("статуя"): Когда тело стоит, а ум и сердце отсутствуют.
Механистичности ("заведенная машинка"): Когда слова произносятся без участия личности, по привычке.
Он говорит: главное — чтобы во время молитвы происходило "действительное обращение и восхождение ума и сердца... к Богу". Молитва — это встреча, личностный диалог, а не ритуал.

4. Практический совет: Как достичь настоящей молитвы?

Святитель Феофан дает очень простой и действенный совет, который является классикой православной аскетики:
"Уж если стоишь на молитве... что стоит тебе и ум и сердце привлечь сюда же? И влеки их, хотя бы они упорствовать стали."

Признание проблемы: Ум по природе бродит, сердце отвлекается на суету. Это нормально для падшего человека.

Призыв к усилию: Нельзя этому покоряться. Нужно прилагать усилие — постоянно, терпеливо возвращать ум к словам молитвы, а сердце — к стоянию перед Богом.

Это труд: Слова "влеки их, хотя бы они упорствовать стали" показывают, что молитва — это подвиг, работа, а не просто приятное состояние.

5. Объяснение, почему молитва иногда "не работает"

Феофан Затворник дает гениально простое объяснение, почему обетование "просите, и дано будет" иногда кажется невыполненным:

"Не дается часто оттого, что прошения нет, а только просительное положение."
То есть, внешне вы просите — стоите, креститесь, читаете слова. Но внутри, в сердце, нет того напряженного, живого, уповающего акта прошения. Нет той веры и надежды, которые и являются душой молитвы. Бог отвечает на сердечный крик, а не на ритуальное бормотание.

Краткий итог-инструкция от Феофана Затворника:
Молись и общим чином, и лично — одно другому не мешает, а дополняет.

Где бы ты ни молился — в церкви или дома, — главное, чтобы твой ум и сердце были здесь и сейчас с Богом.

Не будь статуей или автоматом. Если заметил, что отвлекся, просто без злости на себя верни внимание к молитве. Делай это снова и снова.

Проси по-настоящему. Пусть твоя просьба будет не просто словами, а искренним желанием сердца, и тогда уповай на обетование Божие.

Это наставление — не о запрете на поиск, а о его правильном направлении. Самый главный поиск, который благословен, — это поиск подлинной встречи с Богом в молитве, который требует преодоления внутреннего рассеяния и формализма.


Рецензии