По чтении Бориса Эйхенбаума...

Из статьи литературоведа Бориса Эйхенбаума

.М.Эйхенбаум

О ПРОЗЕ М. КУЗМИНА
// Эйхенбаум Б. М. О литературе. М.: Сов. писатель, 1987. - С. 348-351.

Взято сейчас на сайте наследия Б.М.Эйхенбаума, который я читаю, у меня в закладках внизу страницы, где внешние ссылки.
-----
«Лучшая проба талантливости — писать ни о чем». Вот афоризм Кузмина, способный ошеломить провинциально воспитанного русского читателя.

«Веселое, божественное, не думающее о цели ремесло — есть искусство». Вот и другой.3

О писателе Щетинкине в рассказе «Высокое искусство» он сообщает:

«Говорили, что он занимается и прозой в таком же роде: легком, чуть насмешливом, забавном и уж отнюдь не скучном, что при нашей всероссийской нудности, считающей своим долгом переживать или пережевывать чеховскую неврастению, а если и загорающейся, то исключительно ювеналовским, не всегда с разбором и толком, пафосом, — была заслуга немалая».

Грациозное, наивное созерцание жизни как причудливого узора, наивное в самой тенденциозности, — вот пафос Кузмина. Отсюда — его экзотика, отсюда — его отвращение к искусству целеполагающему, «высокому»: «Настоящая грандиозная и высокая концепция мира и возвышенное мировоззрение почти всегда приводят к умиленности св. Франциска, комическим операм Моцарта и безоблачным сатирам

350

А. Франса. Недоразвитые или дурно понятые — к бряцанию, романтизму и Вагнеру».

Наивный экстаз умиления и столь же наивный экстаз веселья и шутки — вот основы художественного пафоса Кузмина.

1920
Примечания
(Е.А.Тоддес)

О ПРОЗЕ М. КУЗМИНА

(“Жить искусства”, 1920, 29 сеyт., с. 359. Печатается по СЛ [ Эйхенбаум Б.“Сквозь литературу”, Л., 1924.])


----


Мой комментарий:


Про "чеховскую неврастению" и "бряцанию Вагнера" - забавно. Как и про "писать ни а чем", чуть ли не наше "ниачем".

.....
Если без утрирования и противопоставления Чехова - Лескова или Франсу, Моцарта - Вагнеру, то в общем я согласна не столько с этим пассажем. Сколько с его пафосом.

Давно читала, в монографии музыковеда, что в 29 веке после страшных войн вдруг сама собой возродилась стихийная никем не наслаждаемся тяга и мода на барочную музыку,
Нео-барокко.

А потому что, писал, музыковед, она полна жизнерадостной энергии, ...

Да, понятно.
Люди всегда ищут стремления к жизненной силе, свету и радости и эти стремления усиливаются, как защита, в тяжкие времена масс.



Кстати, мы совсем не знаем о пимателе В.Кузмине, хотя он мелькает...

Писателе.

Внешние ссылки.
Сайты открывать по расписанию хотя бы с некоторой периодичностью.
Не просто ж так.
Это аналог периодики, которую мы выписывали. Газеты и журналы.

Надолго не забрасывать.
Вот открыла и уже плодотворный ручеек новых тем, мыслей, идей, переключение на что-то новое, освежить чувства и мысли.

Притом помалу, а отнюдь не сплошное штудирование сайтов. Это нереалистично.
Сайты тоже наполняются медленно, по щепке прибавляя.

"Мало и хорошо-вдвойне хорошо"

Бальтасар Грасиан. Карманный Оракул.


24.11.2025 18:41


Рецензии