Как воевал партизанский отряд Советский Мурман
В неизвестных воспоминаниях партизан
Фрагмент воспоминаний политрука 1-го взвода партизанского отряда «Советский Мурман» П. А. Евсеева: «Шёл июль сорок второго года. Немецко-фашистские захватчики рвались к Мурманску…
В партизанский отряд «Советский Мурман» влились добровольцы из Мурманска, в отряд «Большевик Заполярья» — добровольцы из Кировска, Кандалакши, Мончегорска и Кольского района.
13 августа 1942 года народные мстители приняли присягу на верность Родине…
Рано утром на следующий день оба отряда вышли на исходную базу в районе высоты Ударная. Путь лежал через город. Там, где сейчас проходит улица Карла Маркса, Октябрьская, Володарского, Челюскинцев, угрюмо стояли обгорелые печные трубы, лежали груды развалин, над Мурманском висел дым пожарищ.
В партизанские отряды пришли люди самых различных профессий — это рабочие, инженеры, техники, учителя, студенты и даже школьники.
Отряд «Советский Мурман», в котором мне пришлось воевать в те суровые годы состоял главным образом из молодёжи. Это были сильные духом, мужественные, смелые. Каждый знал на что он шёл, с какими трудностями, с какими лишениями ему придётся встретиться.
Одним из первых в партизанский отряд пришёл Виктор Толстобров, ему шёл восемнадцатый год. До войны Виктор учился в Мурмашинской школе, мечтал стать инженером-электриком. Отец и мать его работали на Тулунской ГЭС. Когда началась война отец ушёл на фронт. И сын заменил его — стал работать на станции электромонтёром. Однажды матери Виктора принесли конверт, она поспешно разорвала его и вскрикнув выронила листок из рук. Отец убит! Виктор пошатнулся как будто его толкнули в грудь. Потом подошёл к столу и долго смотрел на фотографию отца в самодельной рамке. Не громко, но очень твёрдо сказал: «Клянусь, я отомщу!». И свою клятву Виктор Толстобров выполнил!
Отважно сражался с врагом. Он с отрядом прошёл по тылам неприятеля свыше трёх тысяч километров.
Однажды, недалеко от старой государственной границы, партизаны завязали бой с группой карателей. В это время Толстобров выполнял обязанности связного командира отряда. Ему было поручено передать приказ первому взводу обойти высоту и с тыла атаковать фашистов. Успех операции и жизнь партизан решались в минуты. Но, если добираться в обход до первого взвода уйдёт четверть часа, а то и больше, и Виктор решил добираться напрямик через небольшую поляну, простреливаемую врагом. По-пластунски он быстро стал переползать поляну, каратели заметили его, и из двух пулемётов открыли огонь. Фашисты бьют, а он всё ползёт, ползёт и ползёт. Вдруг Виктор остановился и замер на месте, у всех, кто наблюдал за ним похолодело в груди — убит! Но нет, только немцы сделали передышку, Толстобров пополз и достиг расположения врага. А через несколько минут каратели были выбиты с высоты, оставив только убитыми одиннадцать человек.
После Виктор показывал маскхалат, шапку-ушанку, которые были пробиты пулями в нескольких местах.
Другой группе партизан, в которую входил Толстобров, было приказано выйти на фронтовое шоссе и захватить «языка». На шоссе машины двигались колоннами, впереди три — четыре мотоциклиста с колясками, на которых установлены пулемёты, а затем машины. Лес и кустарник с обеих сторон все были вырублены, укрыться там просто невозможно. Партизаны выбрали место, где шоссе даёт крутой хорошо просматриваемый с двух сторон поворот, замаскировались в камнях в придорожном кювете, стали ждать. Было решено: мотоциклистов пропустить, а затем быстро выкатить из кювета на проезжую часть шоссе несколько брёвен, когда головная машина остановиться стрелять по всей колонне. Вместе с «языком» предполагалось захватить некоторое количество продовольствия, запасы которого были на исходе. Но случилось непредвиденное. Когда на шоссе показалась легковая машина партизаны быстренько выдвинули два кряжа и стали ждать. Легковой автомобиль не дошёл до кряжей, остановился. Открылась дверь, шофер хотел убрать преграду, но заметив спрятавшихся партизан, что-то крикнул и быстро нырнул в машину. Раздалась длинная автоматная очередь, в ответ несколько партизан дали очередь по покрышкам, бензобаку, кузову, но пули, свиснув, рикошетили — автомобиль оказался бронированным. Подложили две гранаты — не берёт! Время уходит, стрельбу и взрывы могли услышать солдаты соседнего гарнизона. Тогда партизаны прикладами и камнями стали бить по ветровым стёклам немцы не выдержали и на какай-то миг приоткрыли дверцу — этого оказалось достаточно для того чтобы эта дверца больше никогда не закрылась! Партизаны забрали документы, оружие, чемодан и подожгли машину.
В это время другие группы минировали мост через безымянную речку и подорвали на нём грузовые автомобили с боеприпасами. Кроме Виктора Толстоброва в этой операции отличились командир взвода комсомолец Иван Колычев, Анатолий Казаринов, Фёдор Маклаков, Николай Кислицын, рядовые Константин Головин, Иван Мужиков, Александр Панюкин и многие другие партизаны. Операцией руководил Сергей Демьянович Куроедов.
Фашисты попытались преследовать нас, но дважды натолкнувшись на наши мины отстали. Обратный путь, как всегда, был тяжёлым. Кончились сухари, продовольствие, не было ни соли, ни табаку. Питались грибами, ягодами, курили берёзовый лист, но не унывали. Делали переходы не менее тридцати километров в сутки.
Виктор помогал ослабевшим, поочерёдно нёс их вещмешки, оружие. На привалах собирал для них ягоды, еле державшийся на ногах…
На ровне с мужчинами переносили тяготы партизанской жизни и девушки, выполнявшие обязанности санитарок, медсестёр. Среди них мне особенно запомнилась Паня Шорохова за маленький рост и круглое почти детское лицо. Её называли в отряде «Капелькой». Паня училась во второй школе в Мурманске. Была хорошей лыжницей, не раз защищала честь школы и города на соревнованиях… С начала войны она встала за станок и вместе с отцом работала на судоремонтном заводе. Ей было не более семнадцати лет, но она обладала исключительной выносливостью и силой воли. Пешком, на лыжах, она прошла свыше трёх тысяч километров и спасла жизнь многим раненным партизанам.
Как-то осенью сорок второго года отряд выдвинулся на задание. На пути встретилось болото и небольшая речка. Паня шла вместе с разведчиками и у речки они стали раздумывать, как организовать переправу? Шорохова и Лида Бочковая сняли сапоги и первыми вошли в ледяную воду. Не желая опозориться перед девушками вплавь и в брод, переправились через речку и остальные партизаны.
Мужественно держались и другие девушки студентки кировского медтехникума Шура Артемьева из Мончегорска, Катя Филонова, Аня Колкина.».
Из записки командира первого взвода партизанского отряда «Советский Мурман» Анатолия Леонидовича Казаринова: «Отрываю лыжами яму (мы их называли могилами), бросаю на дно её голых березовых сучьев (хвойных деревьев нет) и ложе для спанья готово. Мороз ниже -40 С и стоит только немного побыть без движения, как начинаешь чувствовать его не только носом, кончиками пальцев рук и ног, но и вспотевшей, после перехода и работы, спиной. Однако спать всё равно надо!
…Одевались мы довольно легко: 1 пара нательного, 1 пара тёплого белья, гимнастерка, ватные брюки, телогрейка с пришитым от полушубка воротником, обыкновенные валенки с кеньками и меховые рукавицы, обтянутые сверху плащ-палаточным материалом.».».
Фрагмент воспоминаний политрука партизанского отряда «Советский Мурман» Александра Михайловича Малышева о досуге партизан: «Сколько было шуток, смеха на привалах. А сколько было песен и пляски, когда мы находились на нашей постоянной базе. Даже ставили постановки и оперы. Душой и организатором всех веселий был командир взвода Толя Казаринов. Помните под музыку Казарина залихватские выплясывал партизан Гриша Зверочкин, сейчас он работает на Тулунской ГЭС. А командир отряда Сергей Демьянович Куроедов. Это был непревзойдённый плясун, «Цыганочки» особенно.
Уже в конце войны, находясь в городе Петрозаводске на Параде партизан Карельского фронта наш отряд «Советский Мурман» занял первое место по художественной самодеятельности из 19-ти отрядов Карельского фронта. Выходит, умели мы воевать, умели и веселиться, конечно, тогда, когда позволяла обстановка.
А помните, как хорошо пела Паня Шорохова, а ей подпевала Лида Бочковая? Особенно хорошо у них получалась песня «Ты в дорогу с собой возьми.».
Малышев Александр Михайлович (Род. 1910 -? г.). Политрук отряда «Советский Мурман» с 1942 г. Родился под г. Царевококшайском (совр. Йошкар-Ола). Перед войной проживал в Мурманске и работал на заводе «Севморпуть». В июне 1942 г. вступил в партизанский отряд. Награжден медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени.
Очень тяжело приходилось партизанам выполнить каждое боевое задание. Вот сводка из рапорта командира сводной группы партизанских отрядов «Советский Мурман» и «Большевик Заполярья»: «От 17 января 1943 года. Потери. Вышло в поход — 119 человек. Из них похоронили — 23 человека: 15 человек — убито, 1 — расстрелян, 7 — замерзло. Отправили в госпиталь — 60 человек: 56 — с обморожением, 4 — с ранением. Вернулись на базу — 36 человек. Куроедов».
Несколько партизанских отрядов действовали на Кандалакшском направлении.
Среди них отряд «Полярник» (на фото) из сотни партизан, сформированный 19 февраля 1942 года в Архангельске, под командованием Д. А. Подоплекина. Базировался в поселке Шала в Пудожском районе Карелии, 19 июня 1942 года передислоцирован в Кандалакшский район у Нямозера. Совершал походы по тылам противника на Кандалакшском направлении и на территорию Северной Финляндии, до Кемиярви.
Продолжение следует…
Владлен Дорофеев
Свидетельство о публикации №225112401841
