Образ Нестора Махно в советских кинофильмах

Нестор Иванович Махно, пожалуй, один из самых оболганных персонажей Гражданской войны.  Прекрасно понимая, что вытравить память о махновщине вряд ли удастся, коммунисты активно занялись её дискредитацией и в этом преуспели.

Современный обыватель при упоминании о махновщине тут же представляет себе обвешанный оружием живописно-карнавальный сброд разной степени алкогольной интоксикации. Эталон — банда Грициана Таврического и Попандопуло. В "Свадьбе в Малиновке", правда, о Махно и махновцах ни слова, но, в силу сложившихся к тому времени стереотипов, это было само собой разумеющимся. Тем более, что все образы малиновских бандитов, как и некоторые эпизоды "Свадьбы", явно одолжены из антимахновского фильма "Красные дьяволята". Собственно, все типажи советских киномахновцев и киноанархистов своими корнями уходят в этих самых "Дьяволят".

В основу "Красных дьяволят" положена одноименная книга Павла Бляхина (1922;г.). Автор — довольно занимательный персонаж. В мае 1920-го Бляхина назначают председателем Одесского губернского ревкома, а в начале сентября того же года — Екатеринославского. На Екатеринославщине он принимал активнейшее участие в уничтожении недавних союзников Красной армии — махновцев.

В 1923-м воодушевлённый указанием Ленина о важнейшем из искусств известный киноартист и режиссер-постановщик Иван Перестиани решает экранизировать антимахновскую агитку Бляхина. Съёмки начались 27 февраля 1923-го и уже 26 сентября того же года состоялась премьера фильма.

При всём лихо закрученном сюжете фабула первого советского боевика довольно незамысловата. На посёлок, в котором живут герои фильма Миша и Дуняша, нападают махновцы и убивают их отца. Ребята решают мстить. К ним присоединяется юный афро-большевик Том Джексон. Как и положено, в боевике есть стрельба, погони, плен, пытки, побег. Словом, полный комплект классического экшна. Под занавес "дьяволята" берут в плен самого Махно и, затолкав в мешок, преподносят Будённому. У того весьма кстати в карманах завалялось три ордена "Красного Знамени", и командарм, не отходя от кассы, тут же награждает ими героев.

Творение имело огромный успех и долгое время оставалось лучшим советским приключенческим фильмом. Кроме бешеных кассовых сборов, лента имела и грандиозный пропагандистский эффект. В глазах зрителей Нестор Иванович из крестьянского вождя превращался в жестокого и глупого преступника, а его армия — в комичное сборище пьяниц, бандитов, грабителей и недоумков.

В кинофильме "Выборгская сторона" ("Ленфильм", 1938 г.) питерские анархисты показаны редкостными упырями (но опять же буффонадно-комичными), пособниками контрреволюции и врагами народа, а их предводитель производит впечатление абсолютно невменяемого человека. Также в идиотско-комичном свете был изображён стареющий теоретик анархизма Пётр Кропоткин.

В 1942-м на экраны СССР выходит фильм "Александр Пархоменко", снятый Леонидом Луковым по роману Всеволода Иванова "Пархоменко". Для страны, воюющей против Германии, сюжет понятен: Ворошилов и Пархоменко героически сражаются против немцев и побеждают супостата. В качестве едва ли не главного союзника кайзеровцев в фильме показаны... махновцы. Как и положено по советскому "канону", это алкоголики и дегенераты, а сам батька — гротескная карикатура, вызывающая у зрителя исключительно негативные эмоции и полное отторжение.

Подобным образом, в строго негативном ключе изображены анархисты и в фильме «Чрезвычайное поручение» (1965). Здесь в роли дурачка-рядового махновца был блестяще использован Савелий Крамаров, и его удачный образ спустя год перекочевал в кинофильм «Неуловимые мстители».
 
В советских экранизациях романа Алексея Толстого "Хождение по мукам" (1959 и 1977), Нестор Махно и его соратник Лёва Задов показаны просто душевнобольными маньяками.

Но, пожалуй, самый знаменитый антимахновский фильм — "Неуловимые мстители" (1966) Эдмонда Кеосаяна, ремейк "Красных дьяволят". Правда, в "Мстителях" отказались от фантастического пленения Махно и добавили ещё одного главного персонажа — экс-гимназиста Валерку. Афро-большевика Тома заменили Яшкой-цыганом. В тексте песни молодой красивый красноармеец-гармонист называет Махно «чёртом». Махновцы, как всегда, алкаши и придурки. Возмущает грубый исторический подлог авторов ленты: повстанческие формирования юга Украины на этот раз показаны союзниками белых.

В кинофильме «Салют Мария!», где эпизодическую роль Махно исполнил Валерий Золотухин, при всём лютом кровавом махновском беспределе, показанном авторами фильма, представлен и исторически верный эпизод: Махно раздаёт деньги нуждающимся горожанам.

Отдельного разбора полётов заслуживает кинопасквиль «Большая малая война» (1980), целиком посвящённый самому подлому эпизоду махновской эпопеи: нападению Красной армии на махновцев после совместной победы над Врангелем. Всё показанное в этом фильме составляет историческую фальсификацию, Махно, как всегда, сумасшедший псих, зато Фрунзе — сказочный богатырь, лично встречающийся с Махно, и в финале приказывающий стрелять по окружённым махновцам «только холостыми патронами». После этого неожиданного психического манёвра махновцы сдаются.

Хотя в 2007 году о Несторе Махно был снят сравнительно неплохой художественно-исторический сериал "Девять жизней Нестора Махно", у большинства людей, особенно в возрасте 45+ при упоминании о махновщине перед глазами всё равно встают образы из "Свадьбы в Малиновке" и "Неуловимых".

Приписываемое Махно советскими режиссёрами сотрудничество с немецкими интервентами безосновательно. По данным германского Генштаба, только за первых шесть месяцев пребывания интервентов на территории Украины во время селянских восстаний было убито около 22 тысяч немецких и австрийских солдат и офицеров. Значительная часть из них погибла в боях с махновцами.

Смешон и стереотип о том, что Махно был сторонником белых. Нестор Иванович заключал союзы несколько раз с большевиками, по одному разу с УНР и Григорьевым. Но с белыми воевал всегда. Осенью 1919-го именно Махно спас большевиков от полномасштабного деникинского наступления на Москву. В 1920 году махновские войска в составе Красной армии разбили Врангеля.

Расправившись с Врангелем, большевики бросили освободившиеся войска на борьбу с махновщиной. Силы были, мягко говоря, неравны, но Махно продержался ещё целых 9 месяцев, нанося Красной армии ощутимые удары.  28 августа 1921 года тяжелораненый Нестор Махно с отрядом из 78 человек перешёл границу с Румынией. Его крестьянская вольница с советами без коммунистов прекратила свое существование.

Следует отдать должное советским пропагандистам и в первую очередь кинематографистам: им удалось создать Нестору Махно образ пьяницы, предателя и мерзкого типа.

Даже сегодня говорить о том, что доброе имя батьки полностью очищено от наслоений лжи, было бы безосновательным оптимизмом.


Рецензии